"Неделя русского языка"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Черноярова Вера Васильевна

Тема: « Неделя русского языка».

Учитель Черноярова В.В.

 

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оформление доски:

портрет Тургенева И.С.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,  это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»                   И.С. Тургенев

портрет Толстого А.Н.

«Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью».   ( А. Н. Толстой )

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества. Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл.)

-Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли.

-И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку.

II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. (Название, эмблема.)

Команда « Грамотеи»                     Команда «Знатоки»

Представление жюри.

2. Первый гейм: «Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды

1.       Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.       Часть слова, которая стоит перед корнем.  (Приставка)

3.       Главные члены предложения.  (Подлежащее и сказуемое)

4.       Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)

5.       Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)

6.       Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто?  Что? (Существительное)

7.       Как называют слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)

8.       Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)

9.       Как назвать одним словом и Тортиллу,  и медленного человека? (Черепаха)

10.   Два или несколько предложений, связанных по смыслу.  (Текст)

11.   Значок – обозначение звуков на письме.  (Буква)

12.   Общая часть родственных, или однокоренных слов.   (Корень)

13.   Пишется только после приставок, которые окачиваются на согласную, перед буквами е, ё, я,  ю. (Разделительный твердый знак)

14.   Эта часть речи служит для связи слов в предложении.  (Предлог)

 

Вопросы для второй команды.

 

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке.  (Алфавит)

2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс)

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)

5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)

6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает  на вопросы Какой? Какая? Какое ?  Какие? (Прилагательное)

7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное?  (Зебра)

8. Сколько в русском языке букв, которые не означают звуки? (2)

9. Как называются слова, противоположные по смыслу?  (Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие?  (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный.  (Преданный)

12. Буквы мы пишем, а звуки…(Произносим)

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)

14. Сколько согласных в слове денек?  (3)

 

3. Второй гейм: « Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу вопросы, приготовленные заранее.

 

4. Четвертый гейм: « Заморочки из бочки.

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номера вопроса, учитель читает задание.

1.       О чем идет речь?

«Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлебывают , распутывая это дело; ее не сваришь, с тем,  с кем трудно договорится; она в голове у путаников? (Каша.)

 

2.       О чем идет речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3.       Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтешь,

То сразу в бездну упадешь.                                          (Про-пасть)

 

4.       «Фразеологический зверинец»

 

Добавить недостающее слово – название животного.

 

Голоден, как … (волк)

Болтлив,  как… (сорока)

 

Здоров, как… (бык)

Нем, как… (рыба)

 

5.       Составить из слов пословицу, объяснить ее смысл:

 

Умный человек слова на ветер не пустит

 

6.       Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

 

Каков разум,

А плод сладок.

 

Корень учения горек,

А человек знанием.

 

Красна птица оперением.

Таковы и речи.

 

5. Четвертый гейм: «Темная лошадка».

 

(Вопросы задаются поочередно каждой команде)

 

1.       Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши ее:

1 команда – Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком.  ( Яблоко от яблони недалеко падает)

2 команда – По окончании выяснения  отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

 

2.       С каждым из данных слов придумайте такое предложение. Чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

 

1 команда – ласка

2 команда – гусеница

 

Пятый гейм: «Гонка за лидером».

 

Вопросы первой команде.

 

Что означает выражение «Яблоку негде упасть?  (Тесно)

Закончи: «Слово не воробей…  (вылетит, не поймаешь).

Назови синоним слову актер.  (Артист)

Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер)

Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

Что означает имя Виктор?  (Победитель)

Подберите к старославянскому ланита русское соответствие.  (Щека).

Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей).

Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

 

Вопросы второй команде.

 

Что означает выражение: «Как рыба в воде»?  (Хорошо чувствовать себя)

Закончи: «Не имей сто рублей,…» (а имей сто друзей)

Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

В каком словосочетании слово темная употребляется в прямом значении: темная ночь или темная душа? (темная ночь)

Я – синоним осьминога,  а без с – в метле нас много.(Спрут-прут)

Что означает имя Екатерина? ( греческое) – чистота.  (Благопристойность).

Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы.)

Назови одним словом: денежная или  другая награда за успехи в чем-нибудь.  (Премия)

Замените  фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый,  только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

 

7.       Подведение итогов.

 

8.       Награждение победителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием  информационных технологий...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...