Урок русского языка в 5 классе «Ойконимия поселка Таксимо»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Серёдкина Наталья Ивановна

При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» в курсе 5 класса, мы с ребятами задумались над тем, как называются улицы в нашем поселке Таксимо, и обнаружили, что у нас нет улиц, названных в честь великих людей, но зато много названий, отражающих другие события и явления как прошлого, так и настоящего нашего поселка.

Так возникла мысль о создании проекта «Ойконимия поселка Таксимо».

Целью проекта является систематизация топонимов поселка Таксимо и составление списка имен людей, достойных увековечивания в названиях улиц поселка.

Методы исследования:

ü     Поиск и обработка информации;

ü     Анкетирование;

ü     Анализ и синтез

Результаты исследования были представлены на уроке-презентации проекта «Ойконимия поселка Таксимо»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Письмо».

Цели урока:

  1. Образовательные цели:

- дать понятие «эпистолярный жанр»;

- раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;

- познакомить с разными видами писем по цели общения;

- ознакомить со смысловыми частями письма;

- показать роль общения в письме

- научить составлению личного письма.

  1. Развивающие цели:

- овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;

- закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;

- развитие образного и логического мышления путем составления письма.

  1. Воспитательные цели:

- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

- формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют сотни или тысячи километров, на помощь приходит письмо. До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Конечно, и у телефона и у компьютерной сети свои преимущества – не нужно долго ждать, возможно мгновенное соединение абонентов, с этим никто не спорит. Но, во-первых, по телефону можно лишь констатировать какой-то факт, сообщить основную информацию, а как же чувства, раздумья, эмоции, словом все то, что так легко можно передать на бумаге. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых, политических деятелей), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми. В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) –художественные произведения в виде писем, посланий. В русской литературе известны эпистолярные повести («Бедные люди» Ф. М. Достоевского), рассказы («Ванька» А. П. Чехова), поэмы («Пять страниц» К. М. Симонова), лирические стихи («Письмо к матери», «Письмо деду» С, А. Есенина). Иногда письмо является дополнительным средством характеристики в реалистическом произведении (письма Татьяны Онегину и Онегина к Татьяне в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; письмо Хлестакова в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и т.д.).

  1. Виды письма.
  1. Письмо является разновидностью деловых бумаг, а они сопутствуют человеку во многих случаях жизни. Необходимо научиться писать хотя бы самые распространенные из них. По цели общения различаются деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету; они различаются и по содержанию и по стилевому оформлению: если дружеское письмо можно написать в свободной форме, то деловое письмо пишется по определенной форме.
  2. Отличается деловое письмо и манерой изложения: строго официальный («сухой») тон, точность, ясность, возможная краткость; употребление слов только в их прямом значении.

Деловое письмо в отличии от личного письма, представляет собой деловую бумагу, в которой содержится запрос или уведомление о чем-либо. Деловое письмо пишется, когда нужно получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Желательно посвящать письмо одному вопросу. Тон письма должен быть деловым и корректным.

  1. Деловые письма пишутся по следующему плану:

1) наименование должности (иногда указываются инициалы и фамилия) лица и название учреждения, организации, которым адресуется деловое письмо;

        2) содержание просьбы или уведомления;

        3) подпись автора письма;

        4) дата;

        5) адрес отправителя (можно не указывать, адрес имеется на конверте).

  1. Закрепление

Полученные сведения закрепляются путем составления делового письма в издательство «Мир книги» (работа выполняется на следующем уроке).

        Ученикам рекомендуется обсудить с родителями содержание данного письма и сделать запрос на те книги, в которых действительно нуждается школьник. Составленные ими деловые письма можно отправить по назначению, с тем чтобы ученики смогли получить заказанный товар.

5. Личные (дружеские, поздравительные) письма пишутся в более свободной форме, но следует учитывать, что любое письмо строится по определенной схеме:

        1. Зачин.

        2. Основная часть.

        3. Концовка.

        Зачин обычно начинается с обращения к адресату.

  • Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?
  • Каким словом обычно начинаем мы письма (здравствуйте!)
  • Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах «здравие, здоровье»
  • Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (Си прописной буквы).

В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом. Форму вы избираете по своему усмотрению.

        Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов «До свидания», «До встречи», дату написания письма и вашу подпись.

  1. Оформление адреса.

