Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Чистякова Евгения Сергеевна

Развивать умение находить  антонимы в                                                                                                                                                                                             тексте, употреблять в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx514.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЕЛЬ  ЧИСТЯКОВА ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

Тема : Антонимы

Цели :    1.познакомить учащихся со словами,          противоположными по значению;

2.ввести понятие “антоним”;

3.учить подбирать антонимы;

4.Развивать умение находить  антонимы в                                                                                                                                                                                             тексте, употреблять в речи.

                                Ход урока.

  1. Орг. Момент . (Распределяемся на две группы, открываем тетради, записываем число и тему урока)
  2. Проверка домашнего задания.

Даны рисунки. Необходимо распределить  их  по группам:

1.ОМОНИМЫ                                  2.СИНОНИМЫ

                 

Дать определения каждой группе.

  1. Изучение нового материала (§ 68 стр. 140-141)

Рассмотрим рисунок и закончим начатые предложения.

(СЛАЙД)

Петя поднимается в гору, а Коля (спускается).

У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли (легкий).

Петя большой, а Коля (маленький).

У Пети темные волосы, а у Коли (светлые).

Итак , АНТОНИМЫ –это слова одной и той же части речи с противоположным значением.  (СЛАЙД)

  1. Закрепление знаний, умений и навыков.  Работа строиться следующим образом: на скорость. Группа, которая быстро и правильно выполнит задание получает житон.

1.Выполняем  упражнение 359 стр. 141(быстрее, правильно)

Выпишите антонимы, обозначающие: 1.группа- время, цвет. 2 группа- размер, температура.

1 группа

Ранний-поздний

Черный-белый

Яркий-тусклый

Утро-вечер

Бледный- румяный

2 группа

Широкий-узкий

Короткий-длинный

Высокий-низкий

Жара-холод

Горячий- холодный

Нагреть-остудить

2. Задание  на скорость(СЛАЙД)

      1Подобрать антонимы к существительным и прилагательным в словосочетаниях

  • Добрый друг                        Злой враг
  • Холодная ночь                    Теплый день
  • Вечерний приход                Утренний уход
  • Первая победа                     Последнее поражение

       2 К словам левой колонки подобрать антонимы из правой.

  •  Близкий                    Дальний
  • Редкий                        Густой                
  • Правдивый                 Ложный      
  • Узкий                           Широкий
  • Говорить                      Молчать
  • Старый                         Новый
  • Горячий                        Холодный
  • добрый                          злой

       4 Найдите и  выпишите пословицы, в которых есть антонимы    

. Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

.У страха глаза велики.

.Правой рукой строит, а левой разрушает.

. Когда рак на горе свистнет.

.Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Ответ:

 .Много - мало

.Правая – левая

 Строит - разрушает

5 Найдите антонимы и запишите в тетрадь, объясните один на выбор.

У прохожих на виду                   А улитка- далеко .    

Висело яблоко в саду,               А теленок озабочен

Ну кому какое дело?                  Тем, что яблоко

Просто                                             Мало

Яблоко                                             А цыпленок – тем,

 Висело.                                           Что очень

Только конь сказал,                      Велико и тяжело,

Что низко,                                        А котенку все равно:

А мышонок-                                     -Кислое, зачем оно?

Высоко,                                             -Что вы?-

Воробей сказал,                              Шепчет червячок,-  

Что близко,                                       Сладкий у него бочок.  

6 Игра «Наоборот»

А теперь пришел черед

Сыграть  в игру «Наоборот»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь…(НИЗКО)

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне… (БЛИЗКО)

Скажу я слова потерял,

А ты кричи скорей…(НАШЕЛ)

Скажу тебе с укором трус,

Ты гордо скажешь я …(ХРАБРЕЦ)

Теперь начало я скажу,

А ты ответишь: нет …(КОНЕЦ).

7. Найди антонимы.(РИСУНКИ)

  1. Итог урока.

- Ребята, с какими словами мы познакомились на уроке?   (АНТОНИМАМИ)

- Дайте определение антонимам.

  1. Домашнее  задание.§68 стр.141. Упр. 367

Дополнительное задание

Ребята, если внимательно посмотреть, что окружает нас вокруг, то можно найти очень много антонимов.  Давайте подумаем и  найдем антонимы , которые нас окружают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...