Конспекты занятий по русскому языку
план-конспект занятия (русский язык, 7 класс) по теме

Мочалова Татьяна Викторовна

Игра в 5-7 классах

"Речевой этикет. Культура электронного общения". 

 

Цели:

1.      Общеобразовательные:

  • Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета
  • Показать особенности электронного текста
  •  Проанализировать  различные  жанры  электронного  письма  в  зависимости  от  ситуации общения
  • Помочь  школьникам  повысить  культуру  электронной  переписки (составление  текста  и  оформление  его).
  • Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета
  • Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях   

2.      Развивающие:

  • Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения в разных ситуациях

3.      Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику
  • Воспитание культурной личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра в 5-7 классах

Речевой этикет. Культура электронного общения.  

(Мочалова Т.В., учитель русского языка и литературы)

Цели:

1.      Общеобразовательные:

  • Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета
  • Показать особенности электронного текста
  •  Проанализировать  различные  жанры  электронного  письма  в  зависимости  от  ситуации общения
  • Помочь  школьникам  повысить  культуру  электронной  переписки (составление  текста  и  оформление  его).
  • Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета
  • Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях   

2.      Развивающие:

  • Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения в разных ситуациях

3.      Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику
  • Воспитание культурной личности

Оформление

  • Заголовок «Путешествие в страну этикета»
  • Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты...», «У меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!»
  • Рисунки, иллюстрирующие приветствие
  • Распечатки заданий
  • Два телефона
  • Раздаточный  материал (различные  варианты  электронных  писем)  
  • Интерактивная  доска  для  показа  презентации.

*Игру  желательно  проводить  в  компьютерном  классе.

Подготовка

  • Сценка «Разговор по телефону»
  • Сценка «Разговор Этикеши и Риторика»
  • Подготовить выступление чтецов 1, 2
  • Видеосюжеты «Правила этикета»
  • Участникам подготовиться отвечать на вопросы:

1)      Как приветствовали друг друга в разные века и в разных странах?

2)      Повторить правила приветствия

3)      Повторить правила разговора по телефону

4)      Нарисовать рисунки, иллюстрирующие правила разговора по телефону

5)      Повторить правила поведения в гостях и правила приёма гостей

  • Подготовить похвальное слово школе

Станция 1. Что такое этикет?

Ведущий.

Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры», предпринимались много раз.

   Больше чем 200 лет тому назад Пётр I в предисловии к книге «Юности честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

   Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.

   По мнению же создателя Гулливера - Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Станция 2. Приветствие.

Ведущий

   В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.

  • Как принято, было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?

Ответы:

Подсказка для жюри 1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

2) В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Ведущий

Сейчас конкурс разминка-пантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.

Ситуация 1.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (подсказка для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)

Ситуация 2.

«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Ситуация 4.

«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?

Ведущий.

Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.

1-я ситуация.

Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация.

Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация.

Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

Станция 3 «Давайте говорить друг другу комплименты...»

Этикеша.

Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?

Риторик.

Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.

Этикеша.

И какие же комплименты говорят люди друг другу?

Риторик.

Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал...

Этикеша.

Я понял: комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение.

Риторик.

Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.

Ведущий.

Предлагаем выйти представителей команд. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Ситуация 1.

После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел

Ситуация 2.

Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент

Ситуация 3.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.

Ситуация 4.

Вам сделал комплимент младший брат. Как бы вы ответили?

Ведущий.

В 2011 году наша школа отмечала юбилей. В качестве домашнего задания командам было предложено поздравить школу с юбилеем. Представьте себе, что школа - одушевлённое лицо. Скажите ей комплимент или поздравьте её, произнесите похвальное слово.

* Выступают капитаны команд.

Станция 4 «У меня зазвонил телефон».

Ведущий

Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Сценка №1

* Два мальчика сидят у телефона.

Первый: Алло! Алло!

Второй: Алло!

Первый: Слышно что-нибудь?

Второй: Слышно. А тебе слышно?

Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Второй: Хорошо! А тебе?

Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.

Второй: Давай. А о чём разговаривать?

Первый: Ну, о чём... О чем-нибудь... Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Второй: Правда.

Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Второй: Правда.

Первый: Ну?

Второй: Что «ну»?

Первый: Чего ж ты не разговариваешь?

Второй: А ты почему не разговариваешь?

Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.

Подсказка.

Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.

Сценка №2.

У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.

Первый.