Ванька Жуков, герой чеховского рассказа, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, «свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

                        На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:

«Константину Макарычу».

Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма.

- Как вы думаете, дедушка Константин Макарыч получил письмо внука? (Нет).

- А почему? (Потому что Ванька неправильно написал адрес).

- Совершенно верно. Ни одно письмо не найдет своего получатель, если неверно написан адрес.

Слово «адрес» вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения. Адресат – [нем. Adressat < фран.] – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д.

        Адресант – [нем. Adressant<фр.] – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.

        Правила оформления адреса:

  1. Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.
  2. Названия республик, городов, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; Ф.И.О. получателя – в дательном падеже; Ф.И.О. отправителя – в родительном падеже.
  3. На почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта; следует научить детей правильно писать каждую цифру индекса).
  4. Располагаются части адреса в строгой последовательности, установленной органами связи. (Показывается на конверте).

Далее учитель сообщает адрес издательства «Мир книги» и записывает его на доске.

111116

        г. Москва

а/я 30 «Мир Книги».

  1. Письмо должно быть грамотно написано. В письме не должно быть ошибок. (Сообщение учащегося).

Сколько хлопот с орфографией, сколько ее учить! И ведь что обидно: придумали ее взрослые, а учить приходится детям!

        А что будет, если обойтись без нее? Просто так: написал, как слышишь, - и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают.

        Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Вини-Пух, поросенок Пяточек, Кролик, Сова и другие.

        Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку.

                (На мониторе компьютера) рисунок с запиской – «УШОЛ ЩАСВИРНУСЬ ЗАНИТ С ЩАС ВИРНУС К.Р.» 

        Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой записке. Но Сова тоже была озадаченна и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. Оба стали беспокоиться. Где он сейчас? В каком он положении?

        В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился. «Он «обалдевает» знаниями», - сообщил ослик Иа-Иа.

        Следующая записка мальчика выглядела по-другому:

(На мониторе) рисунок с запиской – «Я УШЕЛ. СЕЙЧАС ВЕРНУСЬ. К.Р.».

 

        И никаких недоразумений больше не было. Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказка все кончается хорошо. А что случилось бы, если так писали обычные люди в обычном городе?

        Один ученый попытался представить себе, что из этого может выйти. А выходит вот что. В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочесть газеты, книги, письма, вывески. Скорая медицинская помощь опаздывает к больным, потому что очень долго разбирает адрес. Работникам уголовного розыска трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться.

        Люди вовремя не получают почту, так как почтальоны не понимают адрес получателя. Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного, потому что им труднее читать. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло.

                (На мониторе) рисунок с надписью

                        «ПАТАМУШТА ИМТРУДНЕИ ЧИТАТ»

        - Я думаю, что никто из вас, ребята, не захочет быть жителем такого города, поэтому всегда следует заботиться о грамотности того, что пишешь, а особенно письма: ведь его будет читать другой человек, и очень важно, чтобы тебя поняли правильно. И еще, когда пишешь письмо, нужно писать аккуратно и разборчиво, ведь небрежный почерк выражает неуважительное отношение к  тому, кому ты пишешь.

8. Как идет почта? (стр. 215-216, книга «Все обо всем») (сообщение ученика).

Как идет почта?                          

Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас?

Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.

Интересное путешествие, не правда ли?

9. Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258, книга «Все обо всем») (сообщение ученика).

Где и как появилась почтовая служба?

Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия «ПОНИ-ЭКСПРЕСС». Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.

Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.

Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался «бутылочной» почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.

10. С. Я. Маршак «Почта». 

                1

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке!

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много

Писем

В сумке на боку -

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.

2

- Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!

- Заказное для Житкова!
Извините, нет такого!

- Где же этот гражданин!

- Улетел вчера в Берлин.

        3

Житков за границу

По воздуху мчится —

Земля зеленеет внизу,

А вслед за Житковым

В вагоне почтовом

Письмо заказное везут.

Пакеты по полкам

Разложены с толком,

В дороге разборка идёт,

И два почтальона

На лавках вагона

Качаются ночь напролёт.

...Открытка —

В Дубровку,

Посылка —

В Покровку,

Газета —

На станцию Клин.

Письмо —

В Бологое.

А вот заказное

Пойдёт за границу — в Берлин,

        4

Идёт берлинский почтальон,

Последней почтой нагружён.

