Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное" в форме КВН.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме


Урок - повторение в 5 классе по теме "Имя существительное" в форме КВН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока в форме КВН42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное».

Урок – повторение (в форме КВН).

Цель:

- способствовать  закреплению знаний учащихся по теме «Имя существительное»;

- повысить интерес к изучению русского языка, используя игровые методы и приёмы.

Задачи:

- расширить сведения учащихся о роли существительных в речи;

- закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных;

- способствовать развитию языковой интуиции учащихся;

- формировать умения работать в группе;

- способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

Организационный момент.

Учитель:

Хочу прочитать вам стихотворение поэта А.Шибаева:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных  -  нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Ребята, как вы думаете, о каких же словах пойдёт речь на нашем уроке? (Об именах существительных). Посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Л.Успенского: «Имя существительное – хлеб языка».

Сегодня наше занятие пройдёт в форме КВНа. Мы повторим изученный материал по теме «Имя существительное». У нас будут соревноваться две команды. Итак, мы начинаем КВН.

1конкурс «Разминка».

Чья команда быстрее составит 5 слов из слова «игрушка» (игра, груша, рука, шик, рак).

Работают все члены команды.

2 конкурс «Хитрый суффикс».

Выделите  суффиксы там,  где они есть (командам выдаются карточки со словами: теремок, лесок, песок, венок, жирок, листок, замок, песок, курок, мирок)

3 конкурс «Одним словом».

Учитель читает определение, команды (по очереди) называют данное понятие одним словом – именем существительным.

- Комиссия, решающая вопрос о присуждении награды на соревнованиях. (Жюри)

- Подземная железная дорога. (Метро)

- Кушанье из размятых или протёртых овощей. (Пюре)

- Ансамбль из трёх исполнителей. (Трио)

- Коробочка или специальное блюдечко для мыла. (Мыльница)

- Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом. (Карнавал)

- Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, сверху и снизу обтянутого кожей. (Барабан)

- Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. (Костёр)

4 конкурс «Окончания»

Командам выдаются карточки со словами. Задание: выделите окончания существительных.

  1. Домов, голов, столов, основ, слонов, городов, коров, мостов.
  2. Степей, друзей, шей, коней, ушей, лошадей, юношей, дачей.

5 конкурс «Перекрёсток»

Командам выдаются карточки с таблицей, в которую надо вписать буквы так, чтобы в горизонтальных рядах можно было прочитать слова – имена существительные.

о

о

о

о

о

о

о

о

о

(Олово, порог, проза, город, озеро)

Составьте два предложения с любыми двумя словами из получившихся слов.

  6 конкурс «Кто быстрее»

1)Найдите одушевлённые имена существительные:

Дерево, жук, карп, соловей, тетрадь, корова, лес, иней, дочь, печь.

2)Найдите нарицательные имена существительные:

Москва, кошка, мама, Волга, парта, книга, Россия, шапка, Урал.

3)Укажите существительные женского рода:

День, портфель, осень, рожь, мышь, сентябрь, метель, тетрадь.

4)Найдите существительные общего рода:

Учитель, неряха, невежда, школьник, грязнуля, ученик, зазнайка.

7 конкурс «Помогите Пете Ошибкину»

  1. Слово ш…рох» Петя написал с буквой Ё. «После шипящих под ударением пишется Ё», - объяснил он. Прав ли Петя?
  2. Слово ц…ган Петя написал с буквой И. «В корне слова  после ц пишется И, это я точно помню», - утверждал он. Почему он неправ?

8 конкурс «Я работаю волшебником»

Превратите имена существительные нарицательные в собственные.

Орёл, роза, земля, шарик.

(птица орёл – город Орёл, цветок роза – девочка Роза, плодородная земля – планета Земля, воздушный шарик – собака Шарик).

Подведение итогов.  

Учитель: Давайте подведём итоги нашего конкурса, определим победителя.

Закончить наш сегодняшний урок я хочу словами К.Г. Паустовского: «Нет ничего в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова писателя  прежде всего относятся к именам существительным, о которых мы сегодня на уроке говорили, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Спасибо всем за работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное» в форме морского путешествия

Урок русского языка  для учащихся 6 класса позволяет в  игровой форме повторить и обобщить знания, полученные  при изучении темы «Имя прилагательное»; совершенствовать  навык...

Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс

Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Трёхуровневые задания как новая форма оценивания образовательных результатов на уроках русского языка. 9 класс

Работа написана по теме: "Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными"...

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....