Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Удахина Галина Ильинична

Урок  русского языка в 9 классе.

 

Тема урока.  Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

 

Тип  урока. Урок усвоения новых знаний.

 

Задачи и цели урока:

- образовательные - углубить знания учащихся о СПП;  учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных; определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;

- развивающие – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение излагать свою точку зрения, логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы); развивать творческие, коммуникативные качества; способствовать развитию кругозора и любви к родному краю;

- воспитательные – формировать навыки общения в диалоге с учителем, одноклассниками и самим собой; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

- личностные – осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки.

- метапредметные – умение выводить и ставить цель, правильно строить высказывание и проводить рефлексию; умение правильно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

- предметные – умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП; овладение навыками синтаксического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryaz_9kl_spp.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 9 классе.

Тема урока.  Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Тип  урока. Урок усвоения новых знаний.

Задачи и цели урока:

- образовательные - углубить знания учащихся о СПП;  учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных; определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;

- развивающие – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение излагать свою точку зрения, логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы); развивать творческие, коммуникативные качества; способствовать развитию кругозора и любви к родному краю;

- воспитательные – формировать навыки общения в диалоге с учителем, одноклассниками и самим собой; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

- личностные – осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки.

- метапредметные – умение выводить и ставить цель, правильно строить высказывание и проводить рефлексию; умение правильно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

- предметные – умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП; овладение навыками синтаксического разбора.

Оборудование: учебник, фотографии Воронцовского дворца (презентация); раздаточный материал (приложение)

                                   

 Ход урока

I. Организационный этап

II. Мобилизующий этап

Показ слайда презентации (стихотворение Брюсова):

Где подступает к морю сад,

Я знаю грот уединенный:

Там шепчет дремлющий каскад,

Там пруд недвижим полусонный.

Там дышат лавры и миндаль

При набежавшем тихом ветре

А сзади, закрывая даль,

Уходит в небо пик Ай-Петри.

Подумайте, какие предложения использовал автор? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока?

III. Актуализация.

– Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».

(Запись на доске и в тетради)

– Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?

(На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных).

IV. Cамостоятельное формулирование целей урока

Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы  должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.  

Можно использовать слайд презентации со следующим текстом:

Цели урока:       

учиться находить …;

узнать способы связи …;

закрепить умения ставить ...;

учиться правильно употреблять ….

– А кроме этого, мы еще сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, говоря о Крыме.  Я думаю, что это поможет вам еще больше узнать о родном крае, и, возможно, еще больше полюбить его, потому что его так любили и ценили творческие люди, люди с тонко чувствующей душой.    

        V. Изучение нового материала 

 – А начать изучение нового материала я предлагаю вам со слов известного писателя XIX века Евгения Маркова:

 «Когда  переносишься на Южный берег Крыма, ты  чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя. Взгляд невольно устремляется туда, где синее море сливается  с небом. Деревеньки – игрушки словно уронил кто-то туда, где  торжествует хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, душа твоя томится по нему, как по потерянному раю. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его".

                 ( Текст у каждого ученика  в виде раздаточного материала)

Задания к тексту

  1. Подберите заголовок.
  2. Определите стиль данного текста, докажите.
  3. Найдите в тексте орфограммы, которые кажутся вам наиболее трудными  и объясните написание слов с этими орфограммами.
  4. Найдите в тексте трудные для вас пунктограммы, объясните постановку знаков препинания.
  5. Найдите сложноподчиненные предложения. Задайте вопросы к придаточным. Попробуйте определить их вид. Всегда ли вы можете это сделать?

Слово учителя.

Сегодня мы встретились с новым для вас видом придаточных предложений: места и времени, узнали некоторые вопросы, на которые они отвечают и некоторые союзы  и союзные слова, которые могут присоединять их к главному предложению. Полные сведения об этих придаточных мы узнаем с помощью учебника  (или  с  помощью теоретического материала на листочках):

(Раздаточный материал у каждого на парте)

Работа в парах по инструкции:

– внимательно прочитай теоретический материал по теме урока;

– продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;

– объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;

– задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;

– выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.

 VI. Субъективизация при осмыслении нового материала

Беседа по вопросам:

– Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?

– Что из услышанного осталось непонятным?

 – Как вы думаете, почему?

VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 

  1.  Задание по вариантам. Цифровой диктант.

 1-ый вариант записывает номера  сложноподчиненных предложений с придаточными времени, а 2-ой – с придаточными места.

Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме.

1. Где подступает к морю сад,

Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).

2. Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») .

3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида»)

4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры»)

5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов  (А.К. Толстой «Приветствую тебя»).

6. А туда, на берег моря,
Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»).

7. А признаюсь,  когда мы там
Ползли, как мухи, по скалам,
То мне немного было жутко:
Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К. Толстой «Всесильной волею аллаха»).

8. Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора  (А.К. Толстой «Светлый ключ»)

9.  …И дум порывы
Невольно к вам я устремлял,
Когда под лавры и оливы
Главу тревожную склонял  (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»).

10. Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский  «Горит черноморское солнце»)

Ключ:

1 вариант – 2, 5, 7, 9, 10

2 вариант – 1, 3, 4, 6, 8

2. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.

 (Задание выполняется у доски)

1. Двести миллионов лет назад  громадный океана Тетис шумел там…

2. Карстование  Ай-Петри продолжается и сейчас…

3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца…

А. … блестя  разноцветной чешуей, они  изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Б. … откуда  сейчас Черное море просматривается на  135 километров .

В. … дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.

Ответы

Двести миллионов лет назад  громадный океана Тетис шумел там, откуда  сейчас Черное море просматривается на  135 километров.

Карстование  Ай-Петри продолжается и сейчас, когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.

Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца, когда, блестя  разноцветной чешуей, они  изящно ползают по склонам Ай-Петри.

        

3. Продолжите  сложноподчиненные предложения. Укажите вид  придаточного предложения.                             

Когда  последний урок закончился,…

Как только мы приехали в Севастополь,…

Мы возвратились туда,…

4. Творческое задание.

Слово учителя (демонстрируются фотографии).

Кто из вас бывал в Воронцоском дворце? Много ли вы знаете о  нем? Посмотрите на фотографии, вспомните это удивительное место. Пусть наше следующее задание поможет вам не только повторить новый материал, но и еще раз вспомнить об одной из крымских достопримечательностей.

Задание. Составить небольшой рассказ на тему «Воронцовский дворец»,  используя  сложноподчиненные предложения. Указать вид придаточных..

      Можно использовать образцы:

Многочисленные экскурсии  отправляются туда , где …

С тех пор как в Алупке построен роскошный белокаменный дворец, …

… , где находилась резиденция императорской семьи.

…, откуда  можно выйти в один из лучших парков Южного берега Крыма.

VIII. Рефлексивный этап урока

2- 3 ученика выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».

2- 3 ученика высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.

IХ. Домашнее задание.

1) Выучить теоретический материал учебника (параграф 16-17).

2) Упражнение 117 или  составить небольшой  рассказ на тему «Крым в моей жизни», используя СПП.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы побывали на море, я  постоянно  думал о нем

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

При  отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман.

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например:

Он пошёл, куда ему захотелось,  -  в главной части пропущено слово туда.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:

Где тонко, там и рвется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными места. 9 класс

Урок изучения нового материала по русскому языку в 9 классе....

Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Урок русского языка, проведенный на конкурсе "Учитель года". 2 место...

Урок в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"

Развернутый конспект урока по русскому языку в 9 классе...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...

Проверочная работа по теме Сложное предложение с придаточными места и времени

Карточки для домашнего задания по теме "Виды придаточных предложений"...