Одет таким он франтом:

Фуражка с красным кантом.

На тёмно-синем пиджаке

Зелёные петлицы.

Идёт и держит он в руке

Письмо из-за границы.

Кругом прохожие спешат.

Машины шинами шуршат,

Одна другой быстрее,

По Липовой аллее.

Подходит к двери почтальон.

Швейцару старому поклон.

- Письмо для герр Житкова
Из номера шестого!

Вчера в одиннадцать часов
Уехал в Англию Житков!

        5

Письмо

Само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный

Пассажир.

В дороге

Оно

Не пьёт и не ест

И только одно

Говорит:

— Срочное.

Англия.

Лондон.

Вест,

14, Бобкин-стрит.

        6

Бежит, подбрасывая груз,

За автобусом автобус.

Качаются на крыше

Плакаты и афиши.

Кондуктор с лесенки кричит:  

- Конец маршрута! Бобкин-стрит!

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит

Шагает быстро мистер Смит

В почтовой синей кепке,

А сам он вроде щепки.

Идёт в четырнадцатый дом,

Стучит висячим молотком

И говорит сурово:

- Для мистера Житкова.-

Швейцар глядит из-под очков

На имя и фамилию

И говорит: — Борис Житков

Отправился в Бразилию.

        7

Пароход

Отойдёт

Через две минуты.

Чемоданами народ

Занял все каюты.

Но в одну

Из кают

Чемоданов не несут.

Там поедет вот что:

Почтальон и почта.

        8

Под пальмами Бразилии,

От зноя утомлён,

Шагает дон Базилио,

Бразильский почтальон.

В руке он держит странное,

Измятое письмо.

На марке — иностранное

Почтовое клеймо.

И надпись над фамилией

О том, что адресат

Уехал из Бразилии

Обратно в Ленинград.

        9

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке!

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон!

Он протягивает снова

Заказное для Житкова.

— Для Житкова!

Эй, Борис,

Получи и распишись!

10

Мой сосед вскочил с постели:

- Вот так чудо в самом деле!

Погляди, письмо за мной

Облетело шар земной.

Мчалось по морю вдогонку,

Понеслось на Амазонку.

Вслед за мной его везли

Поезда и корабли.

По морям и горным склонам

Добрело оно ко мне.

Честь и слава почтальонам,

Утомлённым, запылённым,

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне!

        Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма.

        А сейчас мы послушаем стихотворение... О почте. Написал его замечательный поэт С. Я. Маршак.

        (Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на мониторе компьютера демонстрируются иллюстрации к стихотворению)

11. В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну из конкурсных тем (по выбору). Темы записаны на доске.

        1. Письмо моей семье.

        2. Письмо другу.

        3. Письмо президенту.

        4. Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее.

        5. Письмо ветерану.

Д/з: Закончить начатое письмо.

Список использованной литературы.

  1. К. П. Щепина «Обучение деловому письму на уроках русского языка», М-в «Просвещение», 1980.
  2. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая «Секреты орфографии», Москва «Просвещение», 1991.
  3. Словарь литературоведческих терминов», Москва, «Просвещение», 1971.
  4. «Уроки русского языка в 5-ом классе». Волгоград. Издательство «Братья Гринины», 2001 г.
  5. «Все обо всем», Москва, 1994.
  6. С. Я. Маршак – «Почта», Москва, Детская литература, 1988.


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 5 классе

 «Ойконимия поселка Таксимо»

Автор: Середкина Наталья Ивановна

учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №1

 имени А.А.Мезенцева» Муйского района

Телефон: домашний: 8-301-32-54-0-95; рабочий: 8-301-32-54-3-84; e-mail: tssh1@mail.ru

При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» в курсе 5 класса, выполняя упражнение 493, мы с ребятами задумались над тем, как называются улицы в нашем поселке Таксимо, и обнаружили, что у нас нет улиц, названных в честь великих людей, но зато много названий, отражающих другие события и явления как прошлого, так и настоящего нашего поселка.

Так возникла мысль о создании проекта «Ойконимия поселка Таксимо». Не сразу определились с название проекта. Было предложено три названия: «Улицы нашего поселка», «Топонимия поселка Таксимо», «Ойконимия поселка Таксимо». Решили остановиться на третьем названии, т.к. слово «ойконимия» в переводе с греческого языка означает «совокупность ойконимов определенной территории», а «ойконим»- «собственное название населенного пункта».

