Урок по русскому языку в 10 классе по теме: «Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Морозова Наталья Ивановна

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: "Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях ." Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала. Урок к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова Наталья Ивановна МБОУ«СОШ «12» г. Кашира -8

Урок по русскому языку в 10  классе по теме:

«Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Цель урока:

  1. Обобщение знаний учащихся, связанных с написанием Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;
  2. Формировать умение выбирать Н и НН  при написании полных отымённых и отглагольных прилагательных,  полных причастий;
  3. Отрабатывать умение использовать правило написания Н и НН в отымённых  и отглагольных прилагательных, в полных  причастиях;
  4. Совершенствование навыков аналитического разбора.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-  повторить  и обобщить с учащимися  правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;

- проверить знания учащихся по русскому языку при выполнении разноплановых  заданий;

- отработать умение строить доказательную цепочку при написании Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях, использовать при этом таблицы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- прививать интерес к языку;

- воспитывать любовь к прекрасному,  уважение к творческому наследию соотечественников;

- воспитывать чувство гордости  за свой родной язык;

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в творческой группе.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать творческое мышление при выполнении заданий;

- развивать навыки работы в творческих группах;

- развивать внимание, память при выполнении поисковых заданий.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ:

- соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, на интерактивной доске, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.

НАГЛЯДНОСТЬ: возле доски лежат учебники 8 класса по географии, по химии, по геометрии.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, обычная доска, ПК, на столах у учащихся индивидуальная папка с таблицами.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

  1. Организационный момент. Запись в дневники домашнего задания.
  2. Проверка домашнего задания (работа учащихся у доски).
  3. Фронтальный опрос (повторение и обобщение пройденного материала).
  4. Повторение изученного  материала, работа с содержанием таблиц.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление  изученного материала: объяснительный диктант, выборочно - распределительный диктант, проверка карточки ученика, решение заданий из ЕГЭ.
  7. Рубрика «Как много в мире интересного».
  8. Домашнее задание.
  9.  Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись в тетрадях даты и темы урока.  Запись в дневники домашнего задания (упражнения 267,214 (1) письменно).
  2. Определение цели урока (Беседа с учащимися):

На доске записаны слова

Соломе…ая шляпа

Связа…ый шарф

Вяза…ый шарф

Вяза…ый бабушкой шарф

- Ребята, на доске записаны слова, скажите, слова каких частей речи представлены здесь?

-Можно ли без объяснений, без знания правил написать в данных словах  Н и НН?

- Что нам нужно повторить, чтобы эти слова правильно написать?

(учащиеся сами формулируют цель урока)

  1. Проверка домашнего задания  (2  учащихся у доски работают над словами, в которых пропущены орфограммы. Предложения и словосочетания  с пропусками  записаны на доске).

1 карточка (вставить пропуски, а класс будет подбирать проверочное слово)

        Сокр…щать выступление, ум…лять о помощи, сл…зинка, в…лчонок, ж…леть родителей, кр…сноватый, зацв…сти, ст…льной прутик, б…родатый мужчина, укр…щать зверя, в…шнёвое варенье, оч…щать, сож…ление.

2 карточка (вставить пропуски, а класс будет подбирать проверочное слово)

Л…чебница – учреждение, в котором ………………… . Л…вушка – приспособление для ………….   кого – либо. К…локольня – башня с ………. на здании церкви или рядом с ней. Кан…тоходец – цирковой артист, который …………… по ……………… . Кн…голюб – тот, кто ………. читать и собирать …………………….. . К…феварка – посуда, в которой  варят ………. .

  1. Фронтальный опрос (проводится тогда, когда 2 учащихся выполняют работу возле доски по карточкам):

- Ребята,  давайте напомним друг другу, что  же такое  имя прилагательное как часть речи?

-Догадайтесь, в теме урока звучит словосочетание: отымённое прилагательное? О каких прилагательных идёт речь?

-Что же такое причастие?

- Что такое причастный оборот?

- Как отличить главное и зависимое слово при причастии?

- От слова какой части речи образуются отглагольные прилагательные и причастия?

