Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Десятерик Юлия Евгеньевна

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaki_prepinaniya_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Орфография: дефисные написания слов

Стилистика: бессоюзных сложных предложений

  1. Контрольный словарный диктант.

1вариант

2вариант

Соприкосновение

Касательная

Расположиться

Раскланяться

Склонятся

Расположиться

Загар

Догорала

Поплавок

Пловец

Озарение

Вскочить

Поросль

Подростковый

Сравняться

Разровнять

Обмакнуть

Размокать

Подскочить

Скакать

Продираться

Раздирать

Блистательный

Умереть

Выровнять

Зажигательный

Зарница

Поклониться

Пловец

Водоросли

Промокающий

Озарение

Ростовщик              

Расстилать

Заклинание

Росток

Подровнять чёлку

Уравнять в правах

  1. Повторение дефисных написаний

Пол-Европы, Пол-лимона, полутень, пол-апельсина, полкласса, поллитровка, вполголоса, (в составе наречия): унтер-офицер. Вице-адмирал, лейб-гвардия, социал-революционеры, мать-и-мачеха, авто-, мото- и автогонки,; норд-остовый, жюль-верновская фантастика, плодово-овощные консервы, экспрессивно-эмоциональный, учебно-методтческий (военно-, массово-, научно-), высокоточные часы  (слова с корнями низко-, глубоко-, мелко-, легко-, слабо-, сильно-, чисто-, выше-, тонко- и др. пишутся слитно) глубоко нежная улыбка (качество с дополнительным оттенком, встречается в художественной литературе), смущенно счастливое лицо , невольно-горячая слеза; сиренево-оранжевый, иссиня-черный, химико-фармацевтический (от иноязычного слова на –ико ), но детски наивное лицо; мало-помалу. Нежданно-негаданно, как-никак, не сегодня-завтра, по-французски, по-унтерофицерски; лев-толстовский стиль; ей-же-ей, о-го-го, тень-тень.

III.Повторение темы «Бессоюзные предложения», части которых связаны между собой 1) по смыслу, 2) интонационно ( интонация перечисления, противопоставления, пояснения, предупреждения, обусловленности), 3)порядком расположения предложений, 4) видовременными формами глаголов-сказуемых.

Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в БСП.

IV. Анализ предложений.

1. И здесь, на войне, чудился  некий спасительный испытанный срок: выжил – живи («Живи и помни»).

Комментарий учителя: Это  предложение состоит из двух смысловых частей, все грамматические основы связаны бессоюзной  связью, основная часть  высказывания содержится в первой части предложения, а во второй заключается пояснение, в ней раскрывается содержание того, о чем говорится в первой, можно вставить слова «а именно», в третьей грамматической основе содержится следствие, вывод из того, о чем говорится во втором предложении, можно вставить слова «поэтому, тогда, ставится тире.                            

                   :                :                                                                                     

Настёна, затаившись, молчала. Она не могла ни говорить, ни плакать, ни пить вместе со всеми – как никогда раньше, Настёна поняла здесь, что ничего этого нельзя: не имеет права.

Комментарий учителя: Все предложение по смыслу распадается на две части, первая из которых состоит из одной грамматической основы, осложненной однородными членами, связанными повторяющимся союзом ни. Содержание предложения как никогда раньше, Настёна поняла здесь является следствием того, о чем говорится в первой части, можно вставить союз так что, поэтому ставится тире. Во второй части три грамматических основы, образующие тесное смысловое единство, о чем, в частности, говорит наличие подчинительной связи. Последнее предложение указывает на основание, причину того, о чем говорится в предыдущем, можно вставить союз потому что, ставим двоеточие.

        :

Знала Настёна: стареют с годами, а душой можно остыть и раньше лет – этого она боялась больше всего.

Комментарий учителя: Второе предложение содержит пояснение того, о чем говорится в первом, можно вставить союз что (интонация предупреждения), третья основа является присоединительным предложением, перед ним ставится тире. Данное предложение с пояснительными и присоединительными отношениями.

Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить.

Комментарий учителя: Части БСП разделены точкой с запятой, т.к. по смыслу они отдалены друг от друга:  это размышления героини о своей жизни, своем и мужа грехе. Каждое предложение значительно, весомо по содержанию. Это БСП однородного состава ( с однотипными частями), использован прием синтаксического параллелизма, все это делает предложение стилистически выразительным.

Девка вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой. Скажешь – сделает, не скажешь – не догадается («Женский разговор»).

Комментарий учителя: Структурный, или синтаксический, параллелизм частей БСП однородного состава. В первом предложении использована пояснительная конструкция. В втором предложении в основе скажешь обозначено условие совершения действия, о котором говорится во второй части (сделает), можно вставить союз если.

Наталья вгляделась: нет, не спокойно засыпала девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая, плечи; левая рука, ища гнезда, оглаживала живот; дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки.

Комментарий учителя: Предложение распадается на две смысловые части. В первой – одна грамматическая основа, во второй – пять основ, в том числе слово-предложение нет.

        :

Между первой и второй смысловыми частями ставится двоеточие, т.к. слово вгляделась предупреждает о дальнейшем изложении, в этом случае между основами можно вставить «и увидела, что». В четвертой грамматической основе выражено противопоставление по отношению к предыдущей части, между частями можно вставить противительный союз а (именно это влияет на раздельное написание наречия не спокойно). Далее для разделения грамматических основ ставится точка с запятой, т.к. части БСП значительно отдалены друг от друга и имеют внутри себя запятые.

V. Стилистическая выразительность БСП.

Задание: сравнить предложения и сделать вывод о том, какая синтаксическая конструкция обладает большей выразительностью.

Я на этот концерт не пойду: разве можно два часа выносить такую бездарность?

Я на этот концерт не пойду, так как трудно выносить такую бездарность.

Комментарий учителя:  Многочисленные БСП обладают большой выразительностью, т.к. семантические (смысловые) отношения между частями такого предложения гораздо шире и разнообразнее отношений между частями союзных предложений. В частности, БСП имеют большие возможности для передачи субъективных модально-экспрессивных оттенков, посредством которых говорящий передает свое отношение к событию, чем конструкции союзного типа. Из записанных предложений СПП менее выразительно,  потому что в нем отсутствует эмоциональное отношение говорящего к событию, его оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны...

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен  использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...