Поскольку в Таксимо 8 микрорайонов (6 во временном и 2 в постоянном поселке), решили разделиться на 8 микрогрупп и начать работу по выявлению названий всех улиц поселка. На выполнение поисково-исследовательского этапа отвели 1 месяц.

По истечении этого срока все группы представили собранный материал и под руководством учителя классифицировали названия улиц, оформив это в виде таблицы.

 Помимо выявления названия улиц, ребята анкетировали своих родителей, соседей, учителей на предмет своего исследования. Кроме  того, были сфотографированы вывески с названиями улиц, наиболее интересные постройки в поселке, чтобы создать презентацию. На уроке, посвященном ойконимии нашего поселка, выступили представители всех групп.

  1. Тема проекта: «Ойконимия поселка Таксимо».
  2. По характеру доминирующей деятельности: поисково-исследовательский.
  3. По количеству участников: групповой.
  4. По продолжительности: краткосрочный (1 месяц).
  5. По предметно-содержательной области: межпредметный.

Цель проекта: систематизировать топонимы поселка Таксимо и предложить список имен людей, достойных увековечивания в названиях улиц поселка.

Задачи:

  • Составить список названий улиц Таксимо;
  • Классифицировать топонимы;
  • Узнать мнение жителей поселка о людях, достойных увековечивания в названиях улиц.

Методы:

  • Поиск и обработка информации;
  • Анкетирование;
  • Анализ и синтез

Результаты исследования были представлены на уроке-презентации проекта «Ойконимия поселка Таксимо».

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Ойконимия поселка Таксимо»

Цели урока:

  1. Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
  2. Пробуждение интереса к истории родного края.

Воспитание активной жизненной позиции. 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: урок-презентация

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, в течение месяца вы работали над темой нашего урока. Вами проделана большая, интересная работа, и я думаю, что многие из вас по-другому взглянули на наш поселок и изменили свое отношение к нему. Любой из нас, попадая в незнакомый город или поселок, невольно обращает внимание на местные достопримечательности: памятники, красивые здания и сооружения, исторические объекты. Не менее важны при этом  и названия улиц. Обычно улицы называют именно так не просто потому, что этого кто-то пожелал, а пытаются запечатлеть в названии историю данного населенного пункта, отметить заслуги какой-либо местной знаменитости или местоположение улицы.

Изучением географических названий занимается топонимика. Нас интересует происхождение названий улиц нашего поселка Таксимо.

 Такими топонимами занимается особый раздел топонимики-ойконимия.

  1. Выступление исследовательских групп

Классификация названий улиц Таксимо

1. Эвенкийские названия

Поселение Таксимо появилось в конце 19 века. Все названия, дошедшие до нас перед началом освоения нашей долины русскими -эвенкийские. Ведь на этой земле исконно жили эвенки. Например, название реки Муя с эвенкийского переводится как «конец тропы», а название посёлка Таксимо - «медвежий угол» или «чаша».

Соответственно названия улиц Муйская, Таксимовская, могут быть отнесены к эвенкийским названиям.

2. Имена «малой Родины»

Уже во времена революции существовал небольшой посёлок. Люди занимались охотой, рыболовством. В годы Великой Отечественной Войны был образован колхоз имени С.М. Будённого. Колхозники занимались разведением скота, сеяли рожь и пшеницу, производили молочные продукты.

С началом активного строительства Байкало-Амурской железной дороги началась вторая жизнь Таксимо. Со всех концов нашей Родины ехали добровольцы строить БАМ, и каждый нёс в своём сердце память о малой Родине, что и отразилось в названиях улиц нового посёлка. В микрорайоне БелБам о том, что здесь жили и работали посланцы Белоруссии, говорят названия улиц Белорусская, Минская, а также название столовой «Полесье» и ДК «Верас».

Постоянный посёлок отличается ярко выраженной индивидуальностью архитектуры. Строители, приехавшие из Латвии, привнесли свой национальный колорит - островерхие крыши, название улиц на двух языках, расположение подъездов с двух сторон дома - всё это напоминает посёлки в Латвии. До сих пор жители микрорайона с благодарностью вспоминают тех, кто строил эти дома, а также вокзал и ТОЦ. И сам микрорайон называется ЛатБам (с улицами Латвийская, Рижская, Даугава).

