комплексный анализ текста
методическая разработка по русскому языку на тему

Егорова Елена Владимировна

исследование , систематизация и обобщение по данной теме; методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya-att.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Перед вами громада – русский язык!

                                                                    Наслаждение глубокое зовет вас,

                                                                    наслаждение погрузиться во всю

                                                                    неизмеримость его и изловить

                                                                    чудные законы его.

                                                                                                      Н.В.Гоголь.

Из истории исследования данной темы

   Школы Российской Федерации уже несколько лет проводят экзамен в 9- ых классах по новой форме, и это связано с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы , склонности и способности учащихся.

   Попытки осмыслить имеющееся базовое содержание учебного предмета на новом уровне ведут к необходимости проведения специальной подготовки учащихся к анализу текста как основной дидактической единицы.

   Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход  к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащегося языковое чувство, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико - семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка.

   Если проследить историю исследования этой темы, можно отметить следующее. Разработана методика работы по созданию и анализу текста на уровне развития речи. Среди таких авторов можно отметить Сабаткоева Р.Б., подготовившего пособие, способствующее повышению методического и теоретического уровня преподавания русского языка. Учителям- практикам хорошо известны разработки такого типа: «Курс на мастерство» Б.Я.Буяльского, «Уроки развития речи» Н.А.Пленкина.

   Работу уже с готовым текстом, учиться на классических образцах предлагает другая группа авторов. В 2003 году О.М.Безымянная и С.А.Лукьянов выпустили пособие « Диктанты с комплексным анализом текста»; в 2006, 2007, 2008 годах группа авторов (под редакцией Н.А.Сениной) издает пособие «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация».

Необходимо отметить, что единого подхода к комплексному анализу текста нет. По этому поводу Е.И.Никитина в статье «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» («Русский язык в школе».- 2001 г., №4) ставит под сомнение целесообразность использования лингвистически «пестрых» наборов заданий: не подменяем ли мы анализ текста на элементарные упражнения на «узнавание»?

   Это доказывает, что нельзя еще ставить точку в этом вопросе и искать новые пути работы по данной теме. Но при организации комплексного анализа текста можно исходить из широко известного высказывания Л.С.Выготского: «Слово приобретает свой смысл только во фразе, но и сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац - в контексте книги, книга - в контексте всего творчества автора».[1 ]

Обоснование актуальности изучаемой проблемы

   Обобщив работу по изучению русского языка по базовым программам Министерства образования и науки Российской Федерации,  предлагаю для анализа материалы- тексты русских писателей, философов, публицистов. Это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально- нравственной личности даже в рамках современного общества, когда смешиваются понятия добра и зла, совести, справедливости и т.д. Анализируя тексты, учащиеся невольно задумываются о том, что является «большим» и «малым» для человека, вступающего в жизнь, какую цель ставить перед собой, чтобы быть социально востребованным человеком.

   Кроме того, подобраны задания для содержательного анализа текста и для работы с языковыми явлениями, предъявленными в том же тексте. Эти задания подобраны в соответствии со спецификациями , утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

   Методическая разработка представляет собой сборник из повторительно - обобщающих упражнений и 12 текстов с подобранными к ним заданиями.

Учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно- выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют пунктуационный разбор и т.д.

   Анализируя текст и отвечая на вопросы, учащимся необходимо использовать знания, полученные в 5-9 классах, в ходе работы ликвидировать «пробелы», обнаруженные при выполнении заданий. Особенно важно выработать навыки анализа текста публицистического стиля, содержащего , как правило, рассуждение. Ведь для успешной сдачи экзамена учащийся должен научиться писать сочинение- рассуждение.

   Не следует забывать и о преемственности в обучении: впоследствии на ЕГЭ после 11 класса учащиеся получают для анализа чаще всего именно публицистические тексты, и комплексный анализ текстов данного типа является важным этапом в подготовке учащихся к экзамену в 11 классе.

     Кроме того, исследуя текст, работая с отдельными словами, предложениями, ученик развивает свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость.

   Также все задания сопровождаются небольшим справочным материалом, позволяющим восстановить забытое. Вопросы подобраны после анализа типичных ошибок, допущенных учащимися при сдаче экзаменов.

Что такое текст?

   Слово «текст» имеет различные значения. Так, в типографском деле текст- это основная словесная часть печатного набора без рисунков, чертежей, формул. Текстом называют также типографский шрифт, размер которого равен 7, 52 мм. Еще одно значение слова « текст»- слова к музыкальному произведению( текст песни, романса, оперы).

   На языке лингвистов текст- это « совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы».[5 ]. В представлении филолога текст- это литература, рукописи, книги. Таким образом, в широком филологическом понимании текст- это произведение словесности.

