Программа освоения СОТ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
проект (русский язык) по теме

Пушкарёва Лолла Владимировна

 

     

         Э.  Хаббард,  американский бизнесмен и писатель, утверждал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Мудрые слова, не потерявшие актуальности и в наше время. Одной из  инновационных технологий, способствующей достижению этой цели, несомненно, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).

      Действительно, в современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, чтобы быть   востребованным, успешным, необходимо иметь установку на непрерывное самообразование и самосовершенствование. Поэтому   школа  сегодня призвана воспитать  ребёнка личностью не только свободной, развитой и образованной,  но и личностью, обладающей  навыками самообучения и  критического мышления,  навыками работы с информацией и совместной работы,  навыком  решения проблемных ситуаций.

  Актуальность технологии РКМЧП неоспорима: современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не задумываясь над тем, что развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение самостоятельно оценивать факты, явления, события, принимать взвешенные решения, работать с информацией и т.п.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sot.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка муниципального района

Хворостянский Самарской области

ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО ОСВОЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ СОТ

«ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

              Выполнила:

              Пушкарёва Л. В., учитель русского языка  и литературы ГБОУ СОШ  

             с. Хворостянка

2013

ВВЕДЕНИЕ

         Э.  Хаббард,  американский бизнесмен и писатель, утверждал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Мудрые слова, не потерявшие актуальности и в наше время. Одной из  инновационных технологий, способствующей достижению этой цели, несомненно, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).

      Действительно, в современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, чтобы быть   востребованным, успешным, необходимо иметь установку на непрерывное самообразование и самосовершенствование. Поэтому   школа  сегодня призвана воспитать  ребёнка личностью не только свободной, развитой и образованной,  но и личностью, обладающей  навыками самообучения и  критического мышления,  навыками работы с информацией и совместной работы,  навыком  решения проблемных ситуаций.

        Актуальность технологии РКМЧП неоспорима: современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не задумываясь над тем, что развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение самостоятельно оценивать факты, явления, события, принимать взвешенные решения, работать с информацией и т.п.).

       Данная технология разрешает противоречие  между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках, в том числе русского языка и литературы;  между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками;  между возрастающей практической значимостью школьного курса русского языка и литературы и дефицитом учебного времени. Технология  способствует развитию творческого потенциала учащихся, преодолению следующих недостатков в преподавании литературы: поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, формализм в преподавании литературы как предмета идеологического цикла.

   

             При внедрении элементов технологии критического мышления мною были поставлены  цели:

-  формирование критического стиля мышления в процессе обучения русского языка и литературы;

- развитие навыков самостоятельной работы  с учебным материалом и информацией;

-  формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом  пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;  

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей  образовательных  технологий.

             Для  успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

-  сформировать у учащихся  умения и навыки  как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;

-  формировать критический стиль мышления в процессе обучения русскому языку и литературы,  развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

- развивать навыки самостоятельной работы  с учебным материалом и информацией;

-  формировать  умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом          пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

         В чем же специфика образовательной технологии развития  критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится  на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии  (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и готовым  не только к функционально-ролевому, но и личностному взаимодействию в каждый момент времени каждой учебной ситуации: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

       Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия, что  задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя,  использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.

Стадии и  приемы технологии РКМЧП

Функции трех стадий ТРКМЧП можно представить следующим образом:

Стадия

                                         Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление

содержание

Информационная (получение новой информацией по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний)

Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Стадия 1. Вызов. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается и обсуждается учащимися; работа на первой стадии ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия (фаза)

  Деятельность

      учителя

    Деятельность

      учащихся

 Возможные приемы и методы

 1. Вызов

Вызов уже имеющихся по изучаемому вопросу знаний, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; «Верные и неверные» утверждения; перепутанные логические цепочки;

«Мозговая атака»

Пример 1. На уроке русского языка в 6 классе по теме «Разграничение деловой и научной речи» на стадии  вызова использую приёмы «Перепутанный текст» и  «Правда-неправда (верные-неверные утверждения)». Ученики работают в группе, помогая друг другу в нахождении верного ответа.

Учитель: - Ребята,  сейчас я попытаюсь вас запутать, говоря неправду с точки зрения правил русского языка.  Если вы согласны со мной, говорите: «Правда!».  Если нет, то «Неправда» и объясняете мне,  почему я неправа. Договорились? Будьте внимательны!

- Познакомьтесь с заданием.

1) Большая роль в приобретении, закреплении и расширении знаний принадлежит самообразованию, самостоятельной работе.

2) Оно выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов.

3) Знание — результат познавательной деятельности человека.

Учитель: - Утверждение 1. Пред вами текст. (Обучающиеся не соглашаются с эти утверждением и объясняют причину несогласия: «Текст – это ряд предложений, связанных между собой по смыслу»)

Учитель: - Восстановите порядок предложений. Я считаю, что 1 по смыслу должно быть 1 предложение. Почему вы  не согласны? Запишите текст в исправленном виде.

Учитель: - Продолжим? Я считаю, что этот текст относится к научному стилю.

Достаточно ли у вас знаний, чтобы согласиться с моим утверждением или опровергнуть его? В чём вы уверены, а что вызывает сомнение? Чтобы вы хотели узнать?

 1- много

РС

официальная обстановка

сообщение ???

- Чтобы уточнить цель высказывания, обратимся к тексту учебника, а затем закончим составлять  речевую ситуацию (РС).

Пример 2.

