Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Шаполовская Анна Владимировна

Употребление деепричастий в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи».

Тип:                 интегрированный урок (с элементами литературы, изобразительного искусства).

Вид:                 заочная экскурсия.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Цель:

1. Показать возможности деепричастия как средства выразительности в художественных текстах.

2. Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста.

3.Подготовить к экзамену

Задачи:

Учебные задачи:

  1. Работа по обнаружению деепричастий и деепричастных оборотов в текстах и определению пунктуационной ситуации.
  2.  Работа с деформированным текстом.
  3. Работа по образованию деепричастий от глаголов.

Развивающая задача:

- Развитие навыков составления художественного текста-описания с использованием деепричастий и деепричастных оборотов с целью придания ему большей выразительности.

Воспитательная задача:

- Эстетическое воспитание.

Оборудование: карточки-задания, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово

(Слайд №2)

Сегодня на уроке мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий, попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине.

3. Работа с поэтическим текстом

(Слайд № 3)

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные на первый взгляд детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

Сейчас мы познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор. 

(Слайд № 4)

Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна

Кипя

Шипя

Ворча

Журча

Крутясь

Струясь

Сливаясь

Вздуваясь

Вздымаясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Сплетаясь звеня клокоча

Блистая взлетая шатаясь

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросая меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катаясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Слайд № 5)

Задание № 1 (текст стихотворения распечатан заранее на каждый стол; учащиеся работают по одному или в паре)

  1. Сколько предложений в этом поэтическом тексте?
  2. Почему мы называем это предложение текстом?
  3. С какой целью используются в тексте деепричастия?

Задание № 2

Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.

  1. Работа с текстом искусствоведческого характера.

Картина Ивана Айвазовского «Ниагарский водопад»

(Слайд № 6)

Поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада при помощи деепричастий. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление произвел водопад на художника Ивана Константиновича Айвазовского.

(Приложение № 1. Творчество И.К.Айвазовского)

(Слайд № 7)

Репродукция картины И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад»

(при рассматривании репродукции воспроизводится звук водопада)

(Слайд № 8, 9)

Задание № 1 (текст на экране)

Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом стихотворения Р.Саути.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, … , устремляются вниз с огромной высоты. Они, … , неостановимо бегут наперегонки, … . Вот они, … , переливаются под лучами солнца, а вот, … , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, …, веками удивляет человека?

(Слайд-«ключ» № 10 )

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?

5.Тренировочные упражнения. Понаблюдайте за тем, какую роль играют

деепричастия в речи.

(Слайд № 11)

Задание № 1 

(Слайд № 12)

Перестройте и запишите предложение в соответствии со схемой.

Волны играют друг с другом, взлетают, спорят с ветром.

1. Волны, (деепричастие) и (деепричастие), (сказуемое).

2. Волны (сказуемое) и, (деепричастие), (сказуемое) .

3. Волны (сказуемое), (деепричастие), и (сказуемое).

(Слайд-«ключ» № 13)

1. Волны, играя друг с другом и взлетая, спорят с ветром.

2. Волны играют друг с другом и, взлетая, спорят с ветром.

3. Волны играют друг с другом, взлетая, и спорят с ветром.

Задание № 2

(Слайд № 14)

Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.

  1. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах.
  2. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах.
  3. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о проблемах.
  4. Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах.

(Слайд-«ключ» № 15)

  1. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах.
  2. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью, и заставляет забыть о проблемах.
  3. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью, и очаровывает, заставляя забыть о проблемах.
  4. Величие природы покоряет и, увлекая непредсказуемостью, заставляет забыть о проблемах.

Задание № 3  

(Слайд № 16)

Расставьте знаки препинания

  1. Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль.
  2. Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль.
  3. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль.
  4. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль.

(Слайд-«ключ» № 17)

  1. Неукротимая стихия бушует и, сокрушая все на своём пути, устремляется вдаль.
  2. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушая все на своём пути, устремляется вдаль.
  3. Неукротимая стихия бушует, отчаянно клокоча и сокрушая все на своём пути, устремляется вдаль.

  1. Неукротимая стихия бушует, отчаянно клокоча, и устремляется вдаль.

6. Поэтическая минутка

(Слайд № 18).

Человек, любуясь природой, восхищается её великолепием и ощущает себя частичкой мира.

Владимир Соловьев, поэт серебряного века, посвятил стихии водопада следующие строки.

(Слайд № 19)

                Шум далекий водопада

                Раздается через лес,

                Веет тихая отрада

                Из-за сумрачных небес.

                Только белый свод воздушный,

                Только белый сон земли...

                Сердце смолкнуло послушно,

                Все тревоги отошли.

                Неподвижная отрада,

                Все слилось как бы во сне...