Кто? С кем я говорю?

Второй.

Здрасьти. А кто вам нужен?

Первый.

Что? Куда я попал?

Второй.

Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?

Первый бросает трубку. Звучат гудки.

ПК для жюри.

Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.

Вопросы жюри для болельщиков

-          Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)

-          Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?

-          Перечислите правила телефонного этикета. ( *Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)

Станция 5. Приходите в гости!

Ведущий.

- Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое.

   Попробуйте поставить себя на место героев двух маленьких историй и подумайте, как бы вы себя повели.

Чтец 1.

   Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

-          Это ваза? Ну-ну!

-          Это лампа? Ну-ну!

-          А это сушки? - спросил он, загребая в карман горсть сушек.

-          Ну ладно, - сказал он, - я пошёл...

И ушёл.

«Для чего он, интересно, приходил? - подумал я. - Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

-          Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры?

Чтец 2.

   Однажды я был у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал, кричал во всё горло разные смешные глупости, жевал конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.

-          Согласны ли вы с мнением рассказчика?

-          В чём он себя неправильно вёл?

-          Почему обиделся хозяин?

Задание командам:

-          Напишите правила поведения в гостях

-          Напишите правила поведения хозяина, принимающего гостей

* Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы

Подсказка:

Если ты гость.

  • Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите
  • Звонить в дверь надо не больше двух раз
  • Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания
  • Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть
  • Не выпытывай, что, сколько стоило, и где было куплено

Если ты хозяин.

  • Принимать гостей следует любезно и сердечно. Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться. Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки. Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место. Займи гостя беседой. Пусть гость сам выбирает тему для разговора Не оставляй гостя надолго одного Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять

Станция 6. Культура поведения  за столом. (просмотр и анализ видеоролика)

Ведущий.

- Умеете ли вы вести себя за столом в гостях?  

   Попробуйте поставить себя на место героя  двух маленьких  видеосюжетов,  подумайте, как бы вы себя повели. Что наш герой  сделал правильно и неправильно? Помогите разобраться?

Задание командам:

-          Напишите правила поведения за столом

* Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы

Станция 7. Культура электронного общения

Ведущий.

- В  настоящее  время  активно развивается  новый  тип  коммуникации  посредством  электронных  средств  связи.

Сбывается  многовековая мечта  человечества – получать  информацию  мгновенно, несмотря  на  расстояние  в тысячи  миль, что могут  разделять  нас. Электронное  общение  со  всем  миром  стало  простым, удобным  и  естественным. Мы  быстро  привыкли  посылать  друг  другу  SMSэски  и  писать  друг  другу электронные  письма (е-mail). Стиль  электронного  общения  прочно   вошел в  повседневное  деловое  общение и  нашу  частную  жизнь .

Процесс  создания  текста  электронного  письма имеет  свои  особенности, потому  что электронный  текст  сам  по  себе  необычен: чаще  всего  он  передает  разговорный  текст на  письме.      Костомаров  В.Г.  в   книге « Наш  язык  в  действии. Очерки современной  русской  стилистики» отмечает: «До  недавнего  времени  был  непривычен, неожидан  сам  факт  письменной  фиксации разговорного  текста…Письменная  запись  любого  разговорного, даже  если  в  ней  зафиксированы  интонации, жестикуляция  и  вся « культурная  обстановка»  непривычна  для глаза. Она  заметна  по  причине  привычного  и  несправедливого приравнивания  устной  формы  к  стилевой  разговорности, а через  нее  к  содержательной  бытовщине, чему-то нестоящему: такая  запись  нарушает наши  стилевые  ожидания, поскольку  излагаемая  информация  психологически  не  ассоциируется с  книжностью, на  которую намекает  сам  факт  записи».*  

  Этот лингвистический  факт  еще мало  изучен, однако  на  появление нового  термина «письменное  произношение», который закрепился  за  этим  явлением, указывает  исследователь  Г.Н.Трофимова.

Электронный  текст – это  соединение  двух  форм  речи: устной  и  письменной, и  скомбинированный таким  образом  текст  приобретает   свою  оригинальную    природу, свои  закономерности электронного  жанра  общения. 

Ведущий

-  Как  вы  думаете  в  чем  заключаются  признаки  электронной  переписки?  Давайте  попробуем  вместе  их определить. (Ответы  команд )  

  Подсказка для жюри

ПРИЗНАКИ  ЭЛЕКТРОННОЙ  ПЕРЕПИСКИ: 

1.ЭЛЕКТРОННОЕ  ПИСЬМО  ПРЕДПОЛАГАЕТ  БЫСТРЫЙ ОТВЕТ.