5. Проверка домашнего задания (карточка 1, карточка 2 – проверка вставленных орфограмм, класс проговаривает проверочные слова).

     6.  Работа по повторению и обобщению материала (работа с интерактивной доской):

- Ребята, давайте рассмотрим первую таблицу и скажем, когда же в отымённых прилагательных пишется Н, а когда  пишется НН?

- Давайте рассмотрим вторую таблицу. Скажите, что общего между полным отглагольным прилагательным и полным причастием? Как же отличить полное отглагольное прилагательное от полного причастия?

   

          Вывод делают сами учащиеся

Итак, при выборе  написания Н и НН в слове  необходимо:

  1. узнать, от какого слова произошло данное слово;
  2. доказать, к какой части речи относится данное слово;
  3. сделать выбор в написании Н и НН.

       7.  Физкультминутка (проводит учитель).

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

            8. Закрепление изученного материала:  объяснительная работа у доски (объяснительный диктант).

Задание 1.  От существительных образуйте прилагательные, выделите суффиксы и объясните их написание.

        Лебедь, ветер, нефть, обед, земля, клюква, революция, луна, мышь, карманный.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условие выбора изученной орфограммы.

На застеклё…ой веранде, за занавеше…ым окном, решё…ую задачу, зва…ый на ужин гость, встревоже…ый голос, расстрое…ое лицо, посея…ая рожь, кваше…ая капуста, асфальтирова…ая улица, лома…ая линия, исправле…ая ошибка, слома…ый зонт.  

Задание 3. Выборочно - распределительный диктант: выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните написание, заполните таблицу данными примерами.

Отымённое прилагательное

Причастие

Отглагольное прилагательное

!. Как любят находить задумчивые взоры завеянные рвы, навеянные горы, былинки сонные среди нагих полей.

2. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней.

3. Погода стояла безветренная, океан походил на расплавленное стекло.

4. Компот был сварен из сушёных фруктов.

Задание 4. А сейчас, ребята, мы побудем в роли учителей. Проверьте, пожалуйста, карточку  ученика  7 класса, покажите, сколько ошибок вы нашли, поднимите карточку с количеством ошибок,  необходимо исправить эти ошибки.

Вязанная кофта ей очень нравилась. Кипячёное молоко я пью по вечерам.

Выглаженая рубашка лежала на стуле. Вспоминаю лицо дяди с вечно нахмуреными бровями. Серебрянная ложечка лежала на столе.

Задание 5. Решение заданий из ЕГЭ  - А 13.

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ?

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особенно выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

1) 1                           2) 2, 3                      3) 1, 2, 3                     4) 1, 3

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН ?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и совершенно не скользят по гладкому каме(3)ому полу?

1) 1                           2) 1, 3                      3) 1, 2, 3                     4) 2, 3

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ?

Любимыми блюдами Петра 1 были жаре(1)ое мясо, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

1) 1                           2) 1, 2, 3, 4                      3) 1, 3                     4) 2, 3

           9. Работа возле доски: Рубрика «Как много в мире интересного».

- Ребята, часто ли в жизни мы с вами встречаемся со словами, в которых пишется Н и НН? Давайте проанализируем данный факт и сделаем вывод  (работа с этикетками).

- Сделайте вывод: часто ли в жизни встречаются слова с правописанием Н и НН?

10. Разъяснение домашнего задания (упражнения 267, 214 (1) письменно)

  1.  Подведение итогов урока:
  • Что за тему мы сегодня повторяли  на уроке?
  • Что вспомнили и повторили?
  • Что научились делать?
  1.  Выставление оценок за работу на уроке.
  2.  Мне было комфортно работать с вами, большое спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях

Слайд 2

Домашнее задание Упражнение 267 , у пражнение 214 (1) письменно

Слайд 3

Соломе… ая шляпа Связа … ый шарф Вяза… ый шарф Вяза… ый бабушкой шарф

Слайд 4

Цель урока: Обобщение знаний учащихся, связанных с написанием Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях; Формировать умение выбирать Н и НН при написании полных отымённых и отглагольных прилагательных, полных причастий; Отрабатывать умение использовать правило написания Н и НН в отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях; Совершенствование навыков аналитического разбора.

