СПП с придаточными сравнительными.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Ершова Светлана Александровна

Тип урока: урок «открытия» нового знания.                                                                                            

             Содержательная цель урока: расширение понятия  «сложные предложения», включение знания о сложноподчинённом предложении с придаточными сравнительными.                                                                                                                                                  

       Деятельностная цель урока: создание условий для развития у учащихся способности различать  сложноподчинённые предложения  с придаточными сравнительными, а также умения находить в них главные и придаточные предложения, определять средства связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pridatochnyesravneniya_pridat._sravneniya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Учитель: Ершова С.А.                                                                                                                                                                               Предмет: русский язык                                                                                                                                                                             Класс: 9 класс                                                                                                                                                                                     Учебник: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение».                                  Тема урока:  СПП с придаточными сравнительными.                                                       Тип урока: урок «открытия» нового знания.                                                                                                         Содержательная цель урока: расширение понятия  «сложные предложения», включение знания о сложноподчинённом предложении с придаточными сравнительными.                                                                                                                                                         Деятельностная цель урока: создание условий для развития у учащихся способности различать  сложноподчинённые предложения  с придаточными сравнительными, а также умения находить в них главные и придаточные предложения, определять средства связи.

                                                   Ход         урока.                                                                                                                                                1.Мотивация к учебной деятельности (7 мин) 

Задание 1:   Определите выразительные средства (Выпишите сравнительные обороты со словами, от которых задаём вопрос)

-Что обозначают?

-Чем являются в предложении?

-При помощи чего присоединяются?

-На какие вопросы отвечают?

Один ученик работает  у доски:

1)Перстами лёгкими (насколько? в какой степени?), как сон, моих зениц коснулся        он.                                                                                                                                2)Внизу сновали быстро (насколько? как?), будто муравьи, люди.                                                 3) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики,        собирались (как?)        на        экстренный        совет.                                                                        4) Густой (насколько? в какой степени?) туман, точно вата, лежал по всему лесу.

-Замените устаревшие слова «перстами», «зеница» синонимами.

-Назовите слова с чередованием гласной в корне (коснулся, собирались).

Задание индивидуальное (у доски 2 человека): подчеркнуть грамматические основы, найти главное и придаточное в СПП, определить тип придаточного (предложения записаны заранее):

  1. Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. Ленивый гром потягивался за горизонтом так, (подобно чему?) как  будто заспанный силач распрямлял плечи.
  2. Обстрел прекратился, как только несколько мин взорвалось за рвом. Квартиры Пушкина, Чехова обладают необъяснимой силой воздействия, как будто дух хозяина продолжает жить в них.

Формулируем и записываем тему урока, ставим цели урока.

2.Актуализация и пробное учебное действие (6 мин). Задание: работа с таблицей учебника (стр.58). 

- С какими придаточными можно спутать (см. средства связи)?

Сравнительный оборот

Придаточное сравнительное

Как? Насколько? В какой степени?

Как? Подобно чему? В сравнении с чем?

Является обстоятельством.

(Оставим место для записи!)

Имеет грамматическую основу.

Относится   к прилагательному, наречию,  глаголу.

Относится ко всему главному предложению.

3.Первичное закрепление с проговариванием (7+7).

  1. Работа у доски (7 мин). Задание: расставить знаки препинания, объяснить значение придаточных.:
  • Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  • Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к хорошей музыке.
  • Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
  • Как шитый полог, синий свод пестреет частыми звездами.
  • Что ты тих, как день ненастный?
  • И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый
  1. Работа                в парах с        упр.171(1-4,7)                                                                                      Задание:  
  • 1 вариант – выписать СПП с придат. сравнит.;
  • 2 вариант – простые предложения со сравнит. оборотами.
  • 1 ученик у доски (5,6,9): грамматические основы и сравнит. обороты        подчеркнуть.                                                                                                               Проверка.

4.Физминутка.

5.Сам. работа с упр.168 (1-3) (7 мин). Задание: расставить знаки препинания, объяснить значение придаточных.

Возвращаемся к таблице (см.п.2), делаем запись в первой колонке:

«Являются также частью сказуемого»

Для 2 сильных: упр. 169- у доски.

6.Работа с текстом (устная) (см. приложение): найдите сравнения, определите стиль текста.

7.Рефлексия (2 мин).

Дом. задание: упр. 170 или 173 с творческим заданием (оценка за последнее - в журнал)

                                            Приложение.

(17)Я начинаю понимать,

сказал Маленький принц.

(18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится,

продолжал Лис.

(19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

(24)Пожалуйста, приручи меня!

(25)Я бы рад,

отвечал Маленький принц,

но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

(27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь,

сказал Лис.

(28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

(32)А что для этого надо делать?

спросил Маленький принц.

(33)Надо запастись терпением,

ответил Лис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды придаточных. СПП с придаточным определительным (урок+презентация)

Этот урок знакомит девятиклассников с видами придаточных предложений. Работа на уроке построена по принципу дифференцированного обучения...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

План-конспект урока «СПП с придаточными сравнительными»

Урок по изучению сложного предложения -  «СПП с придаточными сравнительными»....

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

Урок по русскому языку в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными"Цель урока:- сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выраже...

СПП с придаточными сравнительными

Разработка урока "ССП с придаточными сравнительными"....