Подготовка к сочинению-описанию картины И.Попова "Первый снег", 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Мастер – класс: Подготовка к сочинению – описанию картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.В. Котельникова. Мастер – класс « Сочинение – описание картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной ».
(Ведущий говорит слова приветствия на музыкальном фоне, заставка из песни Ю. Шатунова «Твой дневник»)
Берег понимания… или чем живу, о чем думаю, о чем мечтаю… Мастер – класс с таким несколько интригующим названием спешит приветствовать всех присутствующих в этом зале. Нарушая классические законы жанра, без традиционного указания цели и задач подобных мероприятий, мы просим позволения начать сие действо, надеясь при этом на исключительно положительное его восприятие вами, умными и творческими зрителями.
(Пять человек по очереди выходят под продолжение песни Ю Шатунова. После одного куплета и припева зачитывают свои дневниковые записи)
- 9 марта 2001 года.
Вот и еще один прошел пустынный день,
Он ничего не дал и ничего не отнял,
Но сколько было времени потерь…
А ведь такой день не один – их сотни!
День, как день, прошел обычно… Мне кажется, что в моей жизни началась не очень - то хорошая полоса. Семка, нет, Сема… Теперь не скрываю от себя, да он мне нравится. Добрый, обаятельный, а какие красивые глаза! Он сегодня держал меня за руку и поздравил (правда с четырехдневным опозданием) с днем рождения! Я была бы рада на все 100%, но есть одно НО. В этот момент к нам подошли Катя Заболотник и Оксана Балдина, они на меня так посмотрели! Еще бы! А чего мне, глупой, ждать, ведь все в школе знают, что Сема и Катя – пара!
- Именно в этот момент у меня было такое ощущение, будто я вознесся на качелях высоко-высоко… Сочно – зеленые поля с лесными островами, необычайно легкий и нежный аромат сирени и голубые дали… а в голове звучит мелодия, какая – то особенная; я раньше никогда не испытывал ничего подобного…
- Он ворвался, как солнечный луч,
Разорвал тишину моих комнат,
Мое небо очистил от туч
И глаза мои солнцем наполнил!
4. У каждой вещи есть обратная сторона. Нужно только не побояться ее разглядеть, и
даже если она окажется хуже, чем мы ожидали, надо постараться увидеть в ней что –
то хорошее.
5. Ты всегда со мною рядом,
Ты в мыслях моих и мечтах,
Я просыпаюсь и имя твое мне награда,
Твое имя всегда на устах.
Засыпаю в мечтах о тебе я,
Вернее – пытаюсь заснуть,
Знаешь, в мечтах я сильнее…
(Говорят все одновременно)
- Каждый хочет иметь настоящего друга, но не каждому выпадает такая удача. Настоящая привязанность – теплота сердца, способность жертвовать требует любви и терпения, ее нельзя ни купить, ни продать.
- Как это выразить в словах?
Как объяснить мне чувство?
Любовь… застыло на устах,
И надоело, как ни грустно.
Мне не осталось ничего
От той любви, как будто милой,
Любила вовсе не его,
Свой идеал я в нем любила.
- Серебряная сказка зимы! Белые поля, переплетенные лентами лыжных снегов; безмолвный, занесенный снегом лес. В звездные ночи лунный снег колдует над полями.
- Люблю гитару твою и тебя,
Встреча с вами – неба награда!
В этот миг забываю себя,
Бог мой, а иного мне и не надо!
Гитару бережно держат руки твои,
Пальцы нежно струны целуют,
На стенах играют блики свечи,
Таинство вечера нам лишь даруют.
- Сегодня я столкнулся с невежественностью, а вежливость – понятие нравственное. Вежливость – это проявление уважения, это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается и, конечно, речевой этикет.
(Ведущий 1 резко прерывает их. Они замерли.)
Ведущий 1
Какофония! Какофония звуков, слов?! Их хаотичное и сумбурное нагромаждение?! Нет… Это – стройный ряд мыслей, это – взрывы эмоций, накалы страстей, это – чьи – то обнаженные до предела чувства. Чувства несказанные, чувства не высказанные вслух…
Я начинаю новую тетрадь
У старой дописав страницы,
Но в ней не перестану я мечтать
И в облаках парить свободной птицей!
Не перестану думать обо всем
И обо всех, кто далеко и рядом,
С тобой, тетрадь, я поделюсь потом,
Твое безмолвие – моя награда!