Только услышав названия улиц и микрорайонов, можно понять, откуда приезжали люди строить наш посёлок: Украинская, Днепропетровская, Самарская, Сибирская, Иркутская, Братская, Закаменская.

3. Идеологические и исторические названия.

 В советское время в каждом городе или посёлке обязательно была улица имени Ленина или Советов, это была дань времени. Несмотря на то, что наш посёлок строился в 70-е годы XX, века в нём мало названий улиц, отражающих идеологию государства, но несколько таких топонимов есть. Это улицы: 40 лет Победы, 70 лет Октября, 8 Марта, Интернациональная, Комсомольская, Майская, Мира, Октябрьская, Пролетарская, Советская, Олимпийская.

Жизненный подвиг БАМовцев отражён только в двух названиях - это улицы Первопроходцев и Первостроителей. Условно сюда же можно отнести названия улиц Молодёжная и Энтузиастов.

4. Профессиональные и досуговые названия

В нашем посёлке работают люди разных профессий, многие из которых утратили былую актуальность в связи с сокращением производства, хотя названия улиц сохранились.

Автодорожная, Локомотивная, Магистральная, Механизаторов - в названии этих улиц отразились наиболее распространённые занятия населения. На улице Авиаторов проживали работники аэропорта. Улица Школьная расположена в районе ТСОШ №1. На улицах Горняцкая и Приисковая жили работники рудника «Иракинда». (Слово «иракинда» с эвенкийского переводится как «глухариные места»).

Кроме этого, в данной категории улицы: Больничная (и одноимённый переулок), Геологическая, Клубная, Коммунальная, Лесхозная, Мостостроителей, Промышленная, Строителей, Строительная, Транзитная

Занятия жителей в свободное время отражают следующие названия: Огородная, Садовая, Спортивная (и одноимённый переулок).

5. Гидронимы.

 Природа нашего района разнообразна. Посёлок расположен в долине, со всех сторон окружённой горными хребтами. Из водоёмов в нашем районе преобладают реки и озёра. Это нашло отражение и в названиях улиц: Аиктинская, Байкальская, Баранчеевская, Витимская, Келянская, Муйская, Озёрная, Приозёрная, Речная, Родниковая. А так же Даугава.

6. Ботанические названия

В нашей местности большое видовое разнообразие растений. Люди любят их, стараются не уничтожать, сами сажают новые деревья и кустарники. Очень много в посёлке «растительных» названий улиц, которые отражают флору не только поселка, но и всего Муйского района.

Это улицы Берёзовая, Брусничная, Вербная, Грибная, Еловая, Кедровая, Лиственничная, Ольховая, Сосновая. Эти названия - своеобразный путеводитель по растительному миру Муйской долины.

Сюда же можно отнести названия улиц Зелёная, Лесная, Таёжная, Тенистая, Хвойная, как отражающие особенности флоры района.

7. Неклассифицированные названия

Но есть в Таксимо несколько улиц, названия которых трудно отнести к определённой группе. Это улицы Восточная, Северная (которые расположены рядом, без соблюдения географических правил), Солнечная, Кольцевая, Новосёлов, Юбилейная.

Названия многих улиц можно отнести к нескольким категориям.

Но есть в нашем посёлке «безликие» и неблагозвучные названия - это микрорайон Центральный и Нахаловка.

 Результаты анкетирования

Для анализа удовлетворённости населения названиями улиц Таксимо было проведено анкетирование 45 человек. Была предложена анкета:

  1. вопрос. Нравится ли Вам название вашей улицы?
  2. вопрос. Знаете ли Вы историю названий нашего посёлка?

По результатам проведен анализ опроса людей по четырём возрастным категориям:

  • подростки (до 17 лет) - 18 человек;
  • молодёжь (18-30 лет) - 7 человек;
  • взрослые (31 - 45 лет) - 14 человек;
  • люди старших возрастов (свыше 46 лет) - 6 человек.

Результаты следующие:

Возрастная категория

Вопрос 1

Вопрос 2

Да

Нет

Всё равно

Да

Нет

Подростки

14

1

3

10

8

Молодежь

7

-

-

1

6

Взрослые

13

1

-

6

8

Старшее поколение

5

1

-

4

2

3   вопрос.   Какие   люди,   по   Вашему   мнению,   достойны,   быть увековеченными в названиях улиц нашего посёлка?

