«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»
учебно-методический материал (русский язык) на тему

Живаева Светлана Михайловна

Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтение я отдаю исследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Черчетская средняя общеобразовательная школа

Мастер – класс

«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»

Живаева Светлана Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

        

2012-2013 уч.год

Сейчас слова ФГОСы и инновационные технологии стали очень модными, но эта модность диктуется временем и новыми потребностями современного общества.

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни. К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом. Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости. Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта - развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи: создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями; использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся; активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка

Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтение я отдаю исследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.

В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. Этапы выполнения научно(учебно) -исследовательской работы:

Первый этап – подготовка к исследованию: выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной), составление списка литературы по проблеме исследования; определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования; изучение литературы по теме; уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования. В научно (учебно)-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования: словообразовательный анализ; семантический анализ; стилистический анализ; описательный метод – описание фактов, предметов, явлений; лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении; сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях; экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.

Второй этап – подготовка и проведение исследования: сбор материала; обработка полученного материала; формулирование выводов.

Третий этап – оформление исследовательской работы: написание основной части работы, её введения и заключения; составление списка литературы, составление списка иллюстраций, приложений; оформление титульного листа.

Четвёртый этап – защита работы - проект.

Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; составлять и решать задачу; формулировать гипотезу; разрабатывать и проводить эксперимент; обобщать материал и представлять его в виде текста. Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу. Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

У школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью при определенных усилиях педагога и в этом помогает использование на уроках инновационных технологий, нестандартных уроков, интересных заданий. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. А также исследовательской работе может быть посвящён весь урок, часть урока, а также она может являться домашним заданием.

Более подробно расскажу об организации исследовательской деятельности на уроках русского языка. Элементы исследования в своей работе я использую на разных этапах урока.

  1. Проверка домашнего задания. Предварительно двум-трём ученикам даётся одно из заданий: 1) подобрать слова (из изучаемого литературного произведения) для словарного диктанта на какое-то орфографическое правило; 2) или примеры на определённые синтаксические правила для частичного комплексного разбора предложения. Учащиеся с удовольствием откликаются на задания такого рода, но обязательно перед уроком консультируются с учителем.
  2. Повторение изученного на предыдущих уроках. На этом этапе урока проводится частичный комплексный анализ одного или нескольких предложений с выполнением заданий исследовательского характера. Например, надо найти в предложенном тексте указанные орфограммы или пунктограммы, и, представив себя в роли учёных, объяснить свой выбор. Или другой пример: каждой группе предлагается сформулировать названное правило и найти примеры в тексте. Текст в данном случае состоит из 2-3 предложений, насыщенных примерами на необходимые для повторения правила.
  3. Изучение нового материала. На данном этапе урока я очень часто применяю исследовательский метод на всех ступенях обучения. Во-первых, сразу не сообщаю учащимся тему и цель урока: это они мне скажут сами, когда выведут правило. Сначала демонстрирую перед детьми материал для наблюдения  и предлагаю им роль исследователей. Играя в «учёных», ученики преобразуют информацию в знание: сначала наблюдают над определённым материалом, сравнивают, выделяют проблему (или противоречие), обнаруживают общее и различное у языковых единиц, выявляют существенные признаки понятия, обобщают и делают вывод, т.е. формулируют (как бы самостоятельно, при ненавязчивой помощи учителя) определение. Сравнение выведенного понятия с формулировкой, данной в учебнике, показывает, что ученики могут самостоятельно делать выводы. Такая работа имеет сильный мотивационный эффект: дети убеждаются, что они способны к серьёзной «взрослой» работе. В качестве иллюстрации приведу фрагмент урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» (6 класс).

Цель: подвести учеников к самостоятельному выводу закономерностей написания сложных прилагательных.

 Учитель. Прочитайте запись на доске. Проанализируйте, однороден ли материал для наблюдений?

Железная дорога (билет).

Русский, английский (словарь).

Древняя Русь (литература).

Яркий, красный (цвет).

Синие глаза (девушка).

Тёмный, русый (коса).

