Урок русского языка "Предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Уразова Жанар Кадирбергеновна

                     В 8 классе  учебный  год  начинается  с повторения  и затем  идет серия уроков по служебным частям речи.  Эта тема является одной из сложных материалов русского языка, так как объяснить  нерусскоговорящим  тему  о производных  предлогах, о частицах, о сложных союзах очень трудно.   Я разработала  модели уроков,  подобрала необходимый теоретический материал, составила задания,  стараясь охватить  уровни изучения: знание, понимание, применение.  Самый первый урок был по теме «Предлоги». На уроке  использовала  компьютерную,  игровую,  диалоговую технологию.           

                  Урок начала с приветствия и распределения учеников на группы. Затем использовала игру  «Умный мяч»,  во время которого я задавала простые вопросы, требующие быстрого ответа. Сразу после этого сыграли в игру «Да-нет», которая очень часто помогает мне на уроках для активизации учащихся. Выводы о служебных частях речи и предлогах ученики делали сами, опираясь на вопросы игр «Умный мяч», «Да-нет».

                Для дальнейшего закрепления нового материала применила компьютерную и диалоговую технологию.  Группы получили один текст, но с разными заданиями. Работают с учебником.  Эта деятельность требует обсуждения -  мотивационного – мультидиалога.  Теоретический материал повторяли с помощью стратегий «Автобусная остановка».  Каждая группа в течение одной минуты пишет на своих постерах все, с чем они познакомились на уроке. Затем группы меняются местами, а постеры оставляют за своей партой. Следующая группа дополняет то, что не успели написать их предшественники. Когда группы возвращаются на свои места, обсуждают постеры, и спикеры защищают проекты от имени группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otpr_statya.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                            

Разработка урока русского языка в 8 классе

Цель урока

Ожидаемый результат

                                          Формы работы

 Оценивание

Включая всех

Основ-ные ресур-сы

Тема: Служебные части речи. Предлоги

Ученики смогут:

-познакомиться со служебными частями речи;

-смогут объяснить отличие служебных частей речи от самостоятель-ных.

-узнают о производных и непроизвод-ных предлогах

Ученики:

- расскажут о служебных частях речи;

- проведут дискуссию об отличии самостоя-тельных частей речи от  служебных;

-Расскажут о производ-ных и непроизвод-ных предлогах.

I. Орг. момент. – 1 мин.

II.Подготовка к восприятию новой темы. – 2 мин.

III.Мозговой штурм. «Умный мяч» - 5 мин.

IV.Деление учеников на группы (3 группы). – 1 мин.

- Кто  в какое время года родился?

V. Игра «Да-нет» - 2 мин

VI.Новая тема.

А) Слово учителя. Выводы учащихся  о предлогах. Дискуссия об отличии самостоятельных частей речи от служебных (3 мин).

Б) Работа по учебнику. Упражнение №1 (5 мин).

1 группа  - определяет тип текста, стиль речи, тему и идею.

2 группа – морфологический разбор существительного любовь,  бессонные  – разбор по составу.

3 группа – выписывает все служебные части речи.

Все группы составляют  Биопоэму (3 мин).

В) Устный разбор предложений на слайдах. Выводы о производных и непроизводных предлогах (5 мин).

VII. «Автобусная остановка»   Каждая группа составляет постер. – 5 мин

VIII Лидеры с каждой группы защищают свои проекты.- 3 мин.(по 1 мин. каждая группа)

IX. Взаимооценивание. Группы меняются постерами по часовой стрелке и высказывают своё мнение о проектах оппонентов ( 3 мин)

X. Д/З –  Написать сообщение: 1 вариант – «Происхождение предлогов»

2 вариант – «Употребление предлогов»

.

XI. Обратная связь - две звезды, одно пожелание (1 мин).

Формативное оценивание:

- взаимо-оценивание;

- оценивание смайликами;

- в конце урока обратная связь - две звезды, одно пожелание.