   Но возможен и собственно лингвистический  подход к тексту. При таком подходе предполагаются определения типа: текст - когерентная последовательность предложений. Есть и еще одна отрасль науки, которая занимается текстом,- семиотика. Семиотика изучает различные свойства знаковых систем, в число которых включается и язык, на котором люди говорят и пишут. Семиотику интересуют тексты не только словесные, но и составленные из других знаков. Поэтому для семиотики характерны определения типа: текст- любая семантически организованная последовательность знаков.

   Текст- явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства , признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.

   Признаки текста, постоянно отмечающиеся всеми лингвистами:

1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

2. Отграниченность. Каждый текст имеет четкие границы - начало и конец.

3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке.

4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое.

5. Упорядоченность, или структурность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все его содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы.

6. Информативность. Текст обязательно заключает в себе определенное содержание.

   Перечисленные признаки свойственны любому тексту, проявляются всегда. Но, кроме них, существуют и такие признаки, которые не обязательны для каждого текста, но в некоторых случаях очень важны. Так, говоря о художественных текстах, можно отметить их интертекстуальность, то есть выраженную с помощью различных приемов связь с другими произведениями. К числу таких приемов относятся эпиграф, цитирование, упоминание каких-либо знакомых читателю сочинений других авторов, использование крылатых слов и выражений, известных из литературы образов.

   Таким образом, текст- это « выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшего в данную последовательность языкового материала, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности».[ 5]

Текст и его лингвистические свойства.

   Коммуникативная лингвистика, или лингвистика текста, является отраслью языкознания, которая занимается исследованием роли и функционирования текстов и всех их элементов. В современной лингвистике коммуникация понимается не только как использование языковой системы, но и как социальная деятельность, выступающая вместе с другими видами человеческой деятельности. Коммуникация- посредник между человеком и обществом. Без коммуникации невозможно познание и преобразование действительности человеком. Коммуникация необходима не только для того, чтобы люди могли понять друг друга или объединять свои личные вклады в общее дело. Своеобразие коммуникативной деятельности по сравнению с другими видами человеческой деятельности заключается в том, что мыслительное содержание становится коллективным достоянием, необходимым для совместной деятельности.

   Использование языка всегда связано с выполнением определенного вида деятельности. Известный психолог А.Н.Леонтьев отмечал, что термином «деятельность» обозначают процессы, которые отвечают вызвавшей их потребности, осуществляют отношение человека к миру, его взаимодействие с природой и социальной средой. Потребность преобразуется в мотив деятельности, ее главными образующими являются цели и отвечающие им действия, средства и способы их выполнения. Человеческая деятельность предопределяет содержание, цель и формы коммуникативной деятельности. Мотивы и цель коммуникативных действий адресанта и адресата (автора и реципиента) связаны с их внеязыковой деятельностью.[ 2 ]

   Коммуникация - целенаправленный обмен мыслями, информацией в рамках социальной деятельности человека. Адресант стремится к тому, чтобы адресат его понял и таким образом осуществилась основная цель коммуникации - передача информации, включающая отношения, оценки адресанта для совместных действий, изменения поведения, состояния или уровня знаний адресата.

   Чтобы установить, в каких условиях и с какой целью в данном случае говорит человек, лингвисты изучают акт коммуникации , или речевой акт. Речевой акт включает имплицитный (скрытый) этап. Сюда входят интенция (намерение) говорящего, а также сумма всех тех знаний, которые необходимы для понимания данного смысла. Эксплицитный (внешне выраженный) этап речевого акта, помимо языковой части, может включать и паралингвистическую – мимику или жесты.

   Каждый речевой акт целесообразно оформлен. Интенция говорящего, его цели, коммуникативная ситуация предопределяют не только содержание речевых актов, но и выбор языковых и паралингвистических средств для их осуществления.

Русский язык  в современном мире.

   На протяжении всей своей жизни человек окружен текстами.

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с изменениями в структуре общественно- политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному « расшатыванию» традиционных литературных норм как на уровне единиц, так и на уровне текста.

   Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.

   Суждение К.Чуковского о том, что « засилье чужеязычных речений не вредит нашему языку», вполне справедливое еще несколько лет назад, ныне, к сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить великое множество оправданных и неоправданных  заимствований (эксклюзив, преференция, саммит…) и разного рода плеоназмов (другая альтернатива, важнейшие приоритеты, согласительный консенсус…).

   Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации современного языка. Издаются и читаются произведения современных  авторов, откровенно направленные на вульгарно - сниженную, а то и просто инвективную речь. «Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллектуальности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.

   Среда влияет на язык , на повседневное общение. Но сам язык, высокий,  чистый, нравственный, истинно народный, может и должен влиять на «среду обитания», на ее формирование, улучшение, духовное наполнение и преображение. Следовательно, в воспитательном, нравственно- педагогическом отношении « нашей надеждой и опорой» продолжает оставаться « великий, могучий и свободный» русский язык.

