Развитие коммуникативных навыков на дополнительных занятиях по русскому языку
статья по русскому языку по теме

Логинова Людмила Ивановна

       Развитие коммуникативных навыков я осуществляю на элективных              курсах «Деловые бумаги, деловое общение». Эти курсы предназначены для учащихся 9 классов, которые хотят в будущем попробовать свои силы в сфере правовых, служебных, производственных отношений. Оформление деловых бумаг, документов является важным компонентом современных условий: в повседневной жизни приходится нередко писать заявления, доверенности, автобиографию и т. д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Владимирской области

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя школа №4 округа Муром

Развитие коммуникативных навыков на дополнительных занятиях по русскому языку.

                                          Сообщение  учителя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                         русского языка и литературы                      

     

                                     Логиновой Л.И.          

                                           

Муром

Развитие коммуникативных навыков на дополнительных занятиях по русскому языку.

                                                      ( учитель русского языка и литературы                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                 средней школы № 4 Логинова Л.И.)

         

       Развитие коммуникативных навыков я осуществляю на элективных              курсах «Деловые бумаги, деловое общение». Эти курсы предназначены для учащихся 9 классов, которые хотят в будущем попробовать свои силы в сфере правовых, служебных, производственных отношений. Оформление деловых бумаг, документов является важным компонентом современных условий: в повседневной жизни приходится нередко писать заявления, доверенности, автобиографию и т. д. Поэтому необходимы умения и навыки в составлении этих бумаг. Не менее важно уметь строить деловое общение.

         Данный курс расширяет границы одного из разделов стилистики «Официально- деловой стиль речи», имеет практическую направленность. Деловые бумаги и деловое общение требуют соблюдения основных стилевых черт. Среди них – точность, не допускающая иного толкования, неличный характер, стандартизированность, стереотипность, долженствующе - предписывающий характер.

         В программе элективного курса предусмотрено изучение официально- деловой лексики, синтаксических конструкций, включены специальные задания практической направленности.

         Среди основных целей я выделяю:

   -расширение, систематизацию знаний по курсу стилистики русского языка, формирование      навыков оформления деловых бумаг;

   -углубление уровня сформированности следующих видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, общеучебной;

   -формирование культуры делового общения, речевого этикета;

   -осуществление письменного и устного самосовершенствования.

         В тематическое содержание программы элективного курса включены задания, способствующие развитию коммуникативных навыков делового человека. Сюда входит изучение стандартных оборотов речи, специальной терминологии, проведение  деловых игр « Я- директор», « Приём на работу», «Творческий салон рекламных объявлений», открытие рубрики «Нарочно не придумаешь», «Комический эффект» (редактирование), анализ литературных автобиографий С.Есенина, А.Твардовского, рассказа М.Зощенко «Три документа», экскурсия в историю («Законы Хаммурапи, царя Вавилона», «Кодекс Наполеона», «Указ Петра Первого»), зачётные работы по составлению деловых бумаг с соблюдением норм современного литературного языка, практикумы по речевому этикету.

         Развитию коммуникативных навыков способствует внеклассное мероприятие «Речевой этикет. Люди существуют друг для друга (учимся общению)».

       

       Учащихся необходимо познакомить с понятием «этикет». Им нужно помочь понять необходимость и ценность общения, сформировать представления о правилах общения.           Мероприятие проводится в форме диалога с элементами тренинга.

       Эпиграфом служат слова Ф.Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше». Ребята выражают своё отношение к этим словам.

     

       В процессе  мероприятия по русскому языку предлагается выполнить упражнение «Мой круг общения».

       Для этого нужно начертить круг, разделить на доли, подписать их (родители, друзья, родственники, соседи, учителя и др.), выделить ярким цветом те, которые обозначают более активное общение. После выполнения задания учащиеся обмениваются мнениями.        

 - Как осуществляется процесс общения?

      Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонация- тон и манера произношение слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.

     

      Во время игры «Приветствие» ребята образуют два круга - внутренний и внешний - так, чтобы образовались стоящие друг к другу пары. В течение 1 минуты нужно назвать партнёра по имени и поприветствовать его. То же самое делает партнёр. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг влево, таким образом меняются пары, пока не встретятся первые.

     

      Затем проводится работа в микрогруппах. Группы получают карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его:

1)доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность    

 2)зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, честность.        

      Необходимо отметить знаком + качества, которые помогают общению, знаком – те качества, которые ему мешают. Общение невозможно без умения выслушать собеседника.          

     

      Учащимся предлагаются полезные советы от американского психолога Дейла Карнеги.

 

 1) Улыбайтесь.

 2) Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.

 3) Помните, что имя человека- это самый сладостный и важный для него звук.

4) Будьте хорошим слушателем.

5) Говорите о том, что интересует собеседника.

 6) Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.

     

        Потом правила общения можно оформить в виде памятки:

 1) Уважай собеседника.

 2) Будь тактичен.

 3) Не унижай собеседника.

 4) Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.

 5) Будь внимателен к собеседнику.

 6) Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.

 7) Стремитесь к взаимопониманию.

     

       Дома предлагается составить «Правила дружбы», сделать записную книжку с первой страницей «Вежливые слова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное занятие по русскому языку в 8 классе

В данной разработке идет повторение по основным темам, можно использовать, как подготовку к ЕГЭ....

Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,  надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...

Приемы развития рефлексивных навыков у учащихся на уроках русского языка и литературы

Данные авторские приемы в практике работы дают хорошие результаты, школьники учатся выделять главное, анализировать учебный материал, оценивать себя и других...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Круглый стол «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»

Выступление на региональной конференции учителей русского языка и литературы....

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков на примере занятия по дисциплине «Иностранный язык» «Знакомство с движением WorldSkills»

Цель данной методической разработки - наглядно показать взаимосвязь дисциплины «Иностранный язык» с профессиональной сферой деятельности обучающихся по программам ППКРС/ППССЗ. Целесообразность разраб...