Программа кружка "Юные филологи"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Бондарева Кристина Сергеевна

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция профильного образования – реализация личностно-ориентированного учебного процесса, в частности освоение учащимися начальных навыков лингвистики. Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. Программа поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, улучшить  навыки грамотной речи и  письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_filologi.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Саратов»

«Русская классическая гимназия»

Методическая разработка программы кружка

«Юные лингвисты»

Программа разработана учителем русского языка и литературы МОУ «Русская классическая гимназия» Бондаревой Кристиной Сергеевной.

2013 г.

Введение

 Эпиграфом к методической разработке могут служить слова А.Н. Толстого «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция профильного образования – реализация личностно-ориентированного учебного процесса, в частности освоение учащимися начальных навыков лингвистики. Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. Программа поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, улучшить  навыки грамотной речи и  письма. Запросы современного мира оказывают огромное влияние на язык. Язык по своей специфике и социальной значимости – уникальное явление: средство общения и усвоения информации, часть духовной культуры русского народа, средство приобщения к русской культуре и литературе. Грамотное владение родным языком, умение общаться являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека во всех сферах жизни. Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности и педагогической целесообразности программы. 

В соответствии с этим, данная программа имеет цели:

- воспитание сознательного отношения к языку как к явлению культуры, интереса и любви к русскому языку и литературе;

- формирование языковой и речевой компетенций, умений работать со словом, с текстом, осуществлять грамотный информационный поиск;

- развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей личности.

В ходе достижения целей решаются следующие задачи:

Для достижения поставленной цели были определены задачи:
         1. Систематизировать, актуализировать и дополнить знания учащихся о    русском языке;

2. Осуществлять грамотный поиск информации, используя различные источники;

3. Совершенствовать умения работы с текстом;

4. Способствовать формированию культурного речевого поведения;

5. Помочь учащимся совершенствовать свои коммуникативные возможности.

Новизна программы заключается в комплексной подаче материала, усилении продуктивной направленности деятельности учащихся, получении комплексного творческого продукта (ежемесячных школьных стенгазет). Программа позволяет, опираясь на жизненный опыт учащихся и предлагаемые пособия по культуре речи, расширить круг знаний, подключив к образовательному процессу новые информационные ресурсы.
        Программа адресована учащимся в возрасте 13-14 лет, которые проявляют интерес к гуманитарным знаниям, склонность к лингвистическим исследованиям, обнаруживают увлечённость процессом усовершенствования собственной языковой культуры.  Программа рассчитана на 1 учебный год, на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Состав учащихся постоянный. Формы занятий: групповые.

  В программе широко используются современные образовательные технологии: информационные, проектная, технология развития критического мышления, используются идеи, отдельные методики технологии Селестена Френе.

Процесс формирования коммуникативных компетенций учащихся будет оптимальным, если применять в обучении дискуссионные технологии и целенаправленно осуществлять обучение учащихся правилам ведения диалога. Работая в рамках коммуникативно-диалоговой деятельности, дети учатся публично выражать собственные позиции, мнения, обмениваться суждениями и точками зрения, отстаивать их, выражать словами чувства и отношения.

В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако включает такие формы работы как теле-, видео просмотр публицистических передач, сбор практического (дидактического) материала, а также деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, мастер-классы. Типы и виды занятий выбираются в соответствии с дидактическими целями - это занятие по формированию новых знаний; занятие по закреплению и совершенствованию ЗУН; обобщение и систематизация ЗУН; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся

Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, полностью оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютеры, принтер, сканер, проектор. Материальное обеспечение – наличие учебников, словарей, словников. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, ручки.    

Основная часть  методической разработки

Отличительной особенностью содержания данного курса является создание условий по самореализации личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, изживание подростковых комплексов неполноценности и т.д.).

Методическая разработка может реализовываться в учреждении дополнительного образования, в школе как элективный курс, как программа объединения.

Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных целей предусмотрены теоретические и практические занятия. Методы работы: лекция, беседа, диспут, дискуссия, защита рефератов, докладов, сообщений, презентация проектов, заочные экскурсии, написание творческих работ (эссе, очерки, этюды). Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Пути формирования лингвистической компетенции:

- Информационный путь представляет сведения, извлеченные из учебников (если в них содержатся соответствующие материалы), научно-популярной и художественной литературы (в том числе из книг серий «Люди науки» и «Жизнь замечательных людей»), энциклопедий, справочников, мемуарных заметок и автобиографической литературы.

- Дискуссионный путь допускает применение материалов из научно-популярной литературы (отрывок с полемическим содержанием), научных изданий (фрагментов, трактующих дискуссионные вопросы).

- Творческий путь предусматривает использование информации, извлеченной из научно-популярной литературы, очерков об ученых, воспоминаний об отечественных лингвистах, историко-архивных материалов.

Принципы организации кружковой работы:

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия студентов и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.

Учебно-тематический план курса

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.История русского языка

1.1

История русского языка. Старославянский язык. Кирилл и Мефодий.

1

1

1.2

Литературный язык, просторечие, диалекты

1

1

1.3

Жаргон, сленг, арго. Понятия, различия, типы.

2

1

1

1.4

Фонетика русского языка

1

1

1.5

Лексика русского языка

2

1

1

1.6

Синонимия – что это? Виды синонимии

1

1

1.7

Понятие «литературной нормы»

2

1

1

1.8

Важнейшие словари русского языка

1

1

2. Культура и этика общения

2.1

Культура речи. Что это?

1

1

2.2

Что такое общение? Бытовое общение.

1

1

2.3

Деловое общение, его особенности

1

1

2.4

Речевой этикет. Формулы вежливости, обращения.

1

1

2.5

Эффективное общение – условия, пути к достижению.

1

1

3. Выразительность и яркость речи: учимся у классиков

3.1

Выбор слова: уроки мастерства

1

1

3.2

Тропы и фигуры речи

2

1

1

3.3

Функциональные стили речи

2

1

1

4. Основы полемического мастерства

4.1

Что такое риторика? Спор, дискуссия, полемика. Культура спора.

1

1

4.2

Лучшие ораторы мира

1

1

4.3

Секреты хорошего выступления

2

1

1

4.4

Искусство отвечать на вопросы

1

1

5. Филологические задачи «Русского медвежонка»

5.1

Филологические задачи «Русского медвежонка»

4

4

6. Методика написания изложений и сочинений

6.1

Методика написания изложений и сочинений.

Изложение «Рецепты эффективного общения»

1

1

6.2

Изложение «Интеллигентный человек»

1

1

6.3

Сочинение «Компьютер и телевизор: вред или польза?»

1

1

6.4

Сочинение на лингвистическую тему

1

1

Список  используемых источников

  1. Лев Успенский. «Слово о словах»
  2. Нора Галь «Слово живое и мёртвое»
  3. Максим Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
  4. Мария Аксёнова «Знаем ли мы русский язык?»
  5. Владимил Алпатов «Лингвистические задачи»
  6. Пётр Вайль, Александр Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
  7. http://www.rm.kirov.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры  2013 - 2014 уч.г....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Программа "Одаренный филолог"

Цель системы работы с одаренными детьми  - создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей в области филологии, активизация и поощрение их творческой деятельности  в ...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.

Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс....