Урок в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Соина Светлана Александровна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_2.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

"Синтаксис и пунктуация"

Учитель: Соина С.А.

Цели урока:

закрепить знания учащихся о структурных особенностях  простого   и сложного предложений: предложений с прямой речью, диалога; закрепить навыки синтаксического разбора предложений: простого с однородными членами, сложного, предложение с обращением; отработать пунктуационные навыки по теме; развивать пунктуационную зоркость; развивать монологическую речь и культуру речи учащихся.

Ход урока.

Слово учителя.

Сегодня мы путешествуем по стране Лингвиния. Совсем недавно мы изучали тему «Синтаксис» .

1.Терминологическая разминка.

( знаете ли вы жителей острова Синтаксис?)

Синтаксис изучает строение словосочетания и ________.

Правильно расставлять знаки препинания учит ________.

Словосочетание- это два слова, связанные ____________.

Однородные члены предложения отвечают ___________ и относятся к одному ___________.

Главные члены предложения - это ___________.

Они составляют ___________.

Второстепенные члены предложения _______________.

Обращение называет того, к кому ___________.

Членами предложения они ____________.

В простом предложении одна ____________.

В сложном предложении _______________.

Назвали мы жителей страны Синтаксис, а теперь посмотрим, на- сколько свободно мы с ними общаемся, отличаем их друг от друга.

2. Четвертое лишнее.

     красный шар

     пушистый снег

     снег на земле

     зелёный лес

Виды словосочетаний

                  Именные                                           Глагольные

                     x                                                          x

            прил.+ сущ.                                     глагол + сущ.                                  

                      x                                                         х

             сущ. + сущ.                                   глагол + наречие

      Направляться к лесу, идти  вперёд, безбрежное море, пение птиц, спуститься на палубу, внезапный порыв, порыв ветра, качаться на волнах, перемена погоды, плыл быстро, говорить громко, решил задачу, разгаданная тайна, объяснение правила.

Из предложения выписать словосочетания и разобрать их.

Быстро наступила морозная зима.

- Из скольких частей состоит словосочетание?

- Как они связаны между собой?

Самая большая область острова Предложение. Пройдём по нему.

Диктант.

Северное лето короткое. Мы ещё не успели согреться, а оно уже закончилось. Туман над деревней. Как будто белые облака спустились на землю. К обеду потеплело. Вышло солнце. Туман исчез. Воздух чист и прохладен.

Задания:

- выделить грамматические основы, определить, чем

                   выражено сказуемое;

 -  назвать простые предложения, сложные;

 -  чем они различаются?

 -  зачитать нераспространённые предложения;

       -  назвать предложения, основа которых состоит из одного

                   главного члена.

Конструирование предложений:

а) = и =;  

б)         ,         .

в)                         , (придаточное).

г)          , и         .

д) … ,                , …  .

    Целый день поёт жаворонок  чтобы люди работали веселей.

Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез. Осень наступила  высохли цветы. Не шуми ты рожь спелым колосом. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку.

Составить сложносочинённые предложения:

Сейчас пройдёт дождь. Всё в природе освежится.

На берегу никого не было. Дорога была пуста.

Взошло солнце. Ожил каждый кустик.

     Составить сложноподчинённое предложение:

     Небо заволокло тучами. Началась гроза.

     

     Составить предложение:

Парашютисты опустились в центре стадиона. (взять сказуемое)

Вдруг послышались лёгкие шаги. (взять определение)

На щеках тают снежинки. (взять подлежащее)

Тропинки в саду засыпали листья. (взять дополнение, употребив сущ. В вин. П. с предлогом на)

     Итак, на острове Синтаксис живут словосочетания, предложения, все их члены. Но с синтаксисом мы не прощаемся. Всё ли мы в нём знаем? Все ли знаки препинания вы можете объяснить? Нет! Но если дружить с языком, он откроет свои тайны, хотя, как Вселенная, он никогда и никому до конца не раскрылся полностью! Он велик, безграничен, неисчерпаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»

Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика за...

Урок-путешествие "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Цели урока: систематизация изученного материала по синтаксису, развитие культуры речи. Задачи урока:  Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации у...

Урок-зачет по теме "Пунктуация в предложениях с обобщающим членом"

Материал поможет быстро и результативно проверить знания по пунктуации....

Технологическая карта урока по теме "Синтаксис.Пунктуация. Культура речи".

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям...

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме  «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...