Индивидуальная программа по курсу «Комплексный анализ текста»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Логинова Людмила Ивановна

Основным направлением индивидуальной программы «Комплексный анализ текста», составленной для ученицы 7класса «А» средней школы № 4 Самсоновой Анастасии, является совершенствование лингвистической подготовки, развитие творческих способностей и познавательной активности в соответствии с интересами и склонностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_7klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа

 по курсу  «Комплексный анализ текста»                                                                                                              

для ученицы 7 класса «А»

Самсоновой Анастасии    

                                                                                                 

Пояснительная записка

Основным направлением индивидуальной программы «Комплексный анализ текста», составленной для ученицы 7класса «А» средней школы № 4 Самсоновой Анастасии, является совершенствование лингвистической подготовки, развитие творческих способностей и познавательной активности в соответствии с интересами и склонностями.

Содержание материала направлено на решение следующих задач:

  1. Усилить интерес к родному языку и науке, её изучающей.
  2. Углубить, расширить и систематизировать знания о языке и речи.
  3. Развить лингвистические способности и познавательную самостоятельность.

Особое значение придаётся развитию навыков самоконтроля и потребности обращаться к орфографическому словарю и справочной литературе для уточнения самостоятельных случаев написания.

Дидактические принципы:

  • Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
  • Изучение материала быстрым темпом;
  • Ведущая роль теоретических знаний в единстве с практикой.

В основе занятий лежит:

  • Глубокая теория;
  • Богатый речевой материал;
  • Открытие новых граней в уже изученном;
  • Сравнения, сопоставления языковых явлений и грамматических понятий.

При отборе материала учитывается:

  • Соотношение нового и уже изученного материала;
  • Степень новизны в содержании каждого задания;
  • Широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем.

        Развитие свободного общества и каждого его члена невозможно без постоянного обогащения культурного опыта человека, где важную роль играет наличие у него филологических навыков. В школьном курсе изучения русского языка нет возможности в силу объективных причин уделить достаточно времени выработке у одарённых учеников навыков общения с текстом, хотя именно эти навыки могли бы стать основной мотивационной силой для дальнейшего интеллектуального саморазвития  человека. В силу названных выше причин разработка программы индивидуального обучения, направленная развитие одарённости ученицы Самсоновой Анастасии, становится актуальной и востребованной.

Цель индивидуальной программы - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии.

(Индивидуальный образовательный маршрут)

Программа индивидуального изучения русского языка дает возможность:

1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2) увеличить темп изучения учебного материала;

3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

а) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классом темпе.

б) углубление - более глубокое изучение материала.

в) обогащение - обучение с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

г) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

         Комплексный анализ текста – один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.

Работа над текстом

          Текст и его строение. Определение функционального  стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.

Виды грамматического разбора

         Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ,  синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Целостное рассмотрение текста

         Комплексный анализ текстов различных стилей речи.

 Индивидуальная программа «Комплексный анализ текста» из разделов:

    1. Комплексный анализ текста (КАТ) – один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.

    2. Работа над текстом.

    3. Виды грамматического разбора.

    4. Целостное рассмотрение текста.

  Цель: 

овладение практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, орфографической зоркости при   детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

         Для достижения высокого типа речевой культуры, подразумевающего соблюдение языковых норм, владение всеми стилями и жанрами русского литературного языка, умение написать текст в любом жанре, необходимо решить ряд задач.

  Задачи:

при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

         анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

         в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;

         систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

        КАТ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся личную возможность реализовывать и развивать свой ученический потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:

систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;

самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;

наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;

редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;

овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.

         Таким образом, учёт внутреннего опыта учащейся и опора на её познавательные способности на занятиях по КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

 

Психолого – педагогическая характеристика Самсоновой Анастасии.