Стадия вызова на уроке русского языка в 10 классе по теме: «Правописание приставок».

Учитель: - Сегодня у нас очередная встреча с задание из КИМов. Итак,  А 15. Перейдите по ссылке на сайт Дмитрия Гущина. Давайте рассмотрим, с чем связано это задание?  

Ученики работают в группе, выясняя, с какими правилами и  умениями связано это задание. Затем после обмена информацией коллективно составляется кластер «А15».

Пример 3. На стадии вызова на уроке  литературы в 11 классе по теме «И.А.Бунин. «Солнечный удар»» использую приём составления кластера «Солнечный удар» на основе ассоциаций, связанных с этим словосочетанием.                                                                                                                Учитель: - Ребята, после чтения с остановками на стадии рефлексии мы вернёмся к кластеру, чтобы сравнить наши первоначальные  впечатления  и конечные ощущения:  до чтения рассказа и после него.

Стадия 2. Осмысление. На этой стадии происходит непосредственный контакт обучающихся с информацией (текст, фильм, лекция, материал параграф;, работа ведется индивидуально – парами – группами.   

 

2. Осмыс-

ление

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знания «старого» к «новому».

Ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

 - маркировка с использованием 2-3-4 значков («V», «+», «-», «?»), которые по мере чтения становятся на полях;

-  введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;

- стратегия РАФТ;

- стратегия ИДЕАЛ;

- стратегия ФИШБОУН;

-  «Тонкие» и «толстые» вопросы

Пример 1. На стадии осмысления на уроке литературы  по теме  «А.С.Пушкин.  Роман «Евгений Онегин»» (обобщающее повторение в 10 классе) использую стратегию РАФТ («В стране литературных героев»).                                                                                                         Роль (от имени кого составляется текст?).                                                                                              Аудитория (кому адресован текст?).                                                                                              Форма (письмо,  записка, телеграмма,  дневник, беседа в дружеском кругу и т.д).                                                                Тема (о чём?).                                                                                                                                   Данная стратегия формирует у учащихся ряд важных навыков и умений:  готовность к импровизации,  свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник),  анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру,  понимание специфики жанра и т.д.  Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием. Класс делится на группы, у каждой из которых своё задание:

1 группа.                                                   Роль: Татьяна.                                                             Аудитория: семейный круг.                                                               Форма: воспоминания, полилог.                                                                                                                         Тема: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский.

2 группа.                                                                 Роль: Ольга.                                                             Аудитория: семейный круг.                                                               Форма: воспоминания, полилог.                                                                                                                         Тема: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский.

3 группа.                                                                Роль: матушка Ольги и Татьяны.                                                             Аудитория: семейный круг.                                                               Форма: воспоминания, полилог.                                                                                                                         Тема: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский.

4 группа.

 Роль: Онегин.

Аудитория: дневник.

Форма: воспоминания.

Тема: Татьяна, Ленский, о себе.

После обсуждения в группе и выработки линии поведения ученики, представители каждой группы, участвуют в мини-инсценировках, проясняя важные, на их взгляд,  моменты романа.

Пример 2. Стадия осмысления на уроке литературы в 10 классе по теме           «А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» (обобщающее повторение)» предполагает такой вид работы как составление кластеров «Татьяна», «Онегин».  Этот вид работы помогает учащимся выделить черты характеров главных героев, понять мотивы их поступков:

Пример 3. На стадии осмысления на уроке литературы в 9 классе по теме   «М.Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество» применяю такие технологии и стратегии, как  РАФТ, «Тонкие» и «толстые» вопросы, ИНСЕРТ. Разделившись на группы, обучающиеся отбирают материал в соответствии с замыслом: я – Лермонтов, я – корреспондент. Корреспонденты составляют вопросы, на которые  хотели бы получить подробные ответы.

Роль: Лермонтов.

Аудитория: аудитория.

Форма: пресс-конференция.

Тема (о чём):  жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

 

Роль: журналист.

Аудитория: аудитория.

Форма: пресс-конференция.

Тема (о чём):  жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

3 стадия. Рефлексия. На данной стадии  обучающиеся имеют возможность закрепить новые знания и перестроить своё первичное представление об изучаемом материале.

3. Рефлек-

сии

Возвращение обучающихся первоначальным записям-предположениям;  их изменение и дополнение, дополнение, выполнение творческих, исследовательских или практических заданий на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

- Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно- следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на   поставленные вопросы.

- организация устных и письменных круглых столов;

-оформление портфолио;

- «бортовых журналов»

- Синквейн

- Диаманта

-  эссе.

Пример 1. Стадия рефлексии на уроке литературы в 8 классе  по теме «Н.В.Гоголь. «Шинель» связана с составлением  синквейна.  Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах предлагаю учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчает процесс подбора слов, с другой — помогает выбрать наиболее точные, образные. Пример одного из синквейнов по данному произведению:

Шинель

рваная и новая

не тревожит, волнует, выводит в люди

меняет человека

соблазн

Пример 2. На стадии рефлексии на уроке литературы или русского языка в технологии РАФТ использую приём  «Записки на манжете» (название этого приёма аналогично названию повести  М.А.Булгакова  «Записки на манжетах»). Обучающиеся создают небольшие по объёму творческие работы в виде дневниковых записей, телеграмм, записок.

     Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, развивает творческий потенциал учащихся, учит следовать девизу «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».

Список использованной литературы:

1.Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

2.Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

3.Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

5.Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

6.Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-

9.Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....