Главные вкладки

    Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Лексика"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Лексика"  (по рассказу А.Шлыгина "Про Федю, который дружил с микробами"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx36.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по теме «Лексика» 5 класс

    (по рассказу А. Шлыгина «Про Федю, который

    дружил с микробами»)

    учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №14 г. Владимира Борисовской Елены Владимировны

    Цель: повторяя материал раздела «Лексика», формировать

    навыки лингвистического анализа текста

    Задачи: закрепить теоретические знания раздела «Лексика»; повторяя профессионализмы, способствовать формированию санитарно-гигиенических навыков; материалом урока способствовать расширению целостности мировосприятия учащихся.

    У всех ребят на партах текст рассказа А.Шлыгина «Про Федю, который дружил с микробами»

    Опережающее домашнее задание:

    1. группа— подготовленное чтение по ролям;
    2. группа — подготовить плакаты санитарно-гигиенической тематики;
    3. группа — найти в тексте устаревшие слова;

    общее опережающее задание — найти в тексте фразеологизмы.

    Ход урока:

    Запись и толкование темы урока: «Лингвистический анализ текста»

    ? - Что такое лингвистика? (наука о языке)

    ? - в таком случае, что значит слово «лингвистический»? (языковой) ? - какие термины из радела «Лексика» вам знакомы? (синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, профессиональные слова,

    заимствованные слова)

    Все эти единицы языка будут сегодня предметом нашего исследования, но не сами по себе, а а качестве составляющих текст единиц. Если мы будем к ним внимательны, мы сможем гораздо лучше понять авторский замысел. В ходе урока должна быть заполнена таблица или проработан с текстовым

    выделителем текст

    Лингвистическая единица

    примеры

    Антонимы

    Синонимы

    Устаревшие слова

    Профессиональные слова

    Однокоренные слова

    Фразеологизмы

    Омонимы

    Каламбуры/игра слов

    Краткое  сообщение учителя об Алексее  Шлыгине (владимирский  детский

    писатель)

    Чтение по ролям (по возможности, за микробов учащиеся читают дуэтом или трио).

    Оценка текста;

      - понравился текст?  

    - что вы можете сказать о его героях?

    Словарная работа:

    1. на доске выписаны слова, написание которых следует запомнить (микробы, шоколад, станция, репетировать, метрополитен, медицинские инструменты, эскалатор,всё-таки, ротозей, гигиена, отчаянный). Выберите из них слова, которые могут характеризовать ту или иную профессию. Запишите их, определите профессию.

    микробы, гигиена, медицинские инструменты. - Врач.

    - Метрополитен, станция, эскалатор. - Работник метрополитена.

    1. соблюдаете ли вы правила гигиены. Ваши плакаты призывают мыть руки, чистить зубы, не мусорить. Сейчас по классу пройдут дежурные и посмотрят, не спрятался ли среди вас Федя, (учащиеся показывают дежурным руки)
    2. надо уметь слушать, что вам советуют, а не противоречить. Какие антонимы показали, что Федя противоречит дедушке? (опрометчивый — осмотрительный).
    3. Среди оставшихся на доске словарных слов есть слово «отчаянный». Запишите его, найдите в тексте однокоренное слово. Это сложно, потому, что корень здесь изменился, (отчаянный — не чаем). Что значит «души не чаем», и про какого человека говорят «отчаянный»? Можно сказать, что слово «не чаем» устаревшее?
    4. Этимологическое исследование заставляет нас обратиться к устаревшим словам. Какие ещё слова можно отнести к устаревшим? (благодать,нутро, утроба, ротозей). Какие из них можно считать однокоренными? Запишите их, выделите корень, найдите и запишите современный синоним к этим словам, встретившийся в тексте, (нутро — утроба //живот).В каких современных словах сохранился тот же корень, что и в слове «нутро»? (внутрь) Какое значение изначально имело слово «живот»? Вспомните, как часто оно упоминалось перед решительными сражениями (сражаться, не щадя живота своего — то есть не щадя жизни).
    5. Итак, мы с вами пришли к фразеологизмам. Что такое фразеологизмы? Какие фразеологизмы встретились в тексте?
    • водить дружбу
    • жить припеваючи
    • -души не чаем
    • без проволочки

    - даром не пройдёт

    • на так запоют

    Попробуйте заменить эти фразеологизмы одним словом или привести пример с

    данным фразеологизмом.

    Какие из этих фразеологизмов А.Шлыгин употребляет в прямом значении?

