Игровая форма занятий на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Воронина Наталья Геннадьевна

 

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Игра на уроках русского языка1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Так уж устроен человек, что игра сопровождает его всю жизнь, потому что это один

из основных видов его деятельности. Являясь развлечением, отдыхом, игра может перерасти в обучение и творчество. Неслучайно игру как метод обучения и воспитания, как средство передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Несмотря на то, что в последнее время появилось много различных педагогических технологий, думаю, что игровые технологии имеют право на существование в любых условиях, потому как всегда и неизменно вызывают у школьников интерес.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В литературе представлен очень широкий круг педагогических игр. Я обычно использую в своей практике предметные, сюжетные и ролевые игры.

Нетрадиционные формы уроков русского языка и литературы с использованием игровых технологий даны (на слайде)

1. Урок-путешествие.

2. Ролевая игра.

3. Литературная дуэль.

4. КВН.

5. Турнир грамотеев.

6. Восхождение на Пик грамотности.

Игровые технологии я использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

На последнем уроке, посвященном роману «Евгений Онегин», девятиклассники путешествовали по любимым страницам этого уникального произведения. С особым интересом читали они строчки о давно забытых гаданиях, о русском гостеприимстве, об обряде сватовства, о предметах провинциального быта. Дети не только знакомились с тем, как в романе отражены жизнь русского человека, его характер, но и задумывались над некоторыми выражениями в тексте романа, например, «умильно на пучок зари они роняли слезки три».

Ученики узнали историю этого обрядового действия, который совершали на Троицу.

На протяжении всего урока девятиклассники делали маленькие открытия, связанные с художественным мастерством Пушкина, с краткостью, простотой и выразительностью его

языка. Постепенно именно такая работа над словом дала возможность ребятам убедиться в справедливости слов Белинского, что роман Пушкина действительно представляет собой «энциклопедию русской жизни».

С формой урока литературная дуэль я познакомилась очень давно, но не считаю ее устаревшей, потому что ее всегда принимают ученики 9 класса.

Об игре объявляю в первый день, когда начинаем изучать комедию А.С. Грибоедова

«Горе от ума». Это является своеобразным настроем девятиклассников на внимательное и

вдумчивое чтение текста произведения.

А правила игры таковы. В викторине состязаются две пары участников. Основные

игроки – дуэлянты, помощники – секунданты, т.е. игра проходит в небольших командах,

поскольку у каждого дуэлянта должно быть по два секунданта. Дуэльная дорожка насчитывает 6 шагов (вопросов) – по 3 для каждой из соревнующихся сторон.

Ведущий поочередно задает вопросы игрокам. Например, вопрос дуэлянту, исполняющему роль Чацкого звучит так: «Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошел, по Анне Алексеевне…». Вопрос дуэлянту, исполнявшему роль Молчалина, звучал так: «В «Табели о рангах» найдите свой гражданский чин. Как вам удалось его получить?»

В течение одной минуты дуэлянт может советоваться со своими секундантами. Если

ответ верен, участник получает одно очко и делает шаг вперед навстречу сопернику. При

неверном ответе он остается на месте. Участник, заработавший наибольшее количество

очков, считается достигшим «барьера», и ему присуждается право первого «выстрела».

Под «выстрелом» подразумевается выполнение творческого задания. Например, играющим предлагается развить гипотезы о происхождении фамилий Чацкого и Молчалина (при этом подчеркивается, что многих своих героев Грибоедов наделил "говорящими" фамилиями). Дуэлянт с такими заданиями справляется один, а секунданты в это время отвечают на вопросы, зарабатывая очки дуэлянтам. Финальное состязание выявляет победителя викторины.

Я рассказала о нетрадиционных уроках, построенных в режиме игровых технологий,

однако элементы игры можно применить на всех этапах урока, построенного и в классической форме.

Часто дидактические игры я ввожу в ту или иную часть урока русского языка. По-

жалуй, одной из самых благодатных тем для интеллектуальных игр является «Лексика».

Приведу примеры самых популярных игр, которые я использую на уроках в среднем звене, т.к. они развивают память детей, внимание, сообразительность, расширяют их общий кругозор.

Дидактические игры при изучении раздела «Лексика» (на слайде)

1. «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами?

2. «Следствие ведут знатоки». При изучении темы «Профессиональная лексика» угадать

по опорным словам, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своего утверждения.

3. «Соколиный глаз». Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

4. «Аукцион». Побеждает тот, кто назвал последнее слово-синоним.

5. «Перевертыш». Могут быть различные варианты заданий. Например, заменить в словосочетаниях «золотые часы», «румяная девочка» главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

6. «Эрудит». Угадать слово по толкованию его лексического значения.