   По мысли Ф.И.Буслаева, « основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося, дает ему истинно гуманическое (человеческое) образование, а вместе и свое собственное, народное».[ 3 ]

   В школьной практике последних лет сложилось так, что на уроках родного языка вне поля зрения остается его важнейшая сторона – эстетическая функция, проявляющаяся наиболее полно и ярко в произведениях художественной литературы. Разные виды грамматического разбора , однообразные упражнения по образцу. Списки слов для заучивания в учебнике, страх перед контрольным диктантом - все это закрывает от учащихся главное в родном языке - его удивительное богатство, красоту, то, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным языком.

   Наша эпоха- эпоха положительных перемен. В настоящее время ведется становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно - воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

   Сегодня невозможно представить учебно - воспитательную деятельность без изучения обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

Языковая  и речевая коммуникативная компетентность

   Основательное изучение родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. Языковая компетентность - это усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, лексические и грамматические единицы языка и т.д.) и правил их построения; это знание системы языка.

   Речевая коммуникативная компетентность - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям речевого общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи ( речеведческих)- стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и , наконец, собственно коммуникативные умения- умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата и стиля.

   Принцип практической направленности русского языка на формирование умений речевого общения требует опоры на текст, который становится полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, включающая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения разных функционально- смысловых типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей.

Поэтому важно продумать систему работы с текстом таким образом, чтобы она способствовала видению красоты слова, композиции, то есть воспитанию вкуса. Анализ текста позволяет увидеть динамику речевой деятельности- от замысла до реализации. В результате формируется  литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится в мысленном плане. Доказано, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текста.

   При комплексном анализе текста сливаются воедино задачи преподавания русского языка в школе: практические и научные. А именно: показать, что разнообразные языковые средства образуют сложную гармоничную систему, что существование языка подчиняется строгим системным закономерностям, изучая которые ученые выводят правила. Ученики должны понять особенности системного строения языка и его функционирования в речи.

   Комплексный анализ текста - мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: ассоциативно- образного и логического.

Комплексный анализ текста и языковая и речевая компетенция учащихся

   Во всех нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово ( умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения.

   Раньше в центре внимания учителя русского языка находилось письмо - его содержательная и нормативная сторона. Казалось, чем больше на уроках ученик пишет, тем эффективнее проходит процесс усвоения русского языка. Однако при этом нарушался один из основных законов психолингвистики, заключающийся в том, что все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи. Школьный курс грамматики ограничивается изучением синтаксиса  изолированного предложения, закономерности же контекстной речи, выходящие за пределы отдельных предложений, учащиеся познавали стихийно.

   В последнее время особенно остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях. Но зачастую речь выпускников  и учащихся школы этому требованию не соответствует. С введением Единого государственного экзамена по русскому языку для выпускников 11 класса и государственной итоговой аттестацией по новой форме для выпускников 9 класса возник интерес к проблеме комплексного анализа текста.

   Комплексный анализ текста позволяет решать обучающие, развивающие , воспитывающие задачи, дает возможность учащимся реализовать свои творческие способности.

   Овладение практической грамотностью – одна из первых задач, которую ставят перед собой школьники. Одна, но далеко не единственная. В современной  жизни не менее важна и речевая грамотность- умение связно выражать свои мысли, строить высказывания, пользуясь нужными языковыми средствами. Решая эти задачи, обращаемся к комплексному анализу текста. Такая работа не противоречит совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков, наоборот, помогает преодолеть трудности, используя методы и приемы анализа текста.

   Комплексный анализ текста - способ актуализации текстообразующих элементов текста. У ученика должно выработаться представление о его устройстве, опираясь на которое он мог бы его воспринять и понять и в дальнейшем воспроизвести в той или иной форме.

   Данные повторительно-обобщающие упражнения и тексты с тестовыми заданиями для комплексного анализа предназначены для повторения, обобщения и углубления знаний учащихся в области языка и речи, для развития умения создавать собственное высказывание на лингвистическую тему, для подготовки к сдаче экзамена по русскому языку по новой форме в 9 классе.

   Комплексный анализ текста - один из видов работы с текстом, направленный на глубокое погружение в ткань текста, на научное осознание написанного (высказанного). Комплексный анализ текста предусматривает следующие умения и навыки: делать лингво - смысловой анализ текстов различных функциональных типов; соблюдать нормы современного русского литературного языка; пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.

   Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка(предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков и т.д.). Текст помогает языковой единице выступать в своей функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

   Комплексный анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

   Комплексный анализ текста может проводиться и в устной, и в письменной форме. Задания к тексту подобраны с учетом знаний учащихся о системе языка, о правописании и речевой деятельности.

Заключение

   Комплексный анализ текста обнаруживает значительные резервы учебного процесса: выявляются механизмы предупреждения неграмотности учащихся, создаются условия для положительной мотивации, формируется познавательный интерес.

   Комплексный анализ текста воспитывает чуткое, бережное отношение к языку как средству общения, создает условия для совершенствования речевой культуры, развивает творческие способности учащихся.

   Интуицию, языковое чутье необходимо тренировать всегда, постоянно.

                           

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...