    (Жить припеваючи, не так запоют).

    Какого эффекта достигает А.Шлыгин, играя с прямым и переносным значением слов? Как называется такой приём? (Игра слов или по-другому каламбур). Запишите новое слово и его толкование.

    1. Как называются слова, которые сами каламбурят, играют со своим значением? (омонимы). Найдите в тексте каламбур, основанный на омонимах, запишите его.

    (Я спешу, спешу по свету. Ничего, что крыльев нету, а я всё-таки лечу, как

    положено врачу).

    На фразеологизме и омонимии построен и ещё один каламбур:

    Откройте poт ,молодой человек, покажите язык.

    • А  вы не обидитесь? - засомневался Федя.
    • Ни в коем случае! - улыбнулся доктор. - Я уже привык, что мне все язык

    показывают.

     Подведение итогов:

    Мы сегодня ещё раз вспомнили, как важно соблюдать санитарно-гигиенические правила. Стоит отметить, что вы оказались гораздо более грамотными людьми, чем Федя, А ещё, вы намного внимательнее относитесь к словам, что позволило вам не только услышать, что советовали Феде дедушка и доктор, но и посмеяться над невнимательностью. Ведь каждое слово, как микроб: маленькое и малозаметное на первый взгляд, оно может играть не только с другими словами, но и с человеком. Посмотрите, рассказ начинается как сказка (жил да был на свете Федя). А дальше звучит дразнилка. Какая? Дома вы вспомните малые жанры фольклора: потешки, дразнилки. Приведите свои примеры.

    (Лингвистическая единица

    примеры

    Антонимы

    Опрометчивый - осмотрительный

    Синонимы

    Утроба — нутро -живот

    Устаревшие слова

    Ротозей, благодать, утроба, нутро

    Профессиональные слова

    Микробы, гигиена, медицинские инструменты- врач

    станция, метрополитен, метро, подземный переход, эскалатор

    Однокоренные слова

    Отчаянный — не чаем утроба - нутро

    Фразеологизмы

    • водить дружбу
    • жить припеваючи
    • души не чаем
    • без проволочки
    • даром не пройдёт
    • не так запоют

    Омонимы

    Лечу, а не летаю

    Каламбуры/игра слов

    (Я спешу, спешу по свету. Ничего, что крыльев нету, а я всё-таки лечу, как положено врачу).

    ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Алексей Шлыгин .

    ПРО ФЕДЮ, КОТОРЫЙ ДРУЖИЛ С МИКРОБАМИ

    Жил да был на свете Федя. Нет, не тот, что съел медведя, а кого на той неделе самого едва не съели. Кто? Да вредные микробы, ненасытные утробы... А всё потому, что

    Федя водил с ними дружбу.

    -И вовсе ни с какими микробами я не дружу, — уверял он. — Больно они мне нужны!

    - А ну-ка, покажи руки, — хмурился дед. — Да под такими ногтями, знаешь, сколько этих самых микробов! Живут, наверное, припеваючи... Тсс... И в самом деле поют!..

    - Мы микробы, мы микробы, с Федей мы друзья до гроба! Под ногтями мы сидим и за

    Федею следим...

    - А чего это они следят за мной? — удивился Федя.

    - Наверно, выжидают, когда ты сделаешь какой-нибудь опрометчивый шаг.

    - Чего захотели! Я человек осмотрительный!        

    - Но отпускать такие длинные ногти разве осмотрительно? Микробы меж тем продолжали петь:

                                          В Феде мы души не чаем,

                                 С ним — живём и не скучаем,

                                 С ним — и горя не видать,

                                 С ним — не жизнь, а благодать!

    -  Да-а... Хорошо устроились!

    -Ну и что? А чего мне они сделают? — усмехнулся Федя.

    - А ты слушай дальше.

                                        Мы микробы, мы микробы,

                                        Покататься нам в метро бы,

                                        Нам попасть бы в Федин рот

                                        Мы отчаянный народ...

    Федя почесал макушку:

    - Это как же?

    - А для них рот — ну, скажем, твой — вроде станции метрополитена, - пояснил дед.

    - А горло — это вроде подземного перехода?..

    - Вот, вот…

    А микробы пели:

    Нас повёз бы эскалатор

    Не кусочке шоколада

    Через горло в пищевод,

    А потом — в жи- в жи- в живот...