2.МОЖНО  ОТВЕТИТЬ  НЕ  СРАЗУ.

3.ПЕРЕПИСКА  ЧАСТО  ПРОИСХОДИТ  В  ФОРМЕ  СЕРИИ   ПИСЕМ  И  ОТВЕТОВ   НА  НИХ.

4.ЭЛЕКТРОННОЕ  ПИСЬМО  МОЖЕТ  СОДЕРЖАТЬ  В  СЕБЕ   НЕСКОЛЬКО  ТЕМ – РЕПЛИК.

5.ВОЗМОЖНОЕ  ОТСУТСТВИЕ  ОБРАЩЕНИЯ, ПРИВЕТСТВИЯ  И  ПРОЩАЛЬНОЙ  ФОРМУЛЫ и т.д.

6.ОСОБЕННОСТИ  ПУНКТУАЦИИ  (ОТКЛОНЕНИЕ  ОТ   ПРАВИЛ)

Ведущий.                         

 ЗАДАНИЕ 1: Давайте  попробуем  найти  примеры встречающихся  ошибок   в  электронных  письмах – посланиях, которые   находятся  у  вас на  столах  (ответы  учащихся). Например, написание  строчной – прописной  буквы, отказ  от  буквы  Ё  и т.д.   

Ведущий.

- Таким  образом, мы  должны  признать,  что  происходит  стихийное  разрушение  некоторых  норм  литературного  языка.

Ведущий

- Электронные  послания  (е – mail) легко допускают  проникновение  в  письменную  форму  приемов  устной  речи: сокращенные  формы  приветствия  и  прощания, частое   употребление  междометий, сленга и т. д.

К  печально  известным  особенностям современного электронного  текста  можно  с  сожалением  отнести нарочитое  невнимание к  нормам  правописания  русского  литературного  языка (как  и  других  языков); отказ пишущих  от  знаков препинания  или  вольной  их  трактовке, пренебрежение     правилами  орфографии.

ЗАДАНИЕ 2: Дайте  классификацию  типичных  ошибок, встречающихся  в электронных письмах  и e-mail. (ответы  учащихся).


 Подсказка для жюри

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

  1. Типичные ошибки. Классификация 
  2. Речевые ошибки
  1. Непонимание значения слова. Лексическая сочетаемость 
  2. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов 
  3. Многословие. Лексическая неполнота высказывания. Новые слова 
  4. Устаревшие слова. Слова иноязычного происхождения 
  5. Диалектизмы. Разговорные и просторечные слова. Жаргонизмы 
  6. Фразеологизмы. Клише и штампы 
  1. Фактические ошибки 
  2. Логические ошибки 
  3. Грамматические ошибки 
  4. Синтаксические ошибки 

 

Ведущий

Общение  по  электронной  почте  диалогично  и   полилогично  по  форме. Особенность  его и в  том, что если  например, диалог  по  телефону  вербален, мы  можем  чувствовать  незамедлительную  реакцию  невидимого  собеседника  по   его  голосу, интонации, в  нем  присутствуют  элементы спонтанности  и он  ограничен  реальными  временными  рамками, то диалог  по  электронной  почте – это  подготовленные  устные  ответы  и  вопросы  в  письменной форме, не  ограниченные  определенными  временными  рамками. Пишущий все  же имеет возможность корректировать свой  текст после  его  создания, говорящий – нет.

Вступая с  кем-либо в  электронную переписку, мы пытаемся  обозначить свой  образ, невидимый  для  нашего виртуального  собеседника, посредством  создания  электронного  текста.

    Т.о.   в   виртуальной  реальности  текст  и  личность становятся  равнозначными

             

 

     

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧЕНИЕ  КАК  БЫ  ПИСЬМЕННО

«ПРОИЗНОСИМОГО»   ТЕКСТА   СИЛЬНО  ВОЗРАСТАЕТ!

Ведущий 

-Можно  сделать вывод, что  пишущий  создаёт текст  не  для себя, а для того, чтобы  кто-то прочитал  его  и получил  максимальную  информацию – в  этом главная  задача  любого  текста.  Необходимо  обязательно  представлять  своего  читателя  и  его  реакцию  на  ваше  послание. Культура  письма является  отражением  не  только  общей  культуры, но  и  отличительной  национальной  особенностью.          