- суммативное оценивание

Групповая и индиви-дуальная формы работы.

М1

М2

М4

М5

М6

         

                                                                                                         

                                                                                                                                                                 

                                                                   Приложение №1

Игра «Умный мяч»

 1. Назовите разделы русского языка  

2. Что изучает фонетика?

3. Что изучает лексика?

4. Что изучает словообразование?

5. Что изучает пунктуация?  

6. Что изучает морфология?

7. Зачем нужно изучать морфологию?

8. Какие бывают части речи?

9. Что такое имя существительное?
10. Что такое имя прилагательное?

11. Имя числительное?

12. Глагол?

13. Местоимение?

14. Наречие?

                                                                                                                                                                                Приложение №2

Игра «Да-нет».  

Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

Служебные части речи не бывают членами предложения.

Служебные части речи имеют лексическое значение.

Служебные части речи имеют только дополнительное значение.

К любой части речи можно задать вопрос.

Служебные части речи живут сами по себе.

Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.

                                                                                                     

                                                                                                                                         Приложение №3

Биопоэма

Имя:  

Какой?

Чего боится?

Чего достиг в жизни?

Место проживания и  место  работы

Отчество:

                                                                                                                                          Приложение №4

Упражнение 1

  Книги А.С.Пушкин любил с детства. Ещё будучи ребенком,  он забирался в кабинет отца и проводил там бессонные ночи за чтением  книг. У Пушкина была необыкновенная память. Своими знаниями литературы и языка он всегда удивлял товарищей по  учёбе.

     Большую любовь к книгам поэт сохранил на всю жизнь. Отправляясь в путешествие, Александр Сергеевич часто брал с собой книги и очень старался относиться  к ним бережно во время поездок.

     Перед смертью тяжелораненный поэт лежал на диване в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Около него собрались его близкие, друзья, поэты и писатели. Простившись с ними, Пушкин посмотрел на свои книги и тихо прошептал:

«Прощайте, друзья».

                                                                                                                                                                           Приложение №5

  • Определение: Предлог -  служебное слово, выражающие различные отношения между словами в предложении. Предлоги не являются членами предложения т.к. не играют самостоятельной роли в предложении 
    Непроизводные
     Непроизводные, так называемые первообразованные, не соотносятся по образованию с какой-либо частью речи:
  • >без, в, до, для, за, из, к, на, над, из-за, об, о, от, пои проч.
  • Производные
     Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утрат ими своего значения и морфологических признаков:
  • - наречные: вблизи, внутри, вокруг, впереди, около 
    - отыменные: 
    впоследствие, в течение, в продолжение, путем 
    - отглагольные: 
    благодаря, включая, исключая
  • . Выражаемые отношения
     Пространственные:

в городе

  • Временные:

в зимнюю пору

  • Причинные:

дрожать от холода

                                                                                                                       

                                                                                                                 Приложение №6

Правописание предлогов.

    1. Предлог, как особая часть речи, всегда пишется отдельно от того слова, перед которым он стоит. Предлог необходимо отличать от приставки, которая пишется вместе. Для этого следует помнить:

 1) что при глаголах бывают только приставки: написал, ушёл, задумал;

 2) что после предлога всегда можно поставить падежный вопрос: капли дождя падали на (что?) лицо; я пошёл с (кем?) ним;

3) между предлогом и существительным или прилагательным можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное): капли дождя падали на моё лицо; мы гуляли в сосновой роще - мы гуляли в большой красивой сосновой роще.
   

  Приставка никогда не требует после себя падежного вопроса, и между нею и корнем никакого слова вставить нельзя.  Все библиотечные книги были налицо. Он жил впригороде.
    

 2. Сложные предлоги из-за, из-под пишутся через чёрточку.
   

  3. Предлоги в течение, в продолжение пишутся раздельно: в течение дня, в продолжение лета. Предлог вследствие пишется слитно:  вследствие болезни он отстал в ученье. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...