Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Артемина Лилия Григорьевна

Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места.

Задачи урока:

1.Обучающие: формировать навыки нахождения придаточных места в тексте, схематически изображать структуру предложения; уметь отличать придаточные предложения места от других придаточных;
2.Развивающие: развивать навыки анализа текста, синтаксического разбора предложений, внимание, коммуникативные умения; закрепить навык постановки знаков препинания  в сложных предложениях ;

-продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы на основе комплексного анализа текста.
3.Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина. 

воспитать чувство ответственности каждого обучающегося за выполненную работу;

развивать познавательный интерес к изучению русского языка;

Оборудование:

- мультимедийное оборудование;

- презентация;

- учебник.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать первый в вашей жизни большой экзамен - ОГЭ. Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках.

(видео ролик)

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."

-Ребята, все в ваших руках!

  1. Актуализация опорных знаний (на столе текст для анализа.) Работа в парах
    1. 1). Я спешил в Вильну, где находился наш полк.

2). Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, но вдруг поднялась ужасная метель.  3)Ямщики советовали мне переждать.

4) Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною.

 5) Казалось, кто-то меня так и толкал.

6) Между тем метель не унималась, я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. 7) Берега были занесены, ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу.

8) Буря не утихала, я увидел огонек и велел ехать туда.

9)Мы приехали в деревню, в деревянной церкви был огонь. ( Метель)

^ 2. Задания к тексту :
1. Определить тип и стиль речи ( Художественный, повествование)
2. Можно ли данное высказывание назвать текстом? ( Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено)
3.Назовите номера ПП, СП. Найти СПП и определить вид придаточных.
4. Выписать ГО и составить схемы.

III. Введение в тему .

1. Показ слайдов (фото мест, людей, связанных с А.С. Пушкиным)

-Какая общая тема объединяет все эти фотографии? Что общего между фото и текстом? (А.С. Пушкин)

- Сегодня мы будем изучать новую тему на предложениях, взятых из произведений этого писателя и поэта.

2. Синтаксический анализ предложения. Запись под диктовку:

Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум.  (А.С.Пушкин)

(повест., невоскл, СП, СПП с придаточным обстоятельственным;

1часть-односост, распраст; 2я часть – двусоставн, распраст, )

Схема:    

-На что указывает придаточная часть предложения?  (указывает на место действия, о котором говорится в главном предложении)

-Анализируя данное предложение, сформулируем тему и цели нашего урока.

  1. Постановка темы и цели урока

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными  места.

Цели:

- познакомиться с отличительными особенностями СПП с придаточными места;

- научиться распознавать СПП с  придаточными  места среди других СПП;

- развивать умения составлять схемы СПП.

(слайд)

IV . Изучение нового материала.

 Исследовательская работа в группах (дифференцированная работа)

 1 группа Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

1)И через силу скачет конь туда, где светится огонь

2)Я смотрю вперед, где под косыми лучами солнца затейливо вьется речка.

3)Он выехал  оттуда, откуда съезжали во двор лошади

2 группа. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

А час спустя там, где вода сливается с небом, показался белый дымок.

А дальше, где тростинки зелены уже просто до черноты, державным строем стоят вокруг какого-то окна или особо опасной топи камыши в коричневых меховых опушках.

Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.

3 группа. . В главной части могут быть  указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

Примеры:

  1. Нет величия там [где?], где нет правды.

 [   указ. слово], (где – союз. слово).

  1. [Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица).

(куда – союз. слово), [указ. слово   ].

  1. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади.

[   указ. слово], (откуда – союз. слово).

4 группа. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словамигде, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

Примеры:

  1. Нет величия там [где?], где нет правды

[   указ. слово], (где – союз. слово).

  1. [Куда?] Куда иголка, туда и нитка.

(куда – союз. слово), [указ. слово   ].

  1. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади.

[   указ. слово], (откуда – союз. слово).

Выступление групп. Заполнение таблицы по ходу выступления.