 Этикеша кратко напоминает  ребятам как работают с  электронными текстами

   

 1. Потенциал  создания  электронного  текста,  в  отличие  от любого другого письменного  текста, гораздо  шире  предполагает  наличие  огромного  арсенала  экстралингвистических  средств, которые  возлагаются  на  всевозможные  компьютерные  функции.

Например, графические – изображение «смаликов»  или  разных  значков,  которые  передают  интонацию  и  эмоциональное состояние  виртуальных  собеседников,            

                                                          

 

 

                                 

2. Широкий  выбор подчеркиваний и  выделение  цветом,  разные  шрифты  и т.д.

 Дорогая   мама, поздравляю  с  новым  годом!

Желаю  тебе и  жизни!

Ты  у меня  самая  ЛУЧШАЯ

 МАМА  НА  СВЕТЕ !!!

        

Это дает  возможность  собеседникам  расставлять логические  акценты  в  тексте.

                                 

 Иллюстративные – прикрепленные  картинки  и  фотографии, видеоряд,   иллюстрирующий содержание  письма ;

 аудиосредства – музыкальное   или  звуковое  сопровождение,-  все  это  является  органической  частью  содержания  электронного  текста.                

 

ЗАДАНИЕ 3. 

  Какие же  плюсы  и  минусы электронной  почты  вы  можете  назвать? ( команды  совместно    заполняют   таблицы )

  Подсказка для жюри

                         +                                          

                         -

1.Высокая  скорость  передачи информации.

1.Не  всегда доступен  Интернет.

2.Мгновенное  получение  информации, несмотря  на  большие  расстояния, которые могут  разделять  нас.

2.Неряшливость  при  оформлении  текста.

3. Электронная  почта -  будущее  образовательно – информационных  проектов

3.Отклонение  от  правил  пунктуации  и  основных орфографических  норм.

4.Электронный  текст  дает  возможность  соединить  устную  и  письменную  речь.

4.Частые  и  порой  пеоправданные  сокращения  слов.

 

Ведущий. 

  Культуре  письменной  речи  посвящено  немало  публикаций , в  том  числе  и  в  последние  годы: Водина  Н.С., Иванова  А.Ю., Клюев  А.С. и др. Культура  устной  и  письменной  речи  делового  человека. Словарь – справочник.М.,2000;Мучник  Б.С. Культура  письменной  речи.М.,1996 г.; Дегтярёв  М.А. Культура  письменной  речи.М.,1998 г.  И  др.Созданы  новые  учебные  программы  и  тренинги, которые  рассматривают  необходимым  компонентом  обучения  культуре  письменной  речи.                          

  Замечательным  событием  стало  открытие   интернет – сайта

«Культура  письменной  речи»  www.gramma.ru , где  читателям предлагается  популярное  изложение  достаточно  сложных  проблем  современного  языкознания.

Этикеша и Риторик   рекомендуют   учащимся  почаще   заходить  на  подобные  сайты  и  получать  профессиональные  консультации  в  доступной  для  них  форме.

Ведущий. К  культуре  освоения  интернет – языка  относится  и умение  создавать  собственные  электронные  послания  в  формате  е-mail.

ЗАДАНИЕ 4. 

а) попытаться  самостоятельно  создать  собственные  электронные  послания  в  формате  е-mail. В  зависимости  от ситуации  общения:  дружеское  послание, официальное  письмо  (запрос, ответ, приглашения  и  т.д.),  письмо  близкому  человеку (родственникам)  и  др..

Учащимся  раздаются  индивидуальные  карточки – задания  ( по группам)

Через  3-5 минут  уч-ся  демонстрируют  свои  варианты   «электронных»  текстов, анализируют их, находят  ошибки и  выбирают  самые  удачные  и  формулируют  главный принцип поведения  в  сети.  

  Подсказка для жюри

 «Помни,  что  в  Интернете  ты  общаешься  с  живыми  людьми, и потому  поступай  с  другими  людьми  так, как ты  бы  хотел, чтобы  поступали  с  тобой ».

Рефлексия:

 Ведущий спрашивает  у учащихся:

                                - Что  нового  и  интересного  они  узнали?                                                                                                                                            

                                 - Чему  они сегодня научились?

Подведение итогов.

