"Развитие подчинительной связи в русском языке"
проект по русскому языку (9 класс) по теме

Баранова Ирина Григорьевна

План факультативного занятия по русскому языку для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_podchinitelnoy_svyazi_v_russkom_yazyke.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Russkij_2.3.1_Baranova_I.G.

Баранова Ирина Григорьевна Ardor28@yandex.ru.Модуль 2. Вопрос 3.1

Напишите план занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке». Вышлите на проверку.

План занятия факультатива по теме:

«Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке»

Цель занятия: изучение истории русского языка, выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка

Задачи занятия:

  1. ознакомить учеников с процессом развития системы подчинительной связи в русском языке с древнейшей эпохи до современного состояния;
  2. выработать умение использовать полученные знания в историческом комментировании языковых фактов, а также в лингвистическом и стилистическом анализе письменных текстов.

ЗУН:

  1. знать основные тенденции развития системы подчинительной связи в русском языке;
  2. владеть практическими навыками сравнительно-исторического анализа языковых фактов и лингвостилистического анализа письменных текстов;
  3. уметь объяснять происхождение фактов современного русского языка.

Ход занятия:

УУД

ЗУНы

План

Материал к уроку

Личностные

Смыслообразование: с помощью учителя ученики устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

  1. Вступительное слово учителя: сообщение учителя о неоднородности синтаксических связей в русском языке.

Синтаксические связи в предложении неоднородны. Одни из этих связей идут непосредственно от слова как лексико-грамматической единицы, предопределены им и не зависят от тех синтаксических функций, которые это слово выполняет в предложении; другие связи возникают в предложении и обусловлены синтаксическими позициями соединяющихся словоформ.

Регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: с помощью учителя ученики дифференцируют известное и неизвестное, формулируют цель учебной задачи

  1. Постановка цели исследования

Повторение изученнного о подчинительной связи. Управление, согласование, примыкание.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и определение последовательности действий

  1. Определение последовательности действий, составление плана

План:

  1. Анализ примеров из учебника «История русского литературного языка» под ред. Вяничевой Т.В.
  2. Присловные и неприсловные связи
  3. Комплекс  признаков, по которым противопоставляются присловные и неприсловные связи:
  1. факторы, предопределяющие связь; 2) форма связи, ее внешняя организация, т. е. формальное выражение зависимости; 3) отношения, возникающие в образовавшемся соединении; 4) само это соединение, его внутренние признаки и его синтаксическое поведение.
  1. Словосочетание и предложение – две не совпадающие единицы синтаксиса
  2. Синтаксические свойства слова
  3. Правила соединения или несоединения зависимого слова с главным ( сочетаемость слова)
  4. Разная   сочетаемость слов разных частей речи  в современном русском языке
  5. Индивидуальная  сочетаемость  слов  в современном русском языке
  6. Двойные подчинительные связи, свойственные слову, но далеко не всегда полностью реализующиеся в предложении
  7. Сохранение многих явлений, отражающих старые нормы в современной системе подчинительных связей слов

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации

  1. 4.  Чтение материала из учебника «История русского литературного языка» под ред. Вяничевой Т.В., анализ примеров, составление конспекта, отбор материала для исследования

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Какими свойствами  предопределяется подчинительная связь слова?

Познавательные логические

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Самостоятельный подбор аналогичных примеров

Установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство

  1. факторы, предопределяющие связь; 2) форма связи, ее внешняя организация, т. е. формальное выражение зависимости; 3) отношения, возникающие в образовавшемся соединении; 4) само это соединение, его внутренние признаки и его синтаксическое поведение.

Выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков

Выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков с помощью проанализированных примеров

Выдвижение гипотез и их доказательство

Сочетаемость знаменательного слова определяется  принадлежностью слова к той или другой части речи, значением слова как представителя той или иной морфологической категории или лексико-грамматического разряда, морфемным составом слова, лексической семантикой слова

Знаково-символические

Итоги занятия

Преобразование учебного материала; выделение существенного; формирование обобщенных знаний

Подчинительная связь слова предопределяется его лексико-грамматическими свойствами.

Независимо от своей роли и места в предложении, знаменательное слово обладает специфическими свойствами, которыми предопределяется его сочетаемость. К этим свойствам относятся: 1) принадлежность слова к той или другой части речи; 2) значение слова как представителя той или иной морфологической категории или лексико-грамматического разряда, например, вид, залог, переходность или непереходность у глагола, одушевленность или неодушевленность у существительного, собирательность у числительного; 3) морфемный состав слова, в первую очередь - характер префикса; отношения мотивированности с другими словами; 4) лексическая семантика слова, его принадлежность к той или другой семантической группе слов: разные лексические значения слова очень часто обусловливают его разное синтаксическое поведение. Все эти свойства и их комплекс в целом можно называть лексико-грамматическими свойствами или лексико-грамматическими характеристиками слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Связь обучения русскому языку с логопедией"

Выпускная квалификационная работа (реферат) на тему: «Связь обучения русскому языку с логопедией в специальной (коррекционной) школе VIII вида»...

Связь уроков русского языка и литературы в 11 классе

Программа изучения русской литературы в 11-м классе очень обширна. Для обобщения огромного литературного материала в конце изучения темы, например, «Тема Великой Отечественной войны в литературе» или ...

Метапредметные связи. Как русский язык помогает изучать другие предметы?

Всю жизнь нам приходится учиться. Вот и у меня некоторое время назад появилась необходимость выяснить, чем же выражение "межпредметные связи" отличается от выражения "метапредметные связи"?  Как ...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели:  проследить историю развития системы подчи...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...