7. «Корректор». Популярна во всех возрастных группах. Найти ошибки в выборе слова, в

построении фразы. Подобные задания часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ.

8. «Бумеранг». Воспитывает внимание и быстроту реакции: ученику очень быстро нужно

«возвратить» учителю нужное слово.

Ведущий или учитель просит назвать слово с определенной орфограммой ученика,

которому он бросает мяч. Ученик загадывает новую орфограмму и бросает мяч другому

игроку.

9. «Шеренга». Расставить синонимы в порядке возрастания или убывания признака.

10. «Я начну, а ты продолжи…». Коллективное сочинение рассказа по цепочке.

Цель любой игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и

интересным.

Однако с игрой надо быть осторожным: чрезмерное увлечение ею может привести к

тому, что форма урока окажется для ребенка более привлекательной, чем его содержание,

поэтому важно уметь дозировать игровую деятельность.

А сейчас я предлагаю вам побыть в роли учащихся на уроке русского языка.

Позвольте представиться. Я директор детективного агентства, а вы – ценные сотрудники этого заведения. Мы сегодня будем вести следствие по делу, а какому, вам предстоит догадаться. Вам из букв нужно составить тему нашего занятия. (на слайде)

(слайд) К нам обратился очень уважаемый клиент «Фразеологический словарь». С ним случилась такая беда: он потерял  несколько листов с фразеологизмами. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.

(слайд)Перед вами первое задание. Работаем по группам.  

1 группа. Вы должны помочь написать объявление о пропаже.

2 группа. Вы должны восстановить картину преступления

Итак, переходим ко второму заданию. У нас есть две улики, которые помогут в расследовании.

(слайд) Первая улика – полено. Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки). Что он обозначает? И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.

(слайд) Вторая улика – яблоко.  Какая легенда с ним связана? Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм, возвращаем его хозяину.

(слайд) Поступили сведения, что в городе видели 3 пропавшие фразеологизма. Для того, чтобы их поймать, нужно опознать их по фотороботу. Угадываем, о каких фразеологизмах идет речь.

Вот мы вернули еще три фразеологизма. А наши агенты принесли еще одну улику. Это бумага. Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага? (Бумага все стерпит).

(слайд) Эта бумага принадлежит человеку неизвестной профессии. Вам нужно угадать, кто это. А также восстановить текст на заданную тему, вставляя утраченные фразеологизмы. Зачитайте, что у вас получилось.

Придумайте название данному тексту.

Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Клиент остался доволен и желает вам, чтобы все ваши уроки проходили без сучка, без задоринки, от работы своих учеников вы были на седьмом небе от счастья, и вам никогда не хотелось уйти в бизнес.

Занятие наше хочу закончить такими словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

1 группа

Задание №1.

Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.

Внимание!

Пропали фразеологизмы. Особые приметы:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.

Задание №2.

Уже весь месяц август нет покоя _______________________.

Просыпаюсь _______________________.

Директор сулит держать нас____________________________.

А денег на достойную зарплату _____________________________________.

Поэтому я не жду __________________ и не лью__________________________.

 А ________________________беру ______________

и сажусь за компьютер_______________________________.

Ведь моя профессия – это моё призвание!

Используйте фразеологизмы:

ни днем ни ночью, ни свет ни заря, золотые горы,

как кот наплакал, с моря погоды, засучив рукава,

 волю в кулак, грызть гранит науки, в ежовых рукавицах, крокодиловы слёзы

2 группа.

Задание №1.

Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.

Подозреваемый Иванов Ваня бежал по коридору ________________.

-Ты куда мчишься _______________? - кричали удивленно сверстники.

Он бросил им в ответ:

- ___________________________!

Тем временем, свидетель Сидоров Андрей __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.

Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.

Задание №2

Уже весь месяц август нет покоя _______________________.

Просыпаюсь _______________________.

Директор сулит держать нас____________________________.

А денег на достойную зарплату _____________________________________.

Поэтому я не жду __________________ и не лью__________________________.

 А ________________________беру ______________

и сажусь за компьютер_______________________________.

Ведь моя профессия – это моё призвание!

Используйте фразеологизмы:

ни днем ни ночью, ни свет ни заря, золотые горы,

как кот наплакал, с моря погоды, засучив рукава,

волю в кулак, грызть гранит науки, в ежовых рукавицах, крокодиловы слёзы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые формы работы на уроках английского языка

Использование фонетических, грамматических и речевых игр на уроке...

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

Внеклассные и игровые занятия на уроках русского языка и литературы

Представлены игровые задания для проведения внеклассных мероприятий и нестандартных уроков...

Игровые формы общения на уроках русского языка

Обобщение опыта на МО русского языка и литературы...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ

Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...