 

 

Литература

1.Трофимов  Г.Н.  Языковой   вкус  интернет - эпохи  в  России. Функционирование  русского  языка  в  Интернете: концептуально- сущностные  доминанты. - М., 2005.

 

2. Костомаров  В.Г.  Наш  язык  в  действии. Очерки  современной  русской  стилистики. Гардарики. – 2005.- С.139.

3. Лохина  Т.  Культура  письма  в  России. www.biblio.narod.ru: Вяземский  П.А.  Полн. собр. соч. Т.II. – СПб., 1884. – С.60.

4. Каныгина  П., Совайленко В.  Зачем   нам  культура  письма? Учительская  газета , www. Narod.ru

5. Водина  Н.С., Иванова А.Ю., Клюев  А.С. и др. Культура  устной  и  письменной  речи  делового  человека. Словарь – справочник. Аннотация. – М.,2000.

6. Зализняк  А., Микаэлян  И.  Переписка  по  электронной  почте  как  лингвистический  объект. http://www.dialog-21.ru

7. www.gramota.ru         

~  ~



Предварительный просмотр:

                   ФАКУЛЬТАТИВНОЕ  ЗАНЯТИЕ

              ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫК

                            ТЕМА: 

                                                                                             

                                                               

                                                                  Материал подготовила:    

                                                           Мочалова  Т.В.                       

                                                                   учитель МОУ - ср.шк.№15,

                                                                                 окр.Муром,

                                                         Владимирской  области , 2008 год.

                      ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА.

Я  предлагаю учебный  план   факультативного  занятия  курса  «Культура  письменной  речи  и  е-mail» .

Данный  курс  рассчитан на  школьников  среднего  и  старшего  звена, у которых  сформированы  навыки  письменной  речи  и  которые   владеют  элементарными  навыками электронной  переписки.

 

Цель  данного  курса: показать  особенности  электронного текста  как  такового; проанализировать  различные  жанры  электронного  письма  в  зависимости  от  ситуации общения; помочь  школьникам  повысить  культуру  электронной  переписки (составление  текста  и  оформление  его).

Тема  занятия:  Введение в  курс. Что  такое  электронный  текст.

                           Культура  электронного  общения  и  e-mail.

                           ( 3 часа )  

: Культура  электронного  общения  и  е – mail .

Цели: популяризация  русского  языка  среди широкой аудитории  пользователей  сети  Интернет, оказание  помощи  в  освоении  норм  современного  русского  литературного  языка, развитие  навыков умения  создавать  собственные  электронные  послания  в  формате  е - mail , научить  школьников критически  относиться  к  качеству  интернет - языка.

Оборудование: 1.Раздаточный  материал (различные  варианты  электронных  писем) см. Приложение. 

.        2.Интерактивная  доска  для  показа  презентации.

Урок    желательно  проводить  в  компьютерном  классе.

Ход  урока

1.Анализ темы, определения  круга  проблем, которые будут  обсуждаться  на  занятии.

Учитель: Проанализируйте  тему  занятия и  попытайтесь сформулировать  проблемные  вопросы, которые будут  в  центре нашего  внимания  на  уроке. *1 слайд. 

В  процессе  обсуждения  учащиеся  формулируют  главные  вопросы, которые  предстоит  решить. *2  слайд.

Учитель: Ознакомьтесь  с  предложенными  вам  электронными  посланиями (см. Приложение). О какой  проблеме они  заставляют  нас  задуматься?

(ответы  учащихся).

 В  настоящее  время  активно развивается  новый  тип  коммуникации  посредством  электронных  средств  связи.

Сбывается  многовековая мечта  человечества – получать  информацию  мгновенно, несмотря  на  расстояние  в тысячи  миль, что могут  разделять  нас. Электронное  общение  со  всем  миром  стало  простым, удобным  и  естественным. Мы  быстро  привыкли  посылать  друг  другу  SMSэски  и  писать  друг  другу электронные  письма (е-mail). Стиль  электронного  общения  прочно   вошел в  повседневное  деловое  общение и  нашу  частную  жизнь.

*3 слайд. 

 2. Выяснить  в  чем  состоит  лингвометодический  аспект  стиля  электронного  общения, т.е.  природа электронного текста  в  формате е-mail, особенности виртуального  стиля  общения  и  ближайшие  перспективы  обучаемости  данному  стилю?

