Сложноподчиненные предложения с придаточными места. 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Гордеева Ольга Анатольевна

Урок изучения нового материала по русскому языку в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 78

Урок русского языка

по теме:

«Сложноподчиненные предложения

с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчиненные предложения

с придаточными места»

(9 класс)

2011 год

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными

обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения  с придаточными места.

Цель урока: формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных);

2) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока:

  1. Лингвистическая разминка.

Спишите, расставьте ударения в словах: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить).

  1. Проверка домашнего задания.

Вопросы на закрепление. Теория:

- На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.

- Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?

- В каком стиле речи и с какой целью используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?

Синтаксический разбор предложений. Записать предложения, составить их схемы, определить вид придаточных предложений.

Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.

Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени.

Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.

  1. Изучение СПП с придаточными места.

Записать предложения, составить их схемы, определить вид придаточных предложений.

- Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.

- Куда иголка, туда и нитка.

- Нет истины, где нет любви.

Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения.

Работа с таблицей «Виды придаточных предложений»:

- На какие вопросы отвечают придаточные места?

- Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

- К чему относится придаточное места?

  4. Закрепление. Разбор предложений. Определить вид придаточного, составить схему.

1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.

2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.

Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).

5. Тест. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

  1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А          Б           В              Г            Д

  1. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.

А          Б           В              Г            Д

  1. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А          Б           В              Г            Д

  1. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

А          Б           В              Г            Д

  1. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

А          Б           В              Г            Д

6Тест. Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

  1. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра: опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего поселка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Урок русского языка, проведенный на конкурсе "Учитель года". 2 место...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Урок  русского языка в 9 классе. Тема урока.  Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. Тип  урока. Урок усвоения новых знаний. Задачи и цели урока:- ...

Урок в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"

Развернутый конспект урока по русскому языку в 9 классе...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...