Храни все, что тебе я доверяю,
Ведь в сущности ты это я,
Тебе я вновь себя вверяю,
Иначе как? Мы с тобой друзья!
Ведущий 2
.
Все, что пишу во минуты вдохновенья,
Чем брежу средь вечерней тишины,
Все, что рисует мне воображенье –
Все правда, но порой мои мечты смешны.
Как много правды в том, что я писал,
Как много не посмел еще сказать,
Я чувства от бумаги не скрывал,
Старался все их дневнику отдать.
Ведущий 1
Дневнику, дневник… А что такое дневник?
Ведущий 2
Что такое дневник… Документ ученика, в котором ведутся записи расписания, заданных уроков и выставляются отметки. Но вряд ли он такой нам интересен!
Ведущий 1
А разве это слово неоднозначно?
Ведущий 2
Еще бы! Дневник также – это записи научного, общественного и личного характера, которые ведутся день за днем! Дневник… Вы только вслушайтесь! Слышите? День… Дни…
Ведущий 1
Вот интересно, а кому мы обязаны его появлению в нашей жизни?
Ведущий 2
Французам! Именно они подарили это слово русскому языку и, соответственно, народу еще в 18 веке!
Ведущий 1
Кстати, с конца 18 века дневник стал своеобразной литературной формой, которая открыла поистине безграничные возможности для изображения внутреннего мира персонажа.
Ведущий 2
Гоголь и его «Записки сумасшедшего», Лермонтов и «Журнал Печорина», Достоевский и «Тетрадь Ипполита», Симонов «Разные дни войны»…
(Ведущий 2 ушел)
Ведущий 1
Ну, это – великие люди! А что отражают в дневниках он и она, о чем можем написать ты и я?
(Те пятеро участников по очереди оживают и, произнося по одной фразе, выходят ближе к зрителям)
- Пишу о том, что произошло со мной в этот день.
- Высказываю мысли по поводу каких – то важных для меня событий.
- Выражаю свои чувства, описываю ощущения, говорю о мечтах и надеждах.
- Мне, к сожалению, больше не с кем поделиться радостью или печалью.
- А я, я просто размышляю…
(Они же, произносят по очереди следующую фразу и сразу встают спиной, после последних слов ведущего 1 уходят)
- Он – лучший друг.
- Он не предаст.
- Он не обидит.
- Он – собеседник.
- Знает все и все он видит.
Ведущий 1
- Он – берег понимания…
Где бы ты ни был: дома холодным зимним вечером, в ответственной командировке или дальнем путешествии он всегда с тобой. Он – твой друг. Кстати, важным условием ведения дневника является датирование: год, месяц, число, а порой, даже указывается и время. Дневники у всех разные: яркие, нарядные и мало - приметные, большие и маленькие. Но, какие бы они ни были, в одном они похожи - они – хранители наших тайн, немые слушатели сокровенностей. Сегодня мы, обладатели уникальной возможности, можем слегка приподнять покров дневниковых тайн. У нас в гостях Ксения Котенко, Ирина Синиченко, Александра Анина и Кристина Никулина со своими верными друзьями.
Ирина Синиченко
Дневничок, который вы видите, еще очень молодой. Я начала делать записи в нем совсем недавно. Причиной этому стала моя ссора с мамой. Я очень переживала по этому поводу. Это случилось поздним вечером, и в тот момент мне поделиться было совсем не с кем, поэтому я решила сделать небольшую запись в тетрадку.
На улице темно,
Лишь свет вдали сверкает.
Это не звезда, не солнце,
А мой последний яркий свет…
Он уйдет со мной на небеса,
Но пусть вернется к вам…
Пусть будет только белый свет,
А темный… позабыть его б на век!
Из всех тетрадок, которые попались мне на глаза, я выбрала именно эту, из – за ее расцветки. На ней много розового тона, цвета радости, беззаботности и тепла, а темных полосочек чуть – чуть. Мне хочется, чтобы в моей жизни всегда был лишь розовый цвет!
Ксения Котенко
А я веду свой дневник в электронном варианте. Это и современно, и очень удобно. Я могу что – то писать, удалять, добавлять, редактировать, вставлять разные интересные картинки. А пишу я о своих прогулках с подружками, о взаимоотношениях с одноклассниками, о поездках в Карлык, о спортивных соревнованиях, об отношениях с мамой и братом. Записи получаются разные: иногда веселые, иногда грустные. С вашего позволения я не буду их зачитывать, но могу показать на экране, как они выглядят. Их немного пока (я веду дневник с прошлого года), но я буду продолжать писать.
Александра Анина
Я давно уже не играю в куклы, потому что считаю себя взрослой. Но иногда хочется забыть обо всем и хоть на минутку вернуться в детство… яркое, беспечное и веселое… Обложка моего дневника отражает мой внутренний мир. Она очень яркая, сочная, с изображением вот такой красивой куклы. Иногда мне хочется быть похожей на нее. Этот дневник стал моим другом 2 года назад. Я чаще всего обращаюсь к нему, когда мне скучно или тогда, когда чувствую себя обиженной или расстроенной. Но, несмотря на эти обстоятельства, мои записи очень позитивны. Они о любви, о дружбе, о преданности.
Как маленький котенок в комочек соберусь,
Прижмусь к тебе поближе, силы наберусь.
Все страхи и невзгоды мне больше не страшны,
Ты при любой погоде сильней меня люби.
Не будь тебя со мною, я, веришь, пропаду,
Как маленький котенок, в комочек соберусь.
Страничках моего дневника украшают рисунки и аппликации, которые я делаю сама.
(Девочки рассказывают о своих дневниках и что – то зачитывают, сразу после них - мелодия NEO MASTER «Прогноз погоды». На ее фоне звучит следующий текст)
(Читает мальчик)
Сегодня проснулся утром и, еще не вылезая из постели, почувствовал, что в мире что - то произошло! В комнате особый рассеянный свет, какого не бывает ни весной, ни летом, ни осенью! Взглянул в окно и ахнул: за окном весело падают с неба белые хлопья, и вся земля, изгородь палисадника, ветви деревьев покрыты чистейшей белизны снегом! Первый снег! Выпал первый снег! Быстрее на улицу играть в снежки, строить крепость или лепить бабу, которая обязательно растает! Но тем более дорого создание рук твоих, тем более дорог свежий, приносящий радость первый снег!
Ведущий 1
Вот таким увидел маленький праздник природы писатель – прозаик Андрей Перегудов. Поэты и композиторы тоже не могут остаться в стороне от этой завораживающей картины. Их до глубины души трогают неожиданные сюрпризы природы.
Борис Пастернак, Сергей Никитин… «Снег идет…»
(Звучит песня на слова Б. Пастернака «Снег идет», исполняет С. Никитин, в это же время на экране проходит ряд репродукций зимней тематики или исполняется танец с картинами)
Вы заметили, что к поэтам и музыкантам поспешили присоединиться и художники. А как же иначе! Такое чудо природы не может оставить равнодушным никого!
(Разыгрывается мини – спектакль. Звенит будильник1, сразу включить будильник2. Девочка просыпается, потягивается, отключает будильник, включает радио. Звучит мелодия «Манчестер - Ливерпуль»).
Голос за кадром:
Гидрометценр передает:
«Хватит лежать на боку,
Спешите скорее к окну,
Погода сегодня прелестная
Настроение будет чудесное»!
(Девочка встает, надевает тапочки, подходить к импровизированному окну. В окне- репродукция картины И.Попова «Первый снег». Открывает штору)
Что происходит? Ух, ты! Да… заооконный пейзаж достоин восхищения… Вся наша улица, крыши домов, тротуары, - все покрыто снегом! Когда же он успел нападать?
(Берет мягкую игрушку, показывает ей картину за окном)
Филька, смотри, какая красотища!
(Берет дневник, пишет)
15 ноября. 9.30 утра.
Вчерашний пасмурный день не обещал такого нарядного утра! Настроение радостное! С каким нетерпением я ждала первого снега!
(Звучит песня «Снежинка», девочка подбегает к окну)
Ой, что это? Смотри, Филька, соседские девчонки даже запели от удовольствия! Кажется, у них тоже сегодня отличное настроение!
Вон, в телефонной будке милиционер, он звонит кому – то явно не по рабочим вопросам!
(Пишет в дневник)
Даже всегда строгий милиционер в это чудесное утро в необычайно хорошем расположении духа. Судя по позе, у него очень теплая и приятная беседа. Наверное, он разговаривает со своей подругой. Интересно, может быть они решают как лучше провести сегодняшний замечательный день?
(Смотрит в окно)
Ой, вон – вон вышел мой одноклассник Лешка! Он с удовольствием подставил свое лицо падающим пушистым хлопьям.
