программа кружка "Лингвистический анализ текста
рабочая программа по русскому языку по теме

программа кружка "Лингвистический анализ текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvin._analiz_teksta.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д. Московская

        “Утверждаю”

Директор МОУ ООШ д. Московская

_________________  Н.С. Харин

 Приказ № 41/2 от 26.08.2013 г.

                                                               

Учебный план по дополнительной  общеобразовательной  программе социально-педагогической направленности

 «Лингвистический анализ текста»

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся – 13-15 лет

         

д. Московская 2013 г.

Пояснительная записка.

   Программа  «Лингвистический анализ текста» является  программой социально - педагогической направленности предназначена для работы учащихся 7-9 классов во внеурочное время.

Срок реализации программы один год.

Режим занятий - 1занятие в неделю, 34 занятия в год.

Продолжительность одного занятия   45 минут.

    За основу программы  взята программа элективного курса «Лингвистический анализ текста» автора Н.И. Санниковой (Киров 2008г)

Одной из особенностей современного урока русского языка является внимание к тексту и

работа с ним. В «требованиях к уровню подготовки выпускников» сказано, что выпускник

должен уметь проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных

стилей и разновидностей языка.

Работе с текстом отводится большая роль. Вместе с тем, учебных часов, отводимых для

работы с текстом, катастрофически не хватает. Ученик получает только самые основные

сведения, которых недостаточно для качественного ответа на экзамене.

Цель программы: Создать условия для развития коммуникативной компетентности учащихся благодаря совершенствованию лингвистических навыков, усиление интереса к родному языку и науке, его изучающей.

Задачи:

- углубить сведения о тексте как предмете лингвистики;

- развить лингвистические способности учащихся и их познавательную

самостоятельность;

- обеспечить сформированность у учащихся языковых знаний, умений и навыков,

необходимых для получения дальнейшего образования.

Ожидаемые результаты:

- умение производить лингвистический анализ художественных текстов;

- содержательно- композиционный(указать тему, основную мысль, её развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное членение текста, характер отношений между

предложениями внутри абзаца);

- типологический(указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначения

в этом тексте);

- стилистический(показать системность использования языковых и изобразительно-выразительных речевых средств);

- умение создавать собственные тексты, используя при этом изученный теоретический материал;

- умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точности словоупотребления,

образности, выразительности.

Формы занятий: лекция, практикум

                                       Содержание курса.

 1. Основные признаки текста. Текст как предмет лингвистики.

Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысловой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль ( идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отражающий членения темы и развитие основной мысли.

2  Способы и средства связи между частями текста.

Способы связи между частями текста или предложениями ( цепная,

параллельная).

Средства связи предложения лексические, морфологические,

синтаксический)

3   Функционально — смысловые типы речи в тексте. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические разновидности рассуждения: доказательство размышление, объяснение. Семантические разновидности повествования: изображение, информирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.

4   Стилистика текста. Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста. Художественный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Публицистический стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

Научно - популярный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.

5   Практическая часть. Сочинение как тип письменной работы ( создание собственного текста) План сочинения-рассуждения. Определения темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения- рассуждения. Определение авторской позиции. Заключение. Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт. Редактирование написанного.

Учебно – тематическое планирование.

Содержание

Кол-во часов

Основные признаки текста – 9 час

1.Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста.

1

2.Тема текста.

1

3.Микро тема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка.

1

4.Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности.

1

5.Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении.

1

6.Роль названия в тексте. Отражения в нём темы и основной мысли.

1

7-8.План текста, отражающий членение темы и развития основной мысли.

2

9.Исследования предложенного текста.

1

Способы и средства связи между частями текста.- 3 час

1.Способы связи между частями текста или предложениями (цепная, параллельная)

1

2-3. Средства связи в предложении (лексические, морфологические, синтаксические)

2

Функционально-смысловые типы речи в тексте.- 6 час

1. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи.

1

Публицистический стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые .средства.

2. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета.

1

3. Семантические разновидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение.

1

4. Семантические разновидности повествования: изображение, информирования, рассказ.

1

5. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.

1

6. Исследование самостоятельно подобранного текста.

1

Стилистика текста.- 7 час

1. Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста.

1

2. Художественный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

1

3. Научно- популярный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

1

4-5. Изобразительно-выразительные средства языка

2

6-7. Исследование предложенного текста

2

Сочинение как тип письменной работы ( создание собственного текста)- 7 час

1. План сочинения-рассуждения

1

2. Определение темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста

1

3. Вступление к рассуждению

1

4. Выстраивания текста-рассуждения

1

5. Определение авторской позиции

1

6. Заключение. Изложение собственного мнения

1

7. Сам себе эксперт: редактирование написанного

1

Итоговое занятие.- 2 час

1. Анализ творческих работ

1

2. Выступления учащихся, выставка творческих работ

1

Итого: 34 часа.

Литература.

1.   Власенков  А.И.  Русский  язык.  Грамматика.  Текст.  Стили  речи-М, 2002.

2.   Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1996

3.   Голуб И.Б. Упражнение по стилистике русского языка.- М., 1997г.

4.    Горбачевич К.С.  Нормы современного русского литературного языка. -М, 1989г

5.   Ковтунова    И.И.    Современный    русский    язык.    Порядок    слов    и актуальное членение предложений - М, 1976г.

6.   Кожина М.Н Стилистика русского языка. - М., 1983 г.

7.   Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения - М, 1991г.

8.   Мещерякова. М.И Сочинение. Секреты успеха. - М., 2000г.

9.   Пахнова Т.Н. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку.

10.Словарь литературоведческих терминов. - М., 1987 11 .Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М.,997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Программа комплексного анализа текста

В статье приводится план пошагового комплексного анализа текста. Материал расчитан для использования на уроках литературы при изучении художественных произведений прозаического жанра. Использование да...

программа "Комплексный анализ текста"

комплексный анализ текста...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....