Были предложены следующие варианты:

Фамилии

Количество упоминаний

Имена первопроходцев, первостроителей БАМа (в том числе Войналович, Галанин, Курочкин, Люберцев)

Деятели науки и искусства (в том числе Лермонтов, Пушкин, Ломоносов, Менделеев)

Политические деятели и военачальники (в том числе Р. Люксембург, К. Маркс, М. Кутузов, А. Суворов, В.В. Путин)

23 12 8

Так же было предложено имя иракиндинского поэта Б. Немцова.

III. Заключительно  слово учителя.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  • большинство респондентов устраивает название улицы проживания (что видно даже в отношении к адресным табличкам);
  • об   истории   названий   знает   менее   половины   опрошенных,   причём наименее информирована в этом вопросе молодёжь в возрасте 18-30 лет;
  • преобладают профессиональные и досуговые названия, что характерно для новых поселений;
  • было предложено 18 новых названий улиц. Самые популярные ответы связаны с БАМовцами и людьми, которые много сделали для нашего района. К сожалению, многие люди не определились, именами каких именно людей надо назвать улицы в нашем посёлке.

Можно предложить небольшой план действий, направленных на облагораживание названий наших улиц:

  1. Переименовать улицы и переулки, дублирующие друг друга (например, улица и переулок Больничный, Советский, Спортивный)
  2. Изменить безликие названия (переулки 1-ый, 2-ой Центральный)
  3. Изменить неблагозвучные названия микрорайонов (Нахаловка)

Работа над проектом для вас, ребята, была первой большой исследовательской работой. Я уверена, что вы на этом не остановитесь и будете участниками других интересных проектов.

Тема нашего проекта вдохновила меня на создание стихов об улицах Таксимо. Послушайте, что у меня получилось.

Моё Таксимо

Родное Таксимо! Нет лучше мест на свете.

На улицах твоих Встречаю я рассвет.

Багульник здесь цветёт,

И ярко солнце светит,

И сердце, как всегда,

От радости поёт.

Ведь улицы твои -

Истории хранители.

Как в зеркале

В них отразилось навсегда

Откуда ехали

На БАМ строители:

И Рига, и Иркутск,

И Минск послали их сюда.

Есть много

Улиц славных в Таксимо,

Вы вдумайтесь-ка

В их названья:

Еловая, Сосновая,

Брусничная - само

Очарование тайги

Вас заворожит словно.

Озерная, Речная,

Приозёрная,

Лесная, Луговая

И Грибная-

Названий всех

Не перечесть.

Всё это -

Сторона моя родная,

Которую мне

Предстоит навек сберечь.


Технологическая карта проекта «Ойконимия поселка Таксимо».

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности учителя

1

2

3

  1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы
  1. Выбор вида проектной деятельности из предложенного руководителем (урок, посвященный ойконимии поселка Таксимо). Знакомство с целями и задачами выбранного вида проектной деятельности: собирание материала по группам, анкетирование родителей, знакомых с целью определения актуальности выбранной темы.  Распределение названий улиц по микрорайонам. Встречи со сторожилами для выяснения истории названия некоторых улиц. Выбор названия проекта.
  1. Формирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Обращается за помощью к родителям учеников ввиду их возраста.  Направляет поиски учащихся в нужное русло, определяет границы работы групп. Систематизирует материал вместе с учащимися.
  1. Технологический: выполнение запланированной работы по сбору материала (запись названий улиц по микрорайонам)
  1. Реализация поисково-исследовательского            этапа, создание полного списка названий улиц поселка по микрорайонам, работа с анкетами. Работа фотографов из кружка «Юный фотограф».

  1. Контролирует, корректирует выполнение заданий.
  1. Практическая реализация проекта: классификация исходных данных
  1. Выявление закономерностей в названиях улиц Таксимо, составление классификационной таблицы ойконимических названий поселка Таксимо.  Обработка анкетных данных.  Отбор наиболее интересных фотографий.

  1. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.
  1. Внесение необходимых изменений
  1. Уточнение классификации названий улиц поселка, окончательные выводы по анкетированию жителей поселка.

  1. Контролирует, координирует, корректирует деятельность учащихся.
  1. Заключительный этап (презентация проекта)
  1. Представление своего; самооценка проекта участия в проекте. Определение практической значимости проекта
  1. Помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...