(Пишет в дневник)
Как бы мне хотелось хоть на секундочку превратиться в маленькую снежинку и опуститься на лешкину ладошку…
(Смотрит в окно)
Недалеко от Лешки – его щенок Мякиш. Он замер, наверное, удивлен, ведь для него это вообще первый в его жизни первый снег!
Ой, это же Иван Петрович! Мам, мама, ты дома?!
Мама
Да, дорогая, я готовлю завтрак!
Девочка
Мам, выгляни скорее в окно!
(Заходит мама с завтраком)
Мама
Я уже видела эту прелесть!
Девочка
Нет, смотри скорее! Кажется, Иван Петрович поправился, он уже стоит у окна, а совсем недавно он и подняться не мог. Это ему первый снежок помог!
(Машет рукой)
Мама
Завтракай, милая!
(Целует дочку и уходит)
(Пишет в дневник)
Первый снег не только подарил всем радость, но и даже смог вылечить больного дедушку.
(Смотрит в окно)
Да, похоже довольны все… Ой, Филька, смотри: там кто-то ладошку выставил в форточку! Вот смехота! Кажется, что он не верит своим глазам и хочет убедиться, что это не сон!
(Пишет в дневник)
Мой дорогой дневничок, пока-пока! Я побегу на улицу, так не терпится ощутить нежную прохладу на своих щеках! Вечером обещаю поделиться своими мыслями и, наверняка, хорошим настроением! А другим оно в такой день просто не может быть!
(Убегает)
Ведущий 1
15 ноября. 22.45
Алинка уже давно спит сном младенца. На ее розовых щечках блуждает легкая улыбка. И правда, ее день прошел удачно: вволю повеселилась с подружками; поиграли в снежки и даже слепили снежную бабу. А главное, Лешка сегодня проводил ее до подъезда! А что же ее молчаливый друг? Он остался без внимания? Нет, про него она никогда не забывает! Буквально час назад в нем появилась еще одна запись: «Как жаль, что я не художник! С каким бы удовольствием я написала бы потрясающую жанровую картину, картину о жизни людей, на которой запечатлела бы только одно мгновение, один миг, выбранный мной из жизни. Один, но какой! Самый выразительный, самый важный в сегодняшнем дне. Первый снег, что и говорить, уникальное явление природы. Явление, которое преображает не только все вокруг, но и меняет настроение людей. Еще вчера была осень – слякотная и пасмурная. Пасмурно в душах, пасмурно в глазах людей. А сегодняшнее утро подарило нам земную красоту, которой не устаешь любоваться, которой не устаешь восхищаться. Вчерашние грустинки и плохое настроение запорошило белыми пушистыми хлопьями. В город снова вернулась радость!
Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мертвый мел
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий
Голубовато – серебристый, розоватый, жемчужный, искрящийся белый снег – большой осенний сюрприз нашему маленькому городку!» Закроем исписанную страничку дневника, задернем оконные занавески, пусть Алинка спокойно спит. Завтрашний день будет не менее ярким и интересным. Кстати, она даже и не догадывается, что картина, которую она так мечтает написать, уже существует. Игорь Попов создал ее еще задолго до рождения Алинки. Но пусть это останется нашим с вами секретом: маленьких праздников природы хватит на всех!
(Звучит мелодия)
(Ведущий обращается к зрителям)
В предложенном вам сценарии прозвучали отрывки из дневниковых записей Екатерины Гребеневой, Наталии Котельниковой, Виктора Карманова, Марии Володиной, Ирины Беспаловой и Елены Котельниковой. Этот мастер – класс – лишь небольшая часть, предшествующая объемной работе с картиной И. Попова «Первый снег».Этот этап работы дал ребятам возможность познакомиться с такими понятиями, как дневниковая запись, жанровая картина, их особенностями, а также организовал первую встречу с картиной в нетрадиционной форме. Следующие этапы будут проведены в классической традиционной форме. Ребята и я надеемся, что вам понравился предложенный мини – спектакль. Мы будем рады, если смогли вас заинтересовать дневниковыми записями. Своих гостей мы очень любим, поэтому сегодня не отпустим вас с пустыми руками.
(Вручаем мини – версию дневника «Чем живу, о чем думаю, о чем мечтаю…»)
Остается сказать всем присутствующим спасибо за внимание и пригласить вас на наш очередной мастер – класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс
Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.Развивающая: ...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой....
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")
Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....
Урок "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"(1879г.) 5 класс. ФГОС
Сценарий урока в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС. Содержит мультимедийную презентацию....