статья "Обобщение опыта работы"
статья по русскому языку по теме

Иванова Елена Геннадьевна

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством нестандартных уроков и использования тестовых технологий. Реализация НРК на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности

 на уроках русского языка и литературы.

Эпоха ставит перед школой серьёзные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству.

Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе; выбор метода также обуславливается индивидуальными способностями, одарённостью учащихся. На своих уроках я использую различные методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный: сообщение информации учащимся с обязательным разъяснением и показом примеров.
  2. Проблемный метод: создание проблемных ситуаций на уроке.
  3. Исследовательский метод: привлечение учащихся к наблюдениям и умение делать выводы, обобщения.
  4. Частично-поисковый метод: подготовка школьников к самостоятельной деятельности.
  5. Практический метод – работа с упражнениями.

Как сделать уроки русского языка и литературы интересными? Этот вопрос всегда задают себе учителя – словесники. Каждый отвечает на поставленный вопрос по-своему. Кто-то опирается на достижения передовых педагогических технологий и опыт учителей – новаторов, кто-то активно применяет ИКТ-технологии. Поставив перед собой вопросы не только чему, но и как учить результативно, пришла к выводу, что наиболее результативны в этом плане следующие направления:

- Применение нестандартных уроков.

- Тестовые технологии как необходимый компонент подготовки к ЕГЭ и ГИА.

- Реализация НРК как одно из условий формирования личности ребёнка.

Нестандартные уроки.

Нестандартный урок – понятие очень ёмкое и широкое, но один из главных отличительных признаков таких уроков – связь с продуктивной, творческой деятельностью. Нестандартные уроки могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых игр, конкурсов и соревнований, интеллектуальных игр, уроков – путешествий и других заданий и форм с элементами занимательности. Что дают такие уроки? Положительных моментов здесь несколько:

  1. Нестандартный урок – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности.
  2. Нестандартный урок стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
  3. Нестандартный урок помогает преодолеть пассивность учащихся.
  4. Нестандартные уроки воспитывают чувство ответственности за весь коллектив, если это конкурс или соревнование.
  5. На таких уроках создаются условия психологического комфорта, когда каждый ученик, независимо от уровня общеучебной подготовки, вовлечён в процесс познания.
  6. Нестандартные уроки предполагают творческий подход к решению проблемы.
  7. Игровые моменты на уроках способствуют развитию памяти,  внимания, мышления.

На уроках русского языка я применяю игровые моменты на разных этапах урока. Эффективными считаю такие игры-задания, как «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Зоркий глаз», работу с сигнальными карточками, «Говорящие пальчики». Мои учащиеся любят интеллектуальные игры: викторины на уроках литературы, «Счастливый случай» , «Своя игра», «Поле чудес», «Грамматическое лото», причём учащиеся сами составляют вопросы викторины, любят игру «Кто хочет стать грамотным?». При использовании интеллектуальных игр формируется интерес к учению как важное средство повышения качества обучения. Доля игр в учебном процессе велика: от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.

Тестовые технологии на уроках русского языка и литературы.

Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая в последнее время всё шире применяется в российской школе. Результатом работы в этом направлении является проведение ГИА и ЕГЭ по русскому языку как обязательный экзамен и по литературе как экзамен по выбору. Изучение в целом курсов русского языка и литературы – подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ. Следовательно, тестовые технологии – это обязательный элемент уроков. Работу с тестами необходимо начинать ещё в начальном звене, а в среднем и старшем звене систематизировать эту работу. Я на своих уроках использую тесты с 5 класса. Среди тестов использую задания с выбором ответов – одного правильного или одного неправильного, задания на установление соответствия, задания типа «Закончи фразу», задания на установление последовательности.  С 5 класса практикую использование тестов не только как проверка домашнего задания или закрепление изученного в конце урока, но и обязательное тестирование после изучения каждого раздела. На уроках литературы помимо вышеуказанных видов тестов я применяю такой: «Вставьте в отрывок пропущенные слова». Этот вид тестирования развивает наблюдательность и память учащихся. Особенно эффективно применение такого вида работы при изучении поэтических произведений.

Использование тестовых технологий выполняет три взаимосвязанные функции:

- диагностическая – выявить уровень знаний и умений учащихся;

- обучающая – мотивирование учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала;

-воспитательная – периодичность и неизбежность использования тестов дисциплинирует учащихся, формирует стремление развить свои способности.

Анализируя опыт использования тестовых технологий, можно назвать преимущества тестирования:

- обеспечивают возможность учителю быстрой проверки знаний;

- тестирование ставит всех учащихся в равные условия;

- тестирование способствует большой  накопляемости оценок.

Думаю, что нужно обязательно учителю русского языка и литературы учитывать и недостатки при использовании тестов. Среди них – снижение использования речевого компонента, особенно на уроках литературы, снижение творческого подхода при выполнении заданий.

Использование тестовых технологий на уроках русского языка и литературы даёт учащимся возможность подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ, но необходимо обязательно учитывать тот факт, что применение тестовых технологий не должно быть эпизодическим; это целая система. Только так можно добиться хороших результатов.

Реализация НРК на уроках русского языка и литературы.

 «Каждый человек обязан знать,

среди какой красоты и

 каких нравственных ценностей он живёт».

Одним из направлений современной российской реформы является построение многообразия в образовании, которое строится путём реализации в системе образования принципов плюрализма в образовании, его многоукладности, альтернативности, вариативности. С этой целью внесены изменения в Государственный стандарт общего образования. В настоящее время Государственный стандарт общего образования по русскому языку и литературе включает три компонента: федеральный, региональный (далее – НРК) и компонент образовательного учреждения. Переход на новые стандарты образования, новый учебный план, обновление содержания курсов русского языка и литературы в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования требует высокой методологической и методической подготовки учителей русского языка и литературы. Национальный проект «Образование» даёт возможность педагогам участвовать в реализации изменений в образовании, целью которых является превращение его в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую требованиям времени и запросам общества. Каково же назначение НРК? В документах Министерства образования РФ подчёркивается, что «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Реализация НРК языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в следующих целях:

- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;

- повышение языковой культуры учащихся;

- овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения;

- овладение русским речевым этикетом.

Содержание регионального компонента языкового и литературного образования может быть реализовано в следующих направлениях:

- Риторика.

- Лингвистическое краеведение.

- Русская словесность.

- Литературное краеведение.

- Лингвистический анализ текста.

Усиление внимания к формированию культуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание учащимися красоты и выразительности родной речи – всё это стало важным моментом в определении содержания НРК языкового образования. А усиление нравственно-этического и культурно-эстетического аспекта, повышенное внимание к формированию культуры устной и письменной речи – это стало определяющими направлениями в реализации регионального компонента литературного образования. Содержание НРК литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманистическим ценностям, культурным традициям региона. На уроках литературы учащиеся наряду с решением задач литературного образования имеют возможность обсуждать проблемы, которые связаны с такими понятиями, как ответственность за свои поступки, сострадание и гуманность. Произведения хрестоматии «Литература России. Южный Урал» позволяют воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм, формировать умения анализировать и оценивать языковые факты. Введение НРК в курс литературы создаёт условие для формирования внутренней потребности личности учащихся изучать литературу родного края, воспитывает интерес и бережное отношение к языковой культуре родного края, его прошлому и настоящему. Знакомство с художественными текстами авторов Южного Урала и материалами о родном крае, изучение литературы о родном крае дают новые знания по многим предметам.

Работая над материалом НРК и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичность, доступность, наглядность, разнообразность материала, связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного и общего материала. Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – иллюстрации, фотографии, презентации. Интеграция элементов НРК в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие и исследовательские работы.

Использование НРК на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования; при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Живое слово земляков и о земляках на уроках воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. В своей педагогической деятельности я работаю над темой самообразования «Реализация НРК на уроках русского языка и литературы, истории и обществознания». Широко применяю интегрированные уроки литературы и истории. В плане применения НРК на уроках русского  языка я создаю рабочие тетради для учащихся (Приложение 1), где используются как тексты поэтов и писателей Южного Урала, так и тексты о Южном Урале и о земляках. Мною созданы презентации, которые можно использовать как на уроках развития речи (сочинение о герое, земляке), так и во внеклассной работе. ( презентации на диске). Чаще всего на уроках русского языка провожу путешествия, на которых использую тексты о Южном Урале для различных видов работ на уроке- синтаксический разбор предложения, выборочные диктанты, объяснительное письмо,  в том числе и для комплексного анализа текста (Приложение 2).  Практикую и использование исследовательской деятельности при изучении русского языка. Учащиеся 9 класса в прошлом учебном году разработали проект «Топонимика родного края»; в районном конкурсе исследовательских работ проект признан победителем.

Литература – великолепные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых детьми и есть основа и путь их духовного и нравственного становления и развития. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, важно обращаться к ценностному потенциалу литературы. Я пытаюсь реализовать эту цель на уроках литературы, активно используя НРК. Моя цель – воспитание истинного патриота, гражданина России через любовь к своей малой Родине. Оформление моего кабинета соответствует реализации НРК в учебно-воспитательном процессе. Накоплен большой материал для сменных стендов – «Челябинская область», «Писатели Южного Урала», Ася Горская», Сказы Бажова», «Поэзия Южного Урала», «Литература Брединского района». В период проведения предметных недель проходит конкурс сочинений о родном крае, дети пишут стихи о малой родине. В практике – проведение «Литературных гостиных», урок – «Литературный круиз по Южному Уралу», внеклассное мероприятие «Уральский сундучок». Регулярны библиотечные «Информины», на которых библиотекари из школьной и сельской библиотек знакомят учащихся с новинками литературы, уделяя особое внимание литературе Южного Урала. Постоянно провожу внеклассные мероприятия – линейки, посвященные какому-либо юбилею или историческому событию, интегрируя при этом материал литературы и истории. (юбилей комсомола, юбилей Победы, целина, полёт первого человека в космос и др.)(Приложение 3).  В настоящее время НРК стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает НРК. Внедрение НРК в изучение литературы и русского языка во многом решает задачу гуманизации образования, усиливает практическую и актуальную направленность уроков, учитывая интересы учащихся, формирует национальную, общекультурную компетентность грамотного ученика, знающего историю, традиции, обычаи, прошлое своего края. Потому как без знания прошлого в настоящем не построить будущего, которое будет жить веками.

Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учёбе. Думаю, что это не совсем правильно: мотивация не понизилась, а изменилась. Ребёнок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому я стараюсь сделать каждый урок не похожим на предыдущий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...