Данная программа «Комплексный анализ текста» разработана для индивидуальной работы с ученицей 7 «А» класса Самсоновой Анастасии. Она учится на «хорошо» и «отлично», быстро и прочно овладевает знаниями. У неё хорошая память, опережающее развитие интеллекта. У школьницы ярко проявляются способности и интерес  к изучению русского языка. Анастасия серьезно и ответственно относится к учебе. Она добросовестно готовится к урокам, творчески подходит к каждому виду работы, на занятиях всегда активна, стремится высказать свое мнение по любому вопросу. Она много занимается самостоятельно: читает художественную литературу, дополнительно работает над грамматикой языка и изучает новую лексику. У Анастасии есть желание заниматься русским языком дополнительно по индивидуальной программе.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Повторение

орфографии

Повторение

синтаксиса

1-2

Текст и его строение.

Признаки текста.

Правописание гласных в

корнях с безударной

гласной,  при чередовании

звуков

Словосочетания, их виды

3-4

Определение функционального стиля речи

Слова с непроверяемой гласной в корне слова, гласные после шипящих и Ц.

Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого.

5-6

Работа со смысловыми типами речи

Правописание согласных в корне слова (удвоенные, непроизносимые, парные).

Тире в простом и сложном предложениях.

7-8

Тема текста и его микротемы.

Правописание приставок

Однородные члены предложения

9-10

Работа с основной мыслью текста

Правописание суффиксов и окончаний

Обращения.

11-12

Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса)

Правописание Н  и  НН

Обособленные члены предложения.

13-14

Практическое занятие - КАТ

Правописание Ъ  и  Ь                

Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения.

15-16

Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.

Правописание частиц НЕ  и  НИ.

Сложносочинённые предложения, знаки препинания  при них.

17-18.

Смысловые и грамматические связи предложений.

Правописание наречий

Сложноподчинённые предложения, их виды

19-20

Анализ композиции текста.

Правописание предлогов

Бессоюзные сложные предложения.

21-22

Изобразительно-выразительные средства языка.

Правописание союзов

Синтаксические конструкции с союзом КАК

23-14.

Занятие-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля»

Правописание частиц и междометий.

Сложные предложения с различными видами связи.

25-26    

Языковой анализ  текста.

Создание собственных текстов.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Прямая и косвенная речь

27-28

Занятие – практикум  «КАТ»

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Стилистические функции порядка слов

29-30.

Комплексный анализ публицистического текста

Правописание глаголов и деепричастий

Стилистика сложных синтаксических конструкций.

31-32.

Комплексный анализ научного текста

Правописание  прилагательных и причастий

Стилистические фигуры речи.

33-34.  

Контрольная работа. Комплексный анализ текста.

Классификация типов ошибок.

Стилистические особенности прямой и косвенной речи.

Желаемые результаты:

  1. Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы.
  2. умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.
  3. Владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля.
  4. Умение самостоятельно приобретать знания.
  5. Высокий уровень сформированности прочных знаний, навыков грамотного письма.

Результатом образования в рамках данной программы следует считать

· умение рецензировать текст любого стиля;

· умение планировать исследовательскую деятельность (выбирать методы исследования,  

  строить гипотезу, ставить цель, формулировать задачи);

· умение создавать решать учебные проблемные ситуации;

· умение проводить лабораторные исследования филологического и лингвистического  

  характера;

· умение сотрудничать;

· умение презентовать работу публично с применением информационных средств обучения.

Список используемой литературы.

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.

2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2005.

3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). – М.: Экзамен,2005.

4. РозентальД.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. М.: Просвещение, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Элективный курс "Комплексный анализ текста" 9 класс.

Элективный курс для подготовки к ЕМЭ по русскому языку....

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

Календарно-тематическое планирование курса "Комплексный анализ текста" 10-11 кл. Рыбченкова Л.М.

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для обучения учащихся 10-11 класса. Программа рассчитана на 17 часов. Создана на основе авторской программы элективного ку...

программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Программа элективного курса для обучающихся 11 класса,  рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»

Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в разви...