                Шум далекий водопада

                Раздается в тишине

7.Дидактический сундучок.  Игра «Странные соответствия»

(Слайды № 20, 21, 22)

Задание

Замените одну букву, чтобы получилось деепричастие

№ 1

тт

ее

мм

нн

аа

яя

№ 2

ии

дд

ее

яя

№ 3

дд

оо

лл

яя

№ 4

гг

ии

рр

яя

№ 5

фф

ее

яя

№ 6

сс

оо

яя

(Слайд-«ключ» № 23)

Ключ: темнея, имея, деля, горя, рея, сея.

8. Подведение итогов уроков        

(Слайд № 24)

Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин, насколько велики выразительные возможности деепричастий.

Дома вам предстоит составить небольшой текст-описание картины И.К.Айвазовского «Девятый вал».

Репродукция картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»

(Слайд № 25)

Если задание покажется вам трудным, вы можете использовать карточку-подсказку

Курточка-подсказка

(Слайд № 26)

Всматриваясь в картину

Угрожая гибелью

Сияя над бушующим морем

Цепляясь за обломок мачты

Не теряя надежды на спасение

Усиливая оптимистический характер

Сверкая и переливаясь всеми цветами

Переходя в фантастический колорит        

Символизируя искреннюю любовь к природе



Предварительный просмотр:

Краткие сведения о творчестве И.К.Айвазовского.

В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир. Ему было поручено написать виды русских портов и приморских городов — Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Свеаборга, Гангута. С энтузиазмом Айвазовский взялся за новую работу и в несколько месяцев выполнил ее.

В своем творчестве он прославил героические дела флота, славную оборону Севастополя. Как певец моря, Айвазовский всегда был одним из самых известных русских художников. Все ему было доступно, все готово было служить его искусству. Но к весне он почувствовал такое влечение на юг, в Феодосию, что ничто не могло удержать его: ни росшая с каждым днем слава, ни обеспеченный прекрасный заработок, ни всеобщее внимание и предупредительность.

На окраине Феодосии он построил для себя дом и мастерскую и на всю жизнь поселился в этом небольшом черноморском городке. Трогательная любовь к своей родной Феодосии, плескавшееся у древних стен ее море — все давало художнику пищу новых образов. Его ненасытную жажду творчества можно было утолить только вдали от суеты, да и стремление к независимости удерживало его в Феодосии.

Картина «Девятый вал» была написана в 1848 (или в 1850), когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил. Картины его восторженно встречались широкими кругами зрителей, знатоками и ценителями искусства, критиками.

К этому времени И. К. Айвазовский побывал уже и за границей, где в короткое время стал самым знаменитым художником Италии. До него еще никто так верно и живо не изображал свет, воздух и воду. Папа Григорий XIV приобрел картину И. Айвазовского  «Хаос» и поставил ее в Ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших в мире художников. О его успехах писали все газеты, но, будучи скромным и благородным, он приписывал все эти успехи не столько себе, сколько всему русскому искусству.

Не только в Италии, но и в других европейских странах, где Айвазовский выставлял свои картины, его всегда сопровождал невиданный успех. Русский художник-гравер Ф. Иордан, тоже бывший в то время за границей, отмечал: «Его слава прогремела по всей Европе... Даже самонадеянный Париж восхищался его картинами».

До И. Айвазовского море редко изображалось русскими художниками, а его ранние произведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль, сияющая над морем луна — все изображалось художником с тонкой поэзией.  Но к середине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И. Айвазовский тоже расширил круг своих творческих интересов и тем.

Он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм. Одновременно росло и его творческое мастерство, в основе которого лежало внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой природы».

Своим названием картина обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие.

На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища.

Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения и людей, борющихся с морской стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся ни ми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический характер.

Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней.

Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.

Редкий и необычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным. Писатель И.А. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада». Айвазовского), писал о подобных же явлениях: «Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит... Через минуту цвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки и палевых облаков, и, наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».

Изображением только нескольких волн и солнечного сияния Айвазовский позволяет зрителю почувствовать мощь и красоту бушующего после урагана моря..

Верхняя часть картины вся наполнена фиолетово-розовой мглой, пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.

Свою картину художник выставил в Москве, и она стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории русской живописи это полотно блестит, как светлый луч, может быть, еще и потому, что И.К.Айвазовский выступил со своей «живой» любовью к природе в то время, когда мало кто из русских художников интересовался тем, что мы называем «душой» природы. Пейзажисты до И. Айвазовского писали главным образом «красивые виды», чтобы поразить зрителя чудесами и великолепием знаменитых живописных местностей. Об искренней любви к природе не было и речи, живой красоты ее не замечали, пейзажи писали порой без всякого вдохновения. Существовал даже особый шаблон пейзажной живописи, по которому и писали художники Воробьевской школы. И. Айвазовский тоже был в Академии учеником М.Н. Воробьева, но стоял несколько в стороне от всех остальных. Его отношение к природе (в частности, к морю) может быть выражено словами поэта:

Не то, что мните вы, Природа

Не слепок, не бездушный лик.

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Александр Бенуа впоследствии говорил: «...лишь один Айвазовский, идя по пятам Тернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшегося для них живым, органическим и даже разумным существом».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи Русский язык 6 класс Программа М.М. Разумовской

Слайд 2

Цель: 1. П оказать возможности деепричастия как средства выразительности в художественных текстах. 2. Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста. 3. Подготовить к экзамену .

Слайд 3

2. Работа с поэтическим текстом Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные на первый взгляд детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию. Сейчас мы познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор

Слайд 4

Кипя Шипя Ворча Журча Крутясь Струясь Сливаясь Вздуваясь Вздымаясь Мелькая шурша Резвясь и спеша Скользя обнимаясь Делясь и встречаясь Ласкаясь бунтуя летя Играя дробясь шелестя Сплетаясь звеня клокоча Блистая взлетая шатаясь Взвиваясь вертясь грохоча Морщинясь волнуясь катаясь Бросая меняясь воркуя шумя Взметаясь и пенясь ликуя гремя Дрожа разливаясь смеясь и болтая Катаясь извиваясь стремясь вырастая Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре !

Слайд 5

Задание № 1 Сколько предложений в этом поэтическом тексте? Почему мы называем это предложение текстом? С какой целью используются в тексте деепричастия? Задание № 2 Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.

Слайд 6

3. Работа с текстом по картине И. Айвазовского «Ниагарский водопад» Поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада при помощи деепричастий. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление произвел водопад на Ивана Константиновича Айвазовского

Слайд 8

Задание № 1 Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом стихотворения Р.Саути.

Слайд 9

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные пото- ки воды, … , устремляются вниз с ог- ромной высоты. Они, … , неостано- вимо бегут наперегонки, … Вот они, … , переливаются под лучами солнца, а вот, … , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, … , веками удивляет человека?

Слайд 10

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь , устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь , неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая , переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?

Слайд 12

Задание № 1 Перестройте и запишите предложение в соответствии со схемой. Волны играют друг с другом, взлетают , спорят с ветром. 1. Волны, (деепричастие) и (деепричастие), (сказуемое). 2. Волны (сказуемое) и , (деепричастие), (сказуемое) . 3. Волны (сказуемое) , (деепричастие) , и (сказуемое).

Слайд 13

Волны, играя друг с другом и взлетая , спорят с ветром. 2. Волны играют друг с другом и, взлетая , спорят с ветром. 3. Волны играют друг с другом, взлетая , и спорят с ветром.

Слайд 14

Задание № 2 Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты 1 . Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах. 2. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах. 3. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о проблемах. 4. Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах.

Слайд 15

1 . Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах. 2. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью, и заставляет забыть о проблемах. 3. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью. и очаровывает, заставляя забыть о проблемах. 4. Величие природы покоряет и, увлекая непредсказуемостью, заставляет забыть о проблемах .

Слайд 16

Задание № 3 Расставьте знаки препинания 1. Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль. 2. Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль. 3. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль. 4. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль.

Слайд 17

1. Неукротимая стихия бушует и, сокрушая все на своём пути , устремляется вдаль. 2. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушая все на своём пути , устремляется вдаль. 3. Неукротимая стихия бушует, отчаянно клокоча и сокрушая все на своём пути , устремляется вдаль. 4. Неукротимая стихия бушует, отчаянно клокоча , и устремляется вдаль.

Слайд 18

6. Поэтическая минутка Человек , любуясь природой, восхищается её великолепием и ощущает себя частичкой мира. Владимир Соловьев , поэт серебряного века, посвятил стихии водопада следующие строки.

Слайд 19

Шум далекий водопада Раздается через лес, Веет тихая отрада Из-за сумрачных небес Только белый свод воздушный, Только белый сон земли... Сердце смолкнуло послушно, Все тревоги отошли. Неподвижная отрада, Все слилось как бы во сне... Шум далекий водопада Раздается в тишине

Слайд 20

7. Дидактический сундучок . Игра «Странные соответствия » Задание Замените одну букву, чтобы получилось деепричастие № 1 т е м н а я

Слайд 21

№ 2 № 3 № 4 и д е я д о л я г и р я

Слайд 22

№ 5 ф е я № 6 с о я

Слайд 23

Ключ : темнея имея деля горя рея сея

Слайд 24

6. Итог урока. Домашнее задание . Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Дома вам предстоит составить текст-описание картины И.К.Айвазовского «Девятый вал».

Слайд 25

Если задание покажется вам трудным, вы можете использовать карточку-подсказку

Слайд 26

«Карточка-подсказка» Глядя на картину Угрожая гибелью Сияя над бушующим морем Цепляясь за обломок мачты Не теряя надежды на спасение Ухватившись за падающего товарища Усиливая оптимистический характер Сверкая и переливаясь всеми цветами Переходя в фантастический колорит Символизируя искреннюю любовь к природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...