Игровые формы общения на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Обобщение опыта на МО русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_formy_obshcheniya_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Игровые формы  общения на уроках русского языка:

        Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету – это личность педагога, его увлеченность своим делом.

         Сейчас мало  любить и знать свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных психологических особенностей детей, и применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения.

        Нельзя забывать, что игра – самое любимое, самое естественное занятие  детей. Однако игра не должны уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, но делать это усвоение прочным и интересным.

        Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес – основа пи изучении русского языка.

        У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. В игре рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

        Развитие познавательной активности – одно из важнейших требований современного процесса обучения, это требование жизни.

        Играть всерьез на уроке не просто. Элементы игры можно вносить в разные моменты урока: в качестве закрепления нового материала, в качестве повышения развития мышления и др. Ошибка в игре закономерна и воспринимается без отрицательных эмоций (либо они минимальны). Психологи утверждают, что снижение психологического напряжения, эмоциональная увлеченность самим процессом деятельности заметно сказывается на  ее результатах: работать интересно, ощутимость успеха весомее.

                

Термин «бином фантазии» принадлежит доброму сказочнику и мудрому филологу Джанни Родари: «Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности…

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы оно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение вынуждено будет активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое  целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать».

Вот несколько элементов игр, проводимых мною на разных уроках:

Предложенный вариант сочетания слов может быть и необычным и достаточно знакомым. Побеждает в игре-соревновании тот, кто найдет больше вариантов, или тот, кто назовет последнее словосочетание.

«Он и она»: к существительному мужского рода быстро назвать  существительное женского рода, относящееся к тому же тематическому ряду. Пары слов: журнал – газета, пруд – река, чайник – чашка и др.

Один ряд называет предмет, другой – пару. Правильный ответ +, неправильный -.

«Определи предмет» - варианты некоторых заданий:

  • Назовите признаки предмета (кто больше?). Яблоко круглое, красное, сладкое, кислое, большое и пр.
  • Назовите действия одушевленного предмета. Ворона летает, каркает, прыгает, клюет, дерется и пр.
  • Назовите предметы, обладающие этим признаком: зеленый – крокодил, чай, яблоко и пр; горячий – чай, металл, сердце, слово и др. (назовите те сочетания, которые могут использоваться в переносном значении).

На уроках по словообразованию

Игра «Какое слово задумано». Он основана на известной детской игре, когда один человек задумывает какое-то слово, а другой участник игры отгадывает его, задавая вопрос, на который можно отвечать только «да», «нет». Как только слово отгадано, участники меняются ролями. Побеждает тот, кто угадал слово, задав минимум вопросов. Этот тип задания разработан  И.М. Подгаецкой и познакомиться с ним можно в книге  «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка», М., 1985 г.

Суть игры в том, что ребята отгадывают слово по общим морфологическим и словообразовательным признакам.

Называются слова одной и той же части речи, у каждого из них есть один отличительный признак, которого нет  у других слов. Этот признак и есть ключ к отгадке. Его нужно отыскать тем, кто задает вопросы. Задание формулируется следующим образом: «Задумано слово: летчик, краснота, синь, попытка. Какое?» Дети задают вот такие вопросы:

  1. Основа производная? – Да.
  2. Слово образовано с помощью суффикса? – Да.
  3. Есть ли у него приставка? – Да (попытка)
  4. Есть ли у него приставка? – Нет.
  5. Существительное образовано от прилагательного? – Нет (летчик).

Я задумала слово:

  • у него приставка такая же, как в лосе подбежать,
  • корень,  как в слове пилка,
  • суффикс, как в слове возить,
  • суффикс, как в слове  ходил,
  • окончание, как в слове страна.

(подпилила).

Для закрепления на тех же уроках игра «Найди лишнее слово» 

  1. Окно, звено, давно, прошмыгнуло,
  2. лесной, лесного, лесник, лесным,
  3. трава, пошла, красива, справа,
  4. перелесок, передатчик, переделка, переделал.

На уроках при изучении фонетики можно проводить следующие игры, они  взяты мною из  А.Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку»:

«У кого хвост длиннее»

Нужно заменять в каждом последующем слове, начиная с первого, один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово. Образец: бок, сок, док и т.д. Выигрывает тот, чей хвост оказывается длиннее.

Или игра «По щучьему велению, по моему хотению…» превратить одно слово, в другое (эту игру я использовала при подготовке детей к интеллектуальным играм)

Реку в море,

Ночь в день,

Гору в рога,

речку в тоску

В качестве закрепления использовала материалы для викторины из того же Арсирия

  1. Произнесите в обратном порядке звуки, обозначенные буквами в словах лен, люк, яд. Одинаковы ли они в произношении?

На уроках по морфологии использовала следующие игры:

«Как часть речи задумана?» (существительное, прилагательное, глагол, наречие)

  1. Самостоятельная часть речи? – да.
  2. Обозначает признак предмета? – нет
  3. Изменяется по падежам? – да (существительное)  и т.д.

При изучении числительных в 6 классе, использовала следующее: нужно было расшифровать задуманное слово:

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 100п, 100н

И придумать самим слова подобного типа.

Я познакомила вас с несколькими видами игр, которые проводила на разных уроках.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.  Помимо воспитательной она преследует одновременно две цели: игровую и учебную.

В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

Вот по этому, применяя на уроках элементы игры, учитель вызывает интерес.

Литература:

  1. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., 1985 г.
  2. А.Т. Арисирий «Занимательные материалы по русскому языку», М., «Просвещение», 1995 г.
  3. В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках», М. «Просвещение», 1991 г.
  4. Кружковая работа по русскому языку  под ред. Н.Н. Ушакова, М. «Просвещение», 1979 г.
  5. З.С. Смелкова «Педагогическое общение» М. «Флинт, 1999 г.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

 УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые формы работы на уроках английского языка

Использование фонетических, грамматических и речевых игр на уроке...

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера в обучении вежливому общению на уроках русского языка //Русский язык в школе. – 2017. - № 3. – с.8-13.

В  статье рассматриваются возможности  заданий коммуникативного характера в реализации одного из направлений развития устной речи школьников. Особое внимание уделено интерактивным заданиям, ...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ

Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...

Игровая форма занятий на уроках русского языка

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности....