научно-исследовательская работа "Мир школьных прозвищ".
творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) по теме

Хафизова Наталья Гурбазаровна

Прозвища широко распространены среди школьников. Нам стало интересно узнать историю возникновения прозвищ, причину их появления в подростковом возрасте, а также отношение учащихся к прозвищам. Цель исследования: изучить наличие прозвищ, особенности их происхождения у школьников 5-11 классов, проанализировать их отношение к прозвищам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Мир школьных прозвищ.

Оглавление

Введение     …………………………………………………………………….   3                                                                                                                                                        

1. Из истории собственного имени  …………………………………………    6                                                               

2. Отличие имени от прозвища   …………………………………………….    8                                                                         

3. Особенности прозвищ как языкового явления  ………………………….    9                                             

4. Семантика и происхождение прозвищ  …………………………………… 10

5. Структурно – образовательные модели прозвищ  ……………………….   13

6. Анализ практической деятельности  ……………………………………...   14

Заключение  …………………………………………………………………..   16

Список  литературы  ………………………………………………………...  17

Приложение  …………………………………………………………………..  18

Введение

        На уроках русского языка мы познакомились с группой собственных имен существительных. Их изучением занимается раздел лингвистики, который называется ономастика. Термин «ономастика» образован от греческого onomastik – “искусство давать имена». Эту науку иначе называют ещё ономатологией.

           В последние десятилетия, став самостоятельной наукой, ономастика разделилась в свою очередь на ряд более узких дисциплин: антропонимию, зоонимию, топонимию и другие. Антропонимия изучает личные человеческие имена, зоонимия интересуется кличками животных, топонимия осмысливает названия географических объектов, астронимия рассматривает названия небесных тел.

          Для меня особый интерес вызывает антропонимика (от греческого anthropos – человек и  ynyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей. Это имена личные, патронимы (именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена), антропонимы литературных произведений (литературная антропонимика), героев в фольклоре, в мифах и сказках.

        Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ школьников. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе «Лексика» мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы.

        Однако изучение прозвищ необходимо, так как они широко распространены в школьной среде, особенно в подростковом возрасте. Очень интересно и познавательно наблюдать за тем, как одним словом определяется характер человека, его привычки, поведение, особенности внешности.   Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

         Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

База исследования – учащиеся 5 - 11 классов МБОУ «СОШ №7» города Нижнекамска.

Актуальность:

-  прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

-    возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

-  исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

-   работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Цель исследования:

        Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5 - 11 классов, проанализировать их отношение к прозвищам.

Задачи:

  • Ознакомиться с литературой по ономастике и антропонимике;
  • провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;
  • составить картотеку школьных прозвищ;
  • сгруппировать прозвища в соответствии с их происхождением;
  • выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
  • выяснить причины возникновения прозвищ;
  • проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- анкетирование;

- анализ;

- сравнение;

- статистические исследования (подсчет, вычисления).

1. Из истории собственного имени

            Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они, как и другие слова, создаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом. История русских имён своими корнями уходит в очень отдалённую эпоху и тесно связана с историей русского народа и его языка.        

        Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

        В одних случаях человек характеризовался по какому - либо внешнему признаку, в других – по моральным качествам, по положению в племени или семье, по отношению к нему родителей и сородичей, а иногда – по роду его занятия. Последнее было возможно потому, что имена в старину давались не только в раннем детстве, как теперь, но и в зрелом возрасте. При этом взрослое имя часто жило одновременно с детским.

        Вот несколько  древних русских имён - характеристик:

- по внешности человека: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш;

- по черте человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Молчан,    

Дурак, Горд;

- по месту в семье: Первый, Второй, Друган, Третьяк, Меньшак;

- по профессии: Кожемяка, Селянин, Воин и другие.

       Впервые услышав эти имена, кое-кто может не поверить в их подлинность и скажет, что это не имена, а клички, прозвища. Однако в действительности это имена наших предков. А что касается того, что это клички, прозвища, то это тоже правильно. Ведь никакой разницы между именем и прозвищем в Древней Руси не было.

       Кроме имён, которые в прямом смысле могли быть названы характеристиками, наши предки использовали ещё так называемые имена - метафоры, то есть прозвища, рисующие облик или характер человека иносказательно, путём сравнения его с каким-то другим предметом. Так в качестве личных имён стали использовать названия птиц, животных, растений и различных предметов: Волк, Медведь, Жук, Орёл, Щука, Дуб, Берёза и другие.

        Слепая вера в некую сверхъестественную силу человеческого слова породила ещё одну разновидность метафорических имён – имена - талисманы, имена с «хитринкой». Наши предки очень боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других напастей, и поэтому родители специально давали своим хорошим детям «плохие» имена, такие как Дурак, Урод, Негодяй, Олух, Трус. Среди них было много слов с отрицательными приставками НЕ-, БЕЗ-: Некрас, Неудача, Безобраз, Безум, Безпута. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребёнка и спасёт от «порчи».

            Множество имён, которые используются и в наше время, дала православная Библия. Обычно они обозначают род деятельности или судьбу человека, который их носит. Многие имена были заимствованы из языков  восточных и европейских народов: древних греков, римлян, малоазиатских евреев, египтян, персов. Постепенно к ним стали привыкать, но и старые имена не забывали. Это привело к тому, что каждый русский в то далёкое время имел два имени: одно - «крещёное», то есть данное церковью, а второе «мирское», присвоенное ему «миром», то есть народом, или его родителями.

          С XV века «мирские» имена становятся менее почётными и получают название прозвищ. Первоначально прозвища не имели того иронического оттенка, который они приобрели позднее, а в XVII веке были вовсе официально запрещены при Петре I. С  этого времени русские во всех случаях жизни были обязаны зваться лишь одним именем – греческим.

        Имя даётся человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

2. Отличие имени от прозвищ

          Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

       Помимо имени, отчества и фамилии у многих людей имеются ещё и прозвища, которые отражают какие–либо характерные черты человека. В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

3. Особенности прозвищ как языкового явления

        Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

       Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких  людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).

       Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

       Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:

- выдвижение  лидеров микросообщества,

- выделение из группы отвергнутых людей,

- различение детей с одинаковыми именами,

- подчеркивание преемственности по родовой линии,

- поддразнивание и унижение,

- проявление симпатии.

4. Семантика и происхождение прозвищ.

       У прозвищ, как и у всех слов в языке, - есть своя биография, история, своя судьба. Как же они возникают? Мы провели анкетирование среди учащихся 5 - 11 классов. На наши вопросы ответили 100 человек. Конечно, не все из них были с нами откровенны. Но собранный материал позволяет нам выделить следующие группы прозвищ:

1) прозвища, образованные от фамилии носителей прозвищ: Лучок (Лукоянова), Панда (Панова), Титан (Титов), Цыпа (Цыбина), Гречка (Горячевских), Бобр (Боброва), Сухарь (Сушков), Петух (Петухова), Черновик (Чернова), Тарас (Тарасов), Куриная (Курица), Черная вдова (Вдовин), Вася (Васильев). 

2) прозвища, образованные от личных имён носителей прозвищ: Зебра (Зебо), Дэн (Данил), Юрчик (Юра), Ромчик (Рома), Фёдор (Федос), Тёмский, Артемон (Артём) , Рустик (Рустем),  Кузя (Гузель), Тёма (Темирлан), Чупик (Чулпан), Артур (Турик), Дина (Динара), Аля (Алия), Алиюшка (Алия), Нюта (Анна), Ангел (Ангелина), Натусик (Наташа), Кириешка (Кирилл), Ильназар (Ильназ), Ксюшмяк(Ксения), Булка(Булат).

  3) прозвища, связанные с особенностями внешности человека: Черный (по смуглому цвету лица), Толстушка, Пончик, Кабан, Пельмень (по фигуре), Валенок (медлительная), Мелкий (маленький по росту), Муравей (маленький по росту и смуглый), Страус (высокая), Ушастый (большие уши), Яйцо, Лысый (лысая голова), Белоснежка (бледное лицо), Косой (косят глаза), Пушкин (кудрявые волосы),  Дюймовочка (маленькая по росту), Помидор (быстро краснеет)

4) прозвища, связанные с возрастом человека: Малой (самый младший по возрасту среди друзей).

5) прозвища, связанные с особенностями характера, поведения, привычкам человека: Ботаник (отличница), Дракон, Бунтарка, Атаман (любит отстаивать своё мнение), Бублик (любит бублики), Наркоманка (много смеётся), Училка (любит указывать), Стрекоза (чересчур подвижная), Иван Грозный (строгая), Сиськи ходячие (ходит быстро),

6) прозвища, в основу которых положены поступки, а также какие-то события в жизни человека: Президент (президент школьного клуба старшеклассников), Гипс (постоянно получает травмы), Мастер (умеет все делать).

7) прозвища, связанные с национальностью человека: Хохол (украинец),

8) прозвища уменьшительно - ласкательные, не связанные с личным именем человека: Зайка, Киса, Маруська.

9) прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища:  Алсушка – пушка, Вика – сика.

10) прозвища, определить лексическое значение которых трудно или непонятно их происхождение: Фунтик, Фуфик, Кактус, Бобёр.

       Таким образом, проследив источник возникновения прозвищ, мы заметили, что большинство из них даются по следующим смысловым значениям:

1) по фамилиям или от личных имён носителей – 31

2) по внешнему виду – 14

3) по характеру, поведению, привычкам – 13

4) просто так -   4  

        И у мальчиков и у девочек чаще всего прозвища возникают по имени и фамилии носителей. Сами школьники на вопрос: почему они создают эти прозвища и часто употребляют их – говорят: «Так короче говорить, интереснее общаться». Таким образом, у учеников видно стремление к экономным формам речевого общения и к оригинальности речи.

       Как же относятся учащиеся к своим прозвищам? Что предпочитают: имя или прозвище? Опрос показал, что большинство учащихся предпочитают имена прозвищам, хотя есть и такие, кому свои прозвища нравятся, и есть те, кому всё равно, как их называют. Что касается учителей нашей школы, то они считают прозвища «опасной эпидемией» потому, что часто прозвища бывают обидными и несправедливыми. Дети, особенно в подростковом возрасте, дают прозвища ради насмешки. Часто каверкаются имя и фамилия. Иногда прозвища указывают на физические недостатки человека, что тоже очень неприятно. Например, толстый, горбатый и другие.

     Опасны ли прозвища? Я считаю, что некоторые прозвища не опасны, напротив, они подчёркивают внешность или характер человека. Например, красотка, везунчик.. Таким образом, я против оскорбительных прозвищ, но допускаю прозвища, которые нравятся самому человеку.

       Также мы задали себе вопрос: как меняются прозвища с возрастом ребят? Анализируя анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9 класс, а к 11 классу резко сокращается. Почему так происходит?     Мы считаем, что чем старше становится ребёнок, тем серьёзнее относится к своим словам, старается меньше причинять боль окружающим. Он начинает осознавать, что необдуманно сказанное слово может нанести душевную рану человеку.

        Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяется другим? Мы заметили, что это зависит от характера, поведения человека. У спокойного, тихого, незаметного ученика прозвище долго не меняется, а у подвижных, энергичных, общительных детей в зависимости от ситуации, смены интересов прозвище может легко замениться другим.

       И ещё: там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон.

5. Структурно – образовательные модели прозвищ.

       Нами было выделено 5 структурно - словообразовательных моделей и прозвища были распределены по следующим типам:

Тип прозвищ

Прозвища

1

Основа – существительное.

Чебурек, Дракон, Дюймовочка, Толстушка, Валенок, Муравей, Пельмень, Белоснежка, Страус, Училка, Стрекоза, Гипс, Ботаник, Белоснежка, Бублик, Наркоманка, Президент, Помидор, Кактус, Обезьяна, Булка,  Кабан, Яйцо, Газель и другие

2

Основа – прилагательное.

Чёрный, Мелкий, Косой, Малой,

Ушастый, Седой, Лысый

3

Словосочетание.

Сиськи ходячие, Иван Грозный, Лилипут Чёрный, Чёрная вдова

4

Прозвища, образованные по фонетическим признакам.

Чупик (Чулпан), Кириешка (Кирилл), Максим (Максон), Данчик (Данил), Гузель (Газель) и другие

5

Созвучные с начальным вариантом фамилии.

Лучок (Лукоянова), Сухарь (Сушков), Черновик (Чернова), Куриная (Курица), Тарас (Тарасов)

 

       Как видно из данной таблицы, школьные прозвища образованы, в основном, от существительных.

Заключение

   В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Прозвища распространены в школьной среде и среди них преобладают прозвища, образованные от имён и фамилий.
  2. Прозвища выполняют различные функции.
  3. Существует много способов образования прозвищ. Среди прозвищ, собранных нами,  преобладает способ образования прозвищ от существительного.

       Прозвища – неумирающее явление нашей жизни.  Ещё в 19 веке Н.В. Гоголь писал в своей поэме «Мёртвые души» о народных прозвищах: «Выражается сильно российский народ, и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света … ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».(«Мёртвые души», часть 1, гл. 5)

      От прозвищ никуда не денешься.  Главное, чтобы они были безобидными и не унижали честь и достоинство человека.

 

Список литературы

1. Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М., Просвещение, 2004.

2. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

3.Суслова А.В.,Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М., 1984.

4. Исаева Е.Л. Как назвать вашего ребёнка. Выбирая имя – выбираем судьбу. – М.: Центрполиграф, 2008.

5. Божко Н.М. Русский язык. 10-11 классы. Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2008.

Приложение №1

Анкета

1. Фамилия. Имя. Отчество.

2. Класс.

3. Есть ли у вас прозвище? Назовите его.

4. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

5. Кто дал вам прозвище?

6. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

7. Менялось ли у вас прозвище?

8. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

9. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

10. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

11. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

12. Как вы считаете, почему людям дают прозвища?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей  становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...

Курсовая работа на курсах повышения квалификации по теме "Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном музее"

В работе рассматриваются формы и методы работы по развитию научно- исследовательских навыков учащихся средней школы....

Мир школьных прозвищ

При изучении имен собственных в учебнике русского языка 5 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что имена, отчества, фамилии  пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не да...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Научно-исследовательская работа "История школьной формы"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 8 класса.Цель работы: выяснить, каковы перспективы возможного возврата формы в российские школы.    Задачи:  - выяснить существов...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...