    - Ишь какие хитрые! На шоколадке бы им кататься... А я вот возьму и не буду есть шоколадку, которую тётя Клава подарила. Я лучше печенье слопаю... Федя достал из пачки печенье, стал разглядывать на нём узор.

    - Ты, кажется, собираешься сделать опрометчивый шаг... Ох, смотри, Федор... — покачал головой дед. — Для микробов всё равно — на чём ни кататься, лишь бы в рот попасть...

    Федя посмотрел на свои руки, обтёр их об штаны. А в это время главный микроб отдавал распоряжения:

    - Внимание! Объявляется готовность номер один. По моему знаку разом перескакивать с пальцев на печенье...

    Федя, усмехаясь, поцарапал ногтем печенье. Затем отправил его в рот.

                    -Ура! — закричали микробы, — Поехали!

                    Нам вполне по нраву это —

                    Прокатиться без билета,

                   Прокатиться на метро Прямо в Федино нутро...

     На следующий день Федя лежал в постели и, держась за живот, стонал. А микробы в животе весело пели:

                              Мы микробы, мы микробы,

                              Ненасытные утробы!

                              Эх, мы Феде навредим!

                             Эх, покоя не дадим!

    - Это мы еще посмотрим! — бодрился Федя. А главный микроб командовал:

                            Налетай на оболочки,

                            Разъедай без проволочки!

                            Чтоб здоровье Федино

                            Было мигом съедено!..

    - Ну, это уже стоиком! — возмущался Федя.—Я им покажу!.. Аи! А-яй! Ой-ёй ёй!.

    - Феденька, очень больно? — спрашивала мама.

    -  Ещё как! Они это... кусаются!

    - Какой ужас! Ах, бедный мальчик...

    Дедушка смотрел на Федю сурово-сочувственно и молчал.

    Появился доктор,        на ходу напевая        песенку:

                            Если сделан вызов срочный,

                            И указан адрес точный,

                            Я по вызову примчу,

                            Как положено врачу.

    Доктор, пританцовывая, сделал круг по комнате и направился к Феде

                                                Я спешу, спешу по свету,

                                                Ничего, что крыльев нету,

                                                А я всё-таки лечу,

                                                Как положено врачу.

    А, это вы, молодой человек, пострадавший?

    -Я не пострадавший, у меня живот болит...

    - Это всё равно. Ведь на вас же напала шайка микробов. Только главарь пока не известен. Доктор открыл чемоданчик, достал медицинские инструменты, продолжая напевать песенку:

                                               Километры не считаю,

                                               Я лечу, а не летаю.

                                               Просто я детей лечу,

                                               Как положено врачу.

    • Откройте рот, молодой человек, покажите язык.
    • А вы не обидитесь? — засомневался Федя.
    • Ни в коем случае! — улыбнулся доктор. —Я уже привык, что мне все язык показывают...

    Федя старательно высунул язык. Но тут же снова схватился за живот.

    • Минуточку, молодой человек, — сказал доктор и приложил трубку к Фединому животу. Тотчас оттуда донеслось:

                                    Мы микробы, мы микробы,

                                    Ненавистные утробы!

                                    Хорошо нам в Федином

                                    Животе разъеденном!..

    • Всё ясно, — вздохнул доктор. — Главарь шайки—Дизентериус. Это его дела... Придётся вас, молодой человек, положить в больницу.

    —- Как?! Мы же с мамой в цирк собрались...

    Ничего не поделаешь, — развёл руками доктор, — цирк придётся отменить. Федя, мужественно сдерживая слёзы, неожиданно запел басом:

                                             Ух, микробы, ух, микробы,

                                             Сколько в вас ехидной злобы!

                                             Эх, какой я ротозей,

                                             Эх, не тех завёл друзей...

    А затем с грустью добавил:

    - Из-за них Олега Попова не увижу... Это им дарам не пройдёт! Как начну мыть руки перед едой, микробы у меня не так запоют!..

    • Совершенно верно, — заметил доктор. — Думается, что на этот случай у них есть своя песенка. И, кажется, они её уже начинают репетировать... Вы слышите, молодой человек?..

                                  Чистота и гигиена

    Нам страшнее, чем гиена.

                                                                 Мы обходим за версту

                                                                 Тех, кто любит чистоту...

    Пели они уже не так весело — видимо, поверили в серьёзность Фединых намерений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

    Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

    Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

    Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

    Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.

    Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...

    Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"

    Урок обобщения  и систематизации изученного по теме "Предлог"...

    Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс

    Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...

    "Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе

    Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...