Слайд 5

Правописание Н и НН ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (Отыменное прилагательное) Образуется от имени существительного. Н НН В суффиксах -АН-, -ЯН-. ИСКЛЮЧЕНИЕ: стекл-яНН-ый , олов-яНН-ый , дерев-яНН-ый . В суффиксах -ОНН-, -ЕНН-. ИСКЛЮЧЕНИЕ: ветр-еН-ый , НО БЕЗВЕТР-ЕНН-ЫЙ. 2. В суффиксе –ИН-. 2. Корень заканчивается на Н , суффикс начинается на Н : кармаН-Н-ый , лимоН-Н-ый , картиН-Н-ый .

Слайд 6

Причастие Отглагольное прилагательное ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГЛАГОЛА В причастии может быть приставка (кроме приставки НЕ-) С причастием могут быть зависимые слова или зависимое слово Причастие может заканчиваться на - ованный , - ёванный (кроме кованый, жёваный) 4. Причастие образуется от глагола СОВЕРШЕННОГО ВИДА Если хотя бы один признак у слова имеется, то это причастие, а в полной форме пишется -НН- ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГЛАГОЛА В отглагольном прилагательном не может быть приставки С отглагольным прилагательным не может быть зависимых слов или зависимого слова Отглагольное прилагательное не может оканчиваться на - ованный , - ёванный 4. Отглагольное прилагательное НЕ может образовываться от глагола совершенного вида Если ни одного признака у слова нет, то перед нами отглагольное прилагательное, а в полной форме пишется -Н-

Слайд 7

Запомни: Медле нн ый Жела нн ый Свяще нн ый Нечая нн ый Невида нн ый Неслыха нн ый Нежда нн ый Да нн ый Жема нн ый Негада нн ый Неожида нн ый Отчая нн ый Счита нн ый Чва нн ый Чека нн ый Дела нн ый

Слайд 8

Проверьте карточку ученика 7 класса, покажите, сколько ошибок вы нашли, поднимите карточку с количеством ошибок. Необходимо исправить эти ошибки

Слайд 9

Решение заданий из ЕГЭ - А 13. А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? Хрупкий точё (1) ый силуэт изображё (2)ой на картине девушки особенно выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени. 1) 1 2 ) 2, 3 3) 1, 2, 3 4 ) 1, 3

Слайд 10

Правильный ответ: 4

Слайд 11

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН ? Почему коньки, сдела (1) ые из любого материала, скользят только по ледя (2)ой поверхности и совершенно не скользят по гладкому каме (3) ому полу? 1) 1 2 ) 1, 3 3) 1, 2, 3 4 ) 2, 3

Слайд 12

Правильный ответ: 2

Слайд 13

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? Любимыми блюдами Петра 1 были жаре(1) ое мясо, запечё (2) ая рыба, толстые колбасы, копчё (3) ый окорок и маринова (4) ые грибы. 1) 1 2 ) 1, 2, 3, 4 3 ) 1, 3 4) 2, 3

Слайд 14

Правильный ответ: 3

Слайд 15

Домашнее задание Упражнение 267, у пражнение 214 (1) письменно

Слайд 16

Подведение итогов урока : Что за тему мы сегодня изучали на уроке? Что вспомнили и повторили? Что научились делать? Домашнее задание все записали? Спасибо вам за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 10классе на тему «Подготовка к написанию ЕГЭ. Часть С» или «Легко ли быть молодым?»

Данный  урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода.  На уроке совершенствуются  навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Уч...

Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема: правописание О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

Проектным уроком мы называем урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности обучающихся путём осуществления учебного проекта. Он явля...

Конспект бинарного урока по русскому языку и производственному обучению Тема " Правописание глаголов». Приготовление щей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ       НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ...

Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".

Конспект урока по русскому языку для 5 классаТема "Правописание приставок на -з,-с".цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...