Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Киселева Людмила Александровна

 

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: Имя существительное. Расширение представлений учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных. Закрепление умений находить существительные в тексте; воспитание любви к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_imya_sushchestvitelnoe.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 7-м классе (программа 5-го класса массовой школы) по теме: Имена существительные.

                                         Киселева Людмила Александровна,

                                         учитель русского языка ГБОУ  

                                         СКОШИ №65.

Тема: Имя существительное“.

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме Имя существительное;

Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных;

закрепить умение находить существительные в тексте;

воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: Интерактивная доска.                                        

                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите вокруг себя. Скажите, что вы видите? Каждое слово вами названное можно отнести к какой-либо части речи. Слов, какой части речи вы назвали больше? – Имен существительных.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом

                                  Даю названия предметам.

              (Имя существительное).

Может кто-нибудь догадался? Какая тема нашего урока? Сегодня мы совершим путешествие по стране Имя существительное. Мы будем искать ответ на вопрос: Для чего в речи нужны имена существительные?

     2.  Актуализация знаний.

Давайте повторим, что вы знаете по этой теме.

Имя существительное – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.

Вспомните. Что обозначает имя существительное?

                     На какие вопросы отвечают существительные?

                      Приведите примеры существительных мужского, женского и среднего рода. Какие окончания имеют существительные в начальной форме? Как изменяются существительные.

А теперь тронемся в путь.

      3. Работы по теме.

Первая остановка Поэтическая.(на интерактивной доске картинка весны).

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

                        А.А.Фет.

-Прочтите это стихотворение. Чем оно интересно? Оно состоит почти из одних имен существительных.

Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.

-Проведем небольшое исследование.

-Сколько слов в этом стихотворении? – 22.

-Сколько имен существительных? – 14.

Какие еще части речи есть в стихотворении? – 6 прилагательных, 2 служебных слова. Поэт сумел передать чудесную картину ночи, ночного пейзажа. В стихотворении нет ни одного глагола, но в нем ощущается движение.

Следующая остановка Город собственников.

-Как вы думаете, какие существительные здесь живут?

(Собственные и нарицательные).

-Какие слова мы будем относить к собственным? (обозначающие единичные предметы, выделенные из ряда однородных), - Как пишутся имена собственные? (с большой буквы).

-Кто живет по соседству с собственными существительными (нарицательные)

-Что они обозначают? (общее название для всех однородных предметом, явлений)

-С какой буквы пишутся нарицательные существительные? (с маленькой буквы)

-А теперь задание. Превратите нарицательные имена существительные в собственные.

Птица орел-…(город Орел)

Цветок роза-…(имя Роза)

Воздушный шарик-…(собака Шарик)

Плодородная земля-…(планета Земля)

Следующая остановка Грамматическая .

-Существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения перепутались.

-Распределите их по группам и тогда тронемся в путь.

-Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

-Задание. Распределите слова в 3 столбика.(учащийся выполняет задание на интерактивной доске).

 Картофель, земля, мышь, фамилия, впечатление, весна, осень, ночь, школа, берег, яблоко, великан, рожь.

Следующая остановка деревня Синтаксическая.

-Какова синтаксическая роль существительных.

-Запишем предложение. Учащийся выполняет задание на интерактивной доске.

И туман и (не)погоду осень поздняя несет.

Подходит к концу наше путешествие по стране Имя существительное“. Нам прислали письмо, но что в нем написано? Прочтите!

Я живу на … в … Это недалеко от … Вместе со мною живет крохотный …, …с…, которого зовут …. Откуда он пришел? Я не знаю. Он говорит, что свалился с …И я, и мои … и …-мы все очень любим его. Да и как же, скажите, его не любить!

-О ком или о чем идет речь в тексте?

-Скажите слов какой части речи нет в тексте? (имен существительных)

-А теперь прочтите текст со всеми словами.

Я живу на даче в Переделкино. Это недалеко от Москвы. Вместе со мною живет крохотный лилипут, мальчик с пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел? Я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои внучки Тата и Оля-мы все очень любим его. Да и как же, скажите, его не любить!

-Угадали? Кто это? (Бибигон). Отрывок взят из книги К.И.Чуковского Приключения Бибигона.

      4. Итог урока. Рефлексия.

 По какой части речи мы путешествовали? Что мы сумели повторить и чему мы научились?

-Ответим на вопрос Для чего нужны имена существительные?

-Имя существительное - значимая часть речи, обозначает предметы, может быть любым членом предложения. Без имен существительных невозможно понять текст, речь человека.

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...