Процесс  создания  текста  электронного  письма имеет  свои  особенности, потому  что электронный  текст  сам  по  себе  необычен: чаще  всего  он  передает  разговорный  текст на  письме.            Костомаров  В.Г.  в   книге « Наш  язык  в  действии. Очерки современной  русской  стилистики» отмечает: «До  недавнего  времени  был  непривычен, неожидан  сам  факт  письменной  фиксации разговорного  текста…Письменная  запись  любого  разговорного, даже  если  в  ней  зафиксированы  интонации, жестикуляция  и  вся « культурная  обстановка»  непривычна  для глаза. Она  заметна  по  причине  привычного  и  несправедливого приравнивания  устной  формы  к  стилевой  разговорности, а через  нее  к  содержательной  бытовщине, чему-то нестоящему: такая  запись  нарушает наши  стилевые  ожидания, поскольку  излагаемая  информация  психологически  не  ассоциируется с  книжностью, на  которую намекает  сам  факт  записи».*  

  Этот лингвистический  факт  еще мало  изучен, однако  на  появление нового  термина «письменное  произношение», который закрепился  за  этим  явлением, указывает  исследователь  Г.Н.Трофимова.

Электронный  текст – это  соединение  двух  форм  речи: устной  и  письменной, и  скомбинированный таким  образом  текст  приобретает   свою  оригинальную    природу, свои  закономерности электронного  жанра  общения. *4 слайд.

 3.Диалог  о  характерных  признаках электронной  переписки.

Учитель:  Как  вы  думаете  в  чем  заключаются  признаки  электронной  переписки?  Давайте  попробуем  вместе  их определить. (Ответы  учащихся )  

 *5  слайд.

            ПРИЗНАКИ  ЭЛЕКТРОННОЙ  ПЕРЕПИСКИ

         

                                                     

                                                                                                      

 1.ЭЛЕКТРОННОЕ  ПИСЬМО  ПРЕДПОЛАГАЕТ  БЫСТРЫЙ

   ОТВЕТ.

2.МОЖНО  ОТВЕТИТЬ  НЕ  СРАЗУ.

3.ПЕРЕПИСКА  ЧАСТО  ПРОИСХОДИТ  В  ФОРМЕ  СЕРИИ

   ПИСЕМ  И  ОТВЕТОВ   НА  НИХ.

4.ЭЛЕКТРОННОЕ  ПИСЬМО  МОЖЕТ  СОДЕРЖАТЬ  В

   СЕБЕ   НЕСКОЛЬКО  ТЕМ – РЕПЛИК.

5.ВОЗМОЖНОЕ  ОТСУТСТВИЕ  ОБРАЩЕНИЯ, ПРИВЕТСТВИЯ  И  ПРОЩАЛЬНОЙ  ФОРМУЛЫ.

6.ВРЕМЕННЫЙ  ДЕЙКСИС (ВСТАВКА  ВЫРАЖЕНИЙ  ТИПА

   «Я  СЕЙЧАС  СИЖУ ЗА  КОМПЬЮТЕРОМ»; « ТОЛЬКО  ЧТО   ПРИШЕЛ  АНДРЕЙ»; «СЕЙЧАС  ПОЙДУ  СПАТЬ» И Т.П.     

 

7.ОСОБЕННОСТИ  ПУНКТУАЦИИ  (ОТКЛОНЕНИЕ  ОТ  

 ПРАВИЛ)

                                     

 ЗАДАНИЕ 1: Давайте  попробуем  найти  примеры встречающихся  ошибок   в  электронных  письмах – посланиях, которые   находятся  у  вас на  столах  (ответы  учащихся). Например, написание  строчной – прописной  буквы, отказ  от  буквы  Ё  и т.д. (см. Приложение «Точки  над  Ё  расставлены) 

Учитель: Таким  образом, мы  должны  признать,  что  происходит  стихийное  разрушение  некоторых  норм  литературного  языка.

Учитель: Электронные  послания  (е – mail) легко допускают  проникновение  в  письменную  форму  приемов  устной  речи:

сокращенные  формы  приветствия  и  прощания, частое   употребление  междометий, сленга и т. д.

К  печально  известным  особенностям современного электронного  текста  можно  с  сожалением  отнести нарочитое  невнимание к  нормам  правописания  русского  литературного  языка (как  и  других  языков); отказ пишущих  от  знаков препинания  или  вольной  их  трактовке, пренебрежение     правилами  орфографии.

