Урок развития речи по русскому языку в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Самойлова Галина Владимировна

Обучение учащихся эпистолярному жанру. Письмо от имени жителя города Калинова о событиях летом 1859 года, случившихся с Катериной Кабановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка в 10 классе51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  и литературы в 10 классе

Урок развития речи

Русский язык и литература.

Тема: Сочинения разных жанров: письмо

Цель: раскрыть свою точку зрения на события в произведении

           А.Н. Островского «Гроза»

Задачи:

обучающие:    - познакомить учащихся с формой письма и его оформлением

                          -  дать понятие основным признакам жанра

                          - познакомить с письмами А.С.Пушкина, И.С. Тургенева.

                          - дать представление об особенностях стилистики писем

                            А.С.Пушкина и И.С. Тургенева;

                           - обозначить, где используется открытое письмо (романы,

                             публицистика, критика)                      

 развивающие:    - познакомить с произведениями, написанными в

                             эпистолярном жанре ( «Письма русского путешествен-

                              ника»  Н.М.Карамзина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина,

                              «Бедные люди» Ф.М.Достоевского);

                             - совершенствовать умение работать с авторским словом;

                             - развивать умение эмоционально откликаться на художест-

                               венное слово

                             - развивать культуру общения и речи;

 воспитательные:- воспитывать у учащихся негативное отношение к

                             отрицательным качествам человека;

                             - воспитывать у учащихся отсутствие боязни, стеснения

                              высказывать собственное мнение.

Тип урока: развитие речи

Вид урока: практикум

 

Оборудование: - раздаточный материал (письма А.С.Пушкина,

                              И.С.Тургенева)

                             - книги Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского

                             - пьеса А.Н. Островского «Гроза»

                                 В кн. Островский А.Н. Драматургия – М.:АСТ: Астрель,

                                 2008, с.72-132

                             - чистые листы формата А4

Приложение

  1. Ксерокс писем А.С.Пушкина, И.С. Тургенева
  2. Копии обложек книг, представленных классу
  3. Письма учеников

Урок №1

Ход урока

Доска                     Сочинения разных жанров: письмо

1. Организационный момент

2. Введение в тему.

Записать тему урока.

Беседа

 Проблемные вопросы:

а). Какие жанры литературы вы знаете?

б). Что вы знаете об эпистолярном жанре?

в). Давно ли вы писали письма?

г). Как оформляется письмо?

д). Какие темы могут освещаться  в письме?

е). Что представляют собой открытые письма?

Практическая работа № 1

1. Слово учителя:

  Познакомимся с некоторыми книгами, написанными в эпистолярном жанре.

   Книга «Письма русского путешественника» Карамзина Н.М.

  М.: Из-во «Правда», 1980, 606с.

2. Комментарий ученика с использованием интерактивной доски. В 1789 году Карамзин Н.М. отправляется в путешествие за границу, которое длилось больше года. Он посетил Германию, Англию, Францию, Швейцарию. Итогом путешествия стала эта книга. Для избрания жанра путевых «писем» оказала влияние уже сложившаяся в  европейской литературе традиция (Дефо, Свифт, Смоллет). Структуру жанра отличает динамизм, отсутствие нормативности, изображение точно увиденного, реальную действительность. Автор беседует с читателями. Это открытые письма.

   Книга А.С. Пушкина «Роман в письмах».

М.: «Советская Россия»,1984, 43 – 56с.

3.Комментарий ученика с использованием интерактивной доски.

 Неоконченный роман сохранился в черновой рукописи.

Вероятно, время написания 1829 год, т.к. им датировано 5-ое письмо.

Черновик находится в тетради среди набросков «Путешествия Онегина».

По некоторым замечаниям автора, роман писался во второй половине октября или в первых числах ноября, когда Пушкин А.С. гостил в имении П.И. Вульфа в Тверской губернии. Из названия произведения можно судить, что он представляет собой переписку на житейские темы. Десять писем подруг Лизы и Саши друг другу и переписка Владимира со своим другом.

Книга «Бедные люди» Ф.М.Достоевского.

М.: Из-во «Правда», 1982, 19-150с.

4 Комментарий ученика с использование интерактивной доски Оригинальный роман в письмах, где повествование дается в форме переписки.

Повествовательная манера, избранная Ф.М.Достоевским является, пожалуй, единственно возможным способом правдоподобного анализа

внутреннего мира героев, соответствует их характерам. Макар Девушкин – человек не только бедный, но и бесправный. Он лишен права иметь собственное мнение и тем более излагать свои суждения. В его положении письма – единственная возможность самораскрытия. Он может не торопясь, наедине, не стесняясь изложить Вере то, что с ним только что произошло, и давно пережитое им, и даже то, что он осмелился думать о жизни. Каждое из писем героев – это как бы отдельный кадр, изображающий разрозненные моменты внутренней жизни. Из них складывается представление о жизненном укладе героев романа.

  1. Создание учебно-проблемной ситуации

Практическая работа № 2

Знакомство с письмами писателей

1. А.С.Пушкин «Письмо к издателю «Литературных прибавлений к русскому инвалиду».

В кн. А.С.Пушкин. Избранные произведения- Минск: Учебно-педагогическое из-во БССР, 1953, с.629

2. Письмо А.С.Пушкина к «Неизвестной» 1822 г. ( Комментарий)

В кн. Временник пушкинской комиссии № 1. Пушкин – М.: Из-во Академии наук СССР, 1936, с.227- 230

3. Письмо И.С.Тургенева к М.Е.Салтыкову – Щедрину 3 января 1876 г.

В кн. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике – Л.: Из-во ленинградского университета, 1986, с.31 

 Комментирование и обсуждение.

Проблемные вопросы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Каковы основные признаки жанра? Запишите свои выводы.
  2. Какой стиль может быть использован в эпистолярном жанре?
  3. Какой тип речи наиболее характерен?
  4. Что значит слово «эпистол»?      (Послание) 

Слово учителя:

Сегодня мы попробуем написать письмо. Предлагаю составить памятку

для ученика, пишущего сочинение в эпистолярном жанре

 Доска              

                                                   Памятка

 1.Сформулировать тему                            Мои размышления о том, что

                                                                    произошло в городе Калинове.

2.Определить авторов переписки            Житель города Калинова (ученик)

                                                                   и жительница Петербурга (учитель)

3. Выбрать стиль                                        Художественный

4. Оформление письма.

Работаем на листе формата А4

Доска

                                                                        Город Калинов

Данные отправителя                                  Ноябрь. 14,1859 г.

                                                                       Четверг, днем

А) Обращение (возможны варианты:  любезная, почтеннейшая…, сударыня.)

Б) Текст письма (с красной строки)

       Сообщение о себе и семье.

  1. Тема
  2. Прощание

      Вопросы к адресату о его жизни, пожелания, просьбы.

      В) Дата, подпись

      Г) P.S. ( если надо что-то добавить)

Урок № 2

Пишем сочинение

               

         

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...