ИКТ на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Наримбетова Айнагуль Куатовна

Доклад на тему: "Информационно-коммуникационные  технологии на уроках русского языка и литературы"  Что значит ИКТ и как применять можно на уроках русского и языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии  на уроках русского языка и литературы

А.К. Наримбетова учитель русского языка и литературы

СШ № 26  г.Актобе  Казахстан

 Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции.  Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Информационная культура проявляется в следующем:

- в конкретных навыках по использованию различных технических устройств;

- в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

- в умении извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;

- в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать;

- в знании аналитических методов обработки информации;

- в умении работать с различными видами информации.

Отсюда вытекает необходимость применения в образовательной практике инновационных технологий, модернизацию образования. Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании  применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям;
  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

Работа, которую можно предложить по следующим направлениям:

1. Работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher).

2. Создание презентаций к урокам.

3. Работа с ресурсами Интернет.

4. Работа с интерактивной доской.

5. Использование готовых обучающих программ.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

· психологически облегчает процесс усвоения;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор учащихся;

· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для:

· оформления результатов групповой работы

· выпуска газеты, информационного листка

Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Также к положительному эффекту приводит работа с различными обучающими программами.

Работа с интерактивной доской раскрывает дополнительные возможности: показ презентаций на большом экране, возможность ученикам самим создавать флипчаты с использованием её различных средств и возможностей и т.д.

Каждый учитель знает, применение ИКТ на уроках дает возможность оживить урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал,
позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся.

 Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству

- повышает качество обучения;

При объяснении нового материала  использую  предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии  мультимедийную энциклопедию «Русская литература»), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - комментируется информация, появляющаяся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. 

Но чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо  самому учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

-презентации.

Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физкультминуток. В презентацию можно вставить : и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР.

-анимации и  иллюстрации

Использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки).

-интерактивные  таблицы, схемы;

На уроках обобщения и повторения они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Например ,в 8 классе при изучении темы «Однородные члены предложения» целесообразно актуализировать знания, уже известные учащимся. Это можно сделать через анализ предложения.

1) Проводится синтаксический разбор предложения.

Лонгрен  поехал в город,взял расчет,простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль.(Грин)

- Как вы определили, что предложение осложнено однородными членами?

2) Выборочное письмо.

- Выпишите из предложения словосочетания.

- Определите тип связи в данных словосочетаниях. Какое словосочетание образуют однородные члены предложения?

3) Выделение признаков однородных членов предложения.

(Слайд – уч-ся называют признаки, на компьютере появляется каждый из признаков.)

Однородные члены предложения

Зависит  от 1 слова

Отвечает  на 1 вопрос

Является одним  и тем же членом предложения

Произносятся перечислительной    интонацией  

- интерактивные тесты

На этапах повторения и закрепления материала  интерактивные тесты, это и тесты из коллекций ЦОР,  и тесты, содержащиеся на дисках «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»,1С: « Репетитор» ,  Русский язык.

  Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что нужно «напроситься»   в кабинет информатики.

Подводя итог, можно сказать, что можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.  

Но использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, происходящие в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносится в жертву практической пользе. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения, чтобы обеспечить  качественное образование.
Как говорили древние: ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. Поэтому мы учителя должны стремиться к
освоению инновационных технологии, как сказал Данте : «Земные чувства все отдайте постиженью новизны».

Литература:

  1. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи».// Русский язык в школе. 2001. №5. С. 17-21
  2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
  3. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  5. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией.// Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.
  6. http://eor.edu.ru – сайт по ЭОРам
  7. www.rnmc.ru – сайт по ЦОРам

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...