4.Дать  классификацию  типичных  ошибок, встречающихся  в электронных письмах  и e-mail. 


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Содержание

  1. Типичные ошибки. Классификация 
  2. Речевые ошибки
  1. Непонимание значения слова. Лексическая сочетаемость 
  2. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов 
  3. Многословие. Лексическая неполнота высказывания. Новые слова 
  4. Устаревшие слова. Слова иноязычного происхождения 
  5. Диалектизмы. Разговорные и просторечные слова. Жаргонизмы 
  6. Фразеологизмы. Клише и штампы 
  1. Фактические ошибки 
  2. Логические ошибки 
  3. Грамматические ошибки 
  4. Синтаксические ошибки 

* 6 слайд.                                                 См. www.gramota.ru

Общение  по  электронной  почте  диалогично  и   полилогично  по  форме. Особенность  его и в  том, что если  например, диалог  по  телефону  вербален, мы  можем  чувствовать  незамедлительную  реакцию  невидимого  собеседника  по   его  голосу, интонации, в  нем  присутствуют  элементы спонтанности  и он  ограничен  реальными  временными  рамками, то диалог  по  электронной  почте – это  подготовленные  устные  ответы  и  вопросы  в  письменной форме, не  ограниченные  определенными  временными  рамками. Пишущий все  же имеет возможность корректировать свой  текст после  его  создания, говорящий – нет.

Учитель: Вступая с  кем-либо в  электронную переписку, мы пытаемся  обозначить свой  образ, невидимый  для  нашего виртуального  собеседника, посредством  создания  электронного  текста.

    Т.о.   в   виртуальной  реальности  текст  и  личность становятся  равнозначными

*7  слайд.

             

=                   

 

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧЕНИЕ  КАК  БЫ  ПИСЬМЕННО  

«ПРОИЗНОСИМОГО»   ТЕКСТА   СИЛЬНО  ВОЗРАСТАЕТ!

Можно  сделать вывод, что  пишущий  создаёт текст  не  для сеzб , а для того, чтобы  кто-то прочитал  его  и получил  максимальную  информацию – в  этом главная  задача  любого  текста.  Необходимо  обязательно  представлять  своего  читателя  и  его  реакцию  на  ваше  послание. Культура  письма является  отражением  не  только  общей  культуры, но  и  отличительной  национальной  особенностью. * 8 слайд.        

 

 5.Обучение  навыкам  и  умениям  создания  электронных текстов.

Учитель: Потенциал  создания  электронного  текста,  в  отличие  от любого другого письменного  текста, гораздо  шире  предполагает  наличие  огромного  арсенала  экстралингвистических  средств, которые  возлагаются  на  всевозможные  компьютерные  функции.

*9слайд.

Например, графические – изображение « смаликов»  или  разных  значков,  которые  передают  интонацию  и  эмоциональное состояние  виртуальных  собеседников,            

                                           

                

 

*10  слайд.

                                 

Широкий  выбор подчеркиваний и  выделение  цветом,  разные  шрифты  и т.д.

 Дорогая   мама, поздравляю  с  новым  годом!

Желаю  тебе и  жизни!

Ты  у меня  самая  ЛУЧШАЯ

 МАМА  НА  СВЕТЕ !!!

        

                                

Это дает  возможность  собеседникам  расставлять логические  акценты  в  тексте.

                                

 *11 слайд.

 Иллюстративные – прикрепленные  картинки  и  фотографии, видеоряд,   иллюстрирующий содержание  письма ;

 аудиосредства – музыкальное   или  звуковое  сопровождение,-  все  это  является  органической  частью  содержания  электронного  текста.                

 

         

                               

     Урок-презентация 8 класс                                                              

                                                     

         

   

 Фестиваль  искусств

                                                       

                                                                              Поход

 ЗАДАНИЕ 2. 

Учитель: Какие же  плюсы  и  минусы электронной  почты  вы  можете  назвать? ( Совместное    заполнение  таблицы )

                         +                                          

                         -

1.Высокая  скорость  передачи информации.

1.Не  всегда доступен  Интернет.

2.Мгновенное  получение  информации, несмотря  на  большие  расстояния, которые могут  разделять  нас.

2.Неряшливость  при  оформлении  текста.

3. Электронная  почта -  будущее  образовательно – информационных  проектов

3.Отклонение  от  правил  пунктуации  и  основных орфографических  норм.

4.Электронный  текст  дает  возможность  соединить  устную  и  письменную  речь.

