"Развитие подчинительной связи в русском языке"
проект по русскому языку (9 класс) по теме
План факультативного занятия по русскому языку для учащихся 9 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Russkij_2.3.1_Baranova_I.G.
Баранова Ирина Григорьевна Ardor28@yandex.ru.Модуль 2. Вопрос 3.1
Напишите план занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке». Вышлите на проверку.
План занятия факультатива по теме:
«Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке»
Цель занятия: изучение истории русского языка, выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка
Задачи занятия:
- ознакомить учеников с процессом развития системы подчинительной связи в русском языке с древнейшей эпохи до современного состояния;
- выработать умение использовать полученные знания в историческом комментировании языковых фактов, а также в лингвистическом и стилистическом анализе письменных текстов.
ЗУН:
- знать основные тенденции развития системы подчинительной связи в русском языке;
- владеть практическими навыками сравнительно-исторического анализа языковых фактов и лингвостилистического анализа письменных текстов;
- уметь объяснять происхождение фактов современного русского языка.
Ход занятия:
УУД | ЗУНы | План | Материал к уроку |
Личностные | Смыслообразование: с помощью учителя ученики устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
| Синтаксические связи в предложении неоднородны. Одни из этих связей идут непосредственно от слова как лексико-грамматической единицы, предопределены им и не зависят от тех синтаксических функций, которые это слово выполняет в предложении; другие связи возникают в предложении и обусловлены синтаксическими позициями соединяющихся словоформ. |
Регулятивные | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: с помощью учителя ученики дифференцируют известное и неизвестное, формулируют цель учебной задачи |
| Повторение изученнного о подчинительной связи. Управление, согласование, примыкание. |
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и определение последовательности действий |
| План:
| |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации |
| ||
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Какими свойствами предопределяется подчинительная связь слова? | ||
Познавательные логические | Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов | ||
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Самостоятельный подбор аналогичных примеров | ||
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
| ||
Выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков | Выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков с помощью проанализированных примеров | ||
Выдвижение гипотез и их доказательство | Сочетаемость знаменательного слова определяется принадлежностью слова к той или другой части речи, значением слова как представителя той или иной морфологической категории или лексико-грамматического разряда, морфемным составом слова, лексической семантикой слова | ||
Знаково-символические Итоги занятия | Преобразование учебного материала; выделение существенного; формирование обобщенных знаний | Подчинительная связь слова предопределяется его лексико-грамматическими свойствами. | Независимо от своей роли и места в предложении, знаменательное слово обладает специфическими свойствами, которыми предопределяется его сочетаемость. К этим свойствам относятся: 1) принадлежность слова к той или другой части речи; 2) значение слова как представителя той или иной морфологической категории или лексико-грамматического разряда, например, вид, залог, переходность или непереходность у глагола, одушевленность или неодушевленность у существительного, собирательность у числительного; 3) морфемный состав слова, в первую очередь - характер префикса; отношения мотивированности с другими словами; 4) лексическая семантика слова, его принадлежность к той или другой семантической группе слов: разные лексические значения слова очень часто обусловливают его разное синтаксическое поведение. Все эти свойства и их комплекс в целом можно называть лексико-грамматическими свойствами или лексико-грамматическими характеристиками слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Связь обучения русскому языку с логопедией"
Выпускная квалификационная работа (реферат) на тему: «Связь обучения русскому языку с логопедией в специальной (коррекционной) школе VIII вида»...

Связь уроков русского языка и литературы в 11 классе
Программа изучения русской литературы в 11-м классе очень обширна. Для обобщения огромного литературного материала в конце изучения темы, например, «Тема Великой Отечественной войны в литературе» или ...

Метапредметные связи. Как русский язык помогает изучать другие предметы?
Всю жизнь нам приходится учиться. Вот и у меня некоторое время назад появилась необходимость выяснить, чем же выражение "межпредметные связи" отличается от выражения "метапредметные связи"? Как ...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели: проследить историю развития системы подчи...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...