Учащиеся. Этот исходный материал можно записать в две группы.

    На экране появляется незаполненная таблица, в которую учащиеся вписывают слова, группируя таким образом:

Железная дорога (билет)

Русский, английский (словарь)

Древняя Русь (литература)

Яркий, красный (цвет)

Синие глаза (девушка)

Тёмный, русый (коса)

Учитель. Обоснуйте своё мнение.

Учащиеся. В 1-й колонке прилагательное и существительное (без слова в скобках) – это словосочетание, во 2-й – прилагательные являются равноправными словами: русский и английский и т.д.

Учитель. Попробуйте устно составить словосочетание по схеме: «прилагательное + слово в скобках».

- С какой целью мы их группировали?

- Почему работу по образованию сложных прилагательных мы проводим сначала в устной форме? (Не знаем, как пишутся.)

- Какова же наша цель на уроке? (Научиться писать сложные прилагательные.)

Далее по аналогии с правилом правописания сложных существительных выводится правило правописания сложных прилагательных, на доске (ниже таблицы) и в тетрадях записываются образованные словосочетания, а затем учащиеся называют тему урока.

  1. Первичное закрепление полученных знаний. На данном этапе урока я использую творческий диктант с различными заданиями. Например:
  • Творческий диктант с вставкой слов. Детям во время записи диктанта необходимо вставить слова на изучаемое правило. Например, при изучении темы «Правописание падежных окончаний прилагательных» (5 класс) во время выполнения такой творческой работы учащиеся подбирают к существительным подходящие по смыслу прилагательные в нужном роде, числе и падеже.
  • Творческий диктант с заменами. При написании такого диктанта учащиеся должны произвести замену одной грамматической формы или категории другой. Например, при изучении орфограммы «Гласные в приставках пре- и при-» (6 класс) в записываемом тексте необходимо заменить слова или словосочетания без приставок пре- и при- однокоренными словами или синонимами с данными приставками ( нагнулись – пригнулись, наступает – приходит и т.д.). Удачно использование такого диктанта и на уроках по лексике: учитель даёт определение какого-то слова или лексического понятия, а учащиеся находят ответ в предложенном для анализа тексте.
  1. Задание на дом. Домашнее задание тоже может носить    исследовательский характер. Некоторым учащимся можно предлагать такие индивидуальные и групповые задания: 1) нахождение в предлагаемом художественном произведении примеров на изученное правило (на следующем уроке это будет использоваться как материал для закрепления); 2) работа со словарями, энциклопедиями (например, значение, история происхождения новых словарных слов, которые будут изучаться на следующем уроке); 3) подбор текстов нужного стиля и типа речи.
  2. Опережающее задание. В качестве такого задания выступает учебный проект. Учебный проект для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, использованию презентации хода своей деятельности. Работать с учебным проектом я начинаю на внеклассных занятиях по литературе и русскому языку, потому что такая работа не делается спонтанно, необходимо время для его успешного выполнения. Постепенно, научив детей такому виду исследовательской работы, ввожу учебный проект на урок. И уже в 9-11 классах успешно проходят уроки-презентации и по русскому языку, и по литературе.  В процессе подготовки учебного проекта учащиеся придерживаются плана работы: 1) систематизация теоретических знаний о языке; 2) самостоятельный подбор языкового материала; 3) консультация у учителя; 4) систематизация и обобщение результатов работы; 5)редактирование и оформление работы; 6) представление работы на уроке (т.е. презентация). Презентации приветствуются и в электронном виде, и в рукописном, и с использованием различных иллюстраций. Исследование ведётся по типу творческой мастерской, где каждый участник проекта может получить консультацию у учителя. Уроки используются для координации деятельности учащихся, тогда как основная работа по сбору информации и подготовке презентации проходит во внеклассное время в школе и дома. Такой вид исследовательской работы ученикам очень нравится, и они с удовольствием берутся за него, добросовестно выполняя проект.   Так, например, в форме урока-исследования с использованием презентаций был проведён урок русского языка в 10 классе на тему «SMS как новый речевой жанр». Творческими группами учащихся были подготовлены презентации «Стили речи», «Разговорный стиль речи», «Правила написания письма». Отдельная группа учащихся проводила анкетирование среди учеников 9-11 классов по ряду вопросов о правилах написания SMS. Анкетирование – это оригинальная исследовательская часть работы, состоящая в подготовке анкеты, проведении опроса респондентов, обработке полученных сведений. Презентации были представлены как повторение ранее изученного материала, а результаты анкетирования явились материалом для наблюдения при изучении нового материала.  Процесс выполнения заданий поискового и исследовательского характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему. Учащийся создаёт текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи. А это всё является хорошим подспорьем при подготовке к ГИА и  ЕГЭ.

В заключение хочется сказать, что у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью при определенных усилиях педагога и в этом помогает использование на уроках инновационных технологий, нестандартных уроков, интересных заданий. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Исследовательская деятельность активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.

Мастер – класс по теме: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика».

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.

Задачи: 

  1. Познакомить с технологией проектно- исследовательской деятельностью на этапе повторения материала по теме “Лексика”.
  2. Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности; развитию критического мышления, устной и письменной речи; привитию навыков работы со словарями, само – и взаимопроверки.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Оборудование: магнитофон, пакеты с заданиями, проектор, компьютер, словари

С. Ожегова, словари синонимов и антонимов, сборники стихов.

Ход занятия

I. Организационный момент

НУ, проверьте-ка, друзья, ВСЁ ль на месте, Всё ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, Только лишь оценку “5”. Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.

– Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”. У вас была возможность расширить знания по теме. На уроках мы узнали много нового и интересного. Мы с вами стали намного грамотнее.

II. Работа над проектом

– Тема нашего урока “Энциклопедия одного слова”. Мы  проведём исследование, оформим его в виде проекта и  составим 4 статьи в энциклопедический словарь.

– Для этого нам нужно поделиться на 3 группы. В каждой группе нам нужно выбрать:

– энциклопедиста (защищает проект), – архивариуса (работает со словарём , находит значение слова), – лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова), – этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами), – искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),

– лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово), – переводчика (переводит слово на языки мира).

– Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит статью в энциклопедический словарь, который будет называться “Семья”

Первая группа готовит энциклопедию слова любовь

Вторая группа готовит энциклопедию слова женщина

Третья группа готовит энциклопедию слова счастье 

– В результате у нас должен получиться такой проект. Пример проекта “Энциклопедия слова дом” (в буклете). (Учитель показывает пример проекта и рассказывает о доме по буклету)

- А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта даю 15 минут.

(Под музыку выполняют проект).

III. Защита проекта

– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось и составьте небольшую статью с вашими словами.

– Слово предоставляется энциклопедистам.

– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ ”

– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЖЕНЩИНА

– А что нам скажет третья творческая группа, которая составляла энциклопедию слова СЧАСТЬЕ. 

– Спасибо творческим группам

IV. Этап рефлексии.

– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 4 статьи в энциклопедический словарь “Семья”. Семья – это дом, счастье в нём, а счастье невозможно без женщины и любви. И как сказал Максим Горький: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”

– В нашем энциклопедическом словаре уже имеются 4 слова: дом, счастье, любовь и женщина

– А какие слова ещё могли бы пополнить наш энциклопедический словарь “Семья”?

– Дома каждый из вас поработает над своим проектом и составит статью в наш энциклопедический словарь.

– Спасибо за внимание.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ю.В. Завельский. Памятка для учителя. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007 г.
2.Н.Ю. Шеленкова. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 5, 2005 г.
3.Н.С. Генералова. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 8, 2009 г.
4. Л.Г. Перевозная. Организация исследовательской деятельности учащихся – перспек-тивный путь развития одаренности детей. ttp://festival.1september.ru/articles
5. Организация исследовательской работы Из опыта работы школ Алтайского края. http://festival.1september.ru/articles/568376/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудици...

Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...

Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы

Формирование всесторонне развитой личности, творческого потенциала учащихся. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной с...