4.Частые  и  порой  пеоправданные  сокращения  слов.

   Культуре  письменной  речи  посвящено  немало  публикаций , в  том  числе  и  в  последние  годы: Водина  Н.С., Иванова  А.Ю., Клюев  А.С. и др. Культура  устной  и  письменной  речи  делового  человека. Словарь – справочник.М.,2000;Мучник  Б.С. Культура  письменной  речи.М.,1996 г.; Дегтярёв  М.А. Культура  письменной  речи.М.,1998 г.  И  др.Созданы  новые  учебные  программы  и  тренинги, которые  рассматривают  необходимым  компонентом  обучения  культуре  письменной  речи.                          

  Замечательным  событием  стало  открытие   интернет – сайта

«Культура  письменной  речи»  www.gramma.ru , где  читателям предлагается  популярное  изложение  достаточно  сложных  проблем  современного  языкознания.

Учитель   рекомендует    учащимся  почаще   заходить  на  подобные  сайты  и  получать  профессиональные  консультации  в  доступной  для  них  форме.
                                                                                 

Учитель: К  культуре  освоения  интернет – языка  относится  и умение  создавать  собственные  электронные  послания  в  формате  е-mail.

Задание  3 (на закрепление  материала): а) попытаться  самостоятельно  создать  собственные  электронные  послания  в  формате  е-mail. В  зависимости  от ситуации  общения:  дружеское  послание, официальное  письмо  (запрос, ответ, приглашения  и  т.д.),  письмо  близкому  человеку (родственникам)  и  др..

Учащимся  раздаются  индивидуальные  карточки – задания , возможны  задания  по  вариантам. 

б) постараться сформулировать  главный  принцип  поведения  в  сети  Интернет.

 

Через  3-5 минут  уч-ся  демонстрируют  свои  варианты   « электронных»  текстов, анализируют их, находят  ошибки и  выбирают  самые  удачные  и  формулируют  главный принцип поведения  в  сети. *13  слайд.

« Помни,  что  в  Интернете  ты  общаешься  с  живыми  людьми, и потому  поступай  с  другими

 людьми  так, как ты  бы  хотел, чтобы  поступали  с  тобой ».

Рефлексия:

 Спросить  у учащихся:

                                - Что  нового  и  интересного  они  узнали?                                                                                                                                            

                                 - Чему  они сегодня научились?

  Учитель: На  последующих  занятиях  мы  будем  учиться создавать  электронные  тексты - послания   разных  жанров, узнаем  историю  эпистолярного  жанра  в  русском  языке, дадим  характеристику  различным  жанрам  электронной  переписки (деловая, дружеская), будем  учиться  оформлять тексты  электронной переписки (шрифт, видеоряд, фотографии  и т.д.)

 

                 1.Создать  свой  этикет  виртуального        

                                                  общения, т.е. кодекс  правил  

                                                   поведения  в  Интернете.          

                                             

                                             2. Привести  2-3 примера  электронного                                                            

                                                  текста  из  Интернета.

                             

*14 слайд.

  Литература

1.Трофимов  Г.Н.  Языковой   вкус  интернет - эпохи  в  России. Функционирование  русского  языка  в  Интернете: концептуально- сущностные  доминанты. - М., 2005.

 

2. Костомаров  В.Г.  Наш  язык  в  действии. Очерки  современной  русской  стилистики. Гардарики. – 2005.- С.139.

3. Лохина  Т.  Культура  письма  в  России. www.biblio.narod.ru: Вяземский  П.А.  Полн. собр. соч. Т.II. – СПб., 1884. – С.60.

4. Каныгина  П., Совайленко В.  Зачем   нам  культура  письма? Учительская  газета , www. Narod.ru

5. Водина  Н.С., Иванова А.Ю., Клюев  А.С. и др. Культура  устной  и  письменной  речи  делового  человека. Словарь – справочник. Аннотация. – М.,2000.

6. Зализняк  А., Микаэлян  И.  Переписка  по  электронной  почте  как  лингвистический  объект. http://www.dialog-21.ru

7. www.gramota.ru         

                                                                         

     

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Конспект занятия по русскому языку "Слово в лексической системе языка"

Конспект урока к технологической карте, размещенной ранее....

Конспект занятия по русскому языку в 11 классе.Подготовка к ЕГЭ.

Отработка некоторых заданий из ЕГЭ по русскому языку...