На какой вопрос отвечает

Место придаточного

Средства связи

(при помощи чего присоединяется)

Наличие указательных слов

К чему относится

Где?

Куда?

Откуда?

Свободное  (до, после, внутри главного)

Союзных слов

где

Куда

Откуда

Там

Туда

Оттуда

всюду

Ко всему главному предложению

Лингвистическая задача: (на слайде)

Сравните: Где некогда всё было пусто, голо, / Теперь младая роща разрослась.

                [И Таня входит в дом пустой], (где жил недавно наш герой).

- Что объединяет и отличает друг от друга эти предложения? (союзн. слово ГДЕ;  вопрос)

- Мы увидели примеры смешиваемых явлений, которые вам необходимо уметь различать.

Составить схемы предложений и записать их на доске и в тетради.

V. Физкультминутка.

Читаю предложения. Если СПП с

- придаточным определительным – хлопаем в ладоши,

- придаточным изъяснительным – руки вперед,

- придаточным обстоятельственным – руки над головой, сжать в замок и потянуться,

- придаточным места – руки в стороны. 
- Мальчик стал разыскивать тот лес, где находилась ягодная поляна. (Определительное)

- Мы не знали, куда идти. (Изъяснительное)

- Мне невольно вспомнился тот край, откуда я родом. (Определительное)

- Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Обстоятельственное)

- Их попросили вернуться туда, откуда они только что вышли. (Место)

- Мы пошли к лесной опушке, где обычно много ежевики. (Место)

- Будем жить так, чтобы все гордились нами. (Обстоятельственное)

VI. Закрепление темы.

  1. Анализ предложений (запись на доске)  Коллективная  работа

А)теперь мы в  сад перелетим , где встретилась Татьяна с ним. (опред)

Б)Вижу я там, куда мой падший дух не досягнет уже….(пир во время чумы)

В) На другой день утром Лиза не замедлила явиться туда, где уже ждал ее Алексей.

Г) Мы собирались друг у друга, где, кроме своих мундиров, не видали ничего.

Д) Я, командор, прошу тебя прийти
К твоей вдове, где завтра буду я,
И стать на стороже в дверях.

VII. Самостоятельная работа.

Разно уровневые карточки (на столе комплект)

VIII. Рефлексия

МЫ: - повторили…..

          познакомились…..

          установили…..

          встретились   с трудностями…

         будем работать над……

IX. Оценки за работу на уроке

X. Домашнее задание:    п. 14

 1.Упражнение 129 стр. 87

 2. Выписать из произведений А.С Пушкина 5-6 СПП с придаточным места.

  3. Сочинение о местоположении  города, в котором вы живете сд использованием СПП с   придаточным места.



Предварительный просмотр:

1 группа

Ключевые слова

Цель

Результат

Отвечают

Установить вопросы

 

1)И через силу скачет конь туда, где светится огонь

2)Я смотрю вперед, где под косыми лучами солнца затейливо вьется речка.

3)Он выехал  оттуда, откуда съезжали во двор лошади

4 группа

Ключевые слова

Цель

Результат

Присоединяются

Определить средства связи

Примеры:

  1. Нет величия там где, где нет правды.
  2. Куда иголка, туда и нитка.
  3. Он выехал оттуда, откуда съезжали во двор лошади.

2 группа

Ключевые слова

Цель

Результат

Находится

Узнать, какое место занимают

 

А час спустя там, где вода сливается с небом, показался белый дымок.

А дальше, где тростинки зелены уже просто до черноты, державным строем стоят вокруг какого-то окна или особо опасной топи камыши в коричневых меховых опушках.

Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.

3 группа

Указательное слово

Узнать, может ли быть указательное слово

 

  1. Нет величия там где, где нет правды.
  2. Куда иголка, туда и нитка.
  3. Он выехал оттуда, откуда съезжали во двор лошади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Урок в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"

Развернутый конспект урока по русскому языку в 9 классе...

Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...