Анализ образа и экскурсия в природу при подготовке к сочинению
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Методические рекомендации при подготовке к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  АНАЛИЗ ОБРАЗЦА И ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ (Из опыта работы)

       Детям предстоит писать сочинение — описание природы. Учитель задумывается: как помочь ученикам в работе над их собственным сочинением? Как пробудить их творческую самостоятельность? Как обогатить детей новыми впечатлениями, нацелить их на поиски нужных изобразительных средств для выражения своих мыслей? Учитель русского языка  не может не вспомнить «уроки среди природы» В. А. Сухомлинского, который писал: «Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли» . В. А. Добромыслов советовал «уроки наблюдения.., связывать с экскурсиями» .  «В самом деле, — замечает Т. А. Ладыженская, — именно личные ощущения и восприятия того, что предстоит описывать, развивают у ребенка острый глаз и внимание к слову, к тому, насколько точно и ярко отражает оно реальные предметы и явления действительности» .

    Методическая литература и педагогическая практика показывают, что проведение экскурсии обычно сочетается с таким приемом обучения, как анализ текста-образца. В процессе анализа образца учитель имеет возможность передать детям необходимые знания о «сочинительстве», вселить в них веру в собственные силы, побудить детей к написанию подлинно творческих работ.

Существуют два способа сочетать анализ образца и экскурсию: 1) анализ образца (образцов) – экскурсия- сочинение, 2) экскурсия - анализ образца (образцов)-сочинение. И в первом, и во втором случае чтение образца (образцов) иногда проводится во время экскурсии.

      Возникает вопрос: какой из этих путей более эффективен при обучении школьников сочинениям — описаниям природы? Для решения этого вопроса мы провели специальный эксперимент. Он был поставлен в пятых классах с приблизительно одинаковым уровнем развития навыков связной речи у учащихся 5а и 5б классов нашей школы. Общая цель предварительной работы сводилась к тому, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному сочинению — художественному описанию природы на основе наблюдений зимнего парка (леса)и анализа текста-образца. Эта работа проводилась в трех вариантах: 1 вариант предусматривал организацию самостоятельных наблюдений учащихся за зимним лесом (парком), затем анализ текста-образца; 2 вариант включал в себя проведение экскурсии в зимний лес (парк) и затем анализ текста-образца. В классе, где осуществлялся 3 вариант подготовительной работы, экскурсии предшествовал анализ текста - образца.

      Сочинения, написанные учащимися в классе (всего 54 работы), были проанализированы с точки зрения того, насколько в них отразились собственные наблюдения и впечатления школьников и как они сумели использовать свои собственные изобразительно-выразительные средства языка, соответствующие замыслу высказывания.

Анализ результатов эксперимента позволил нам сделать следующие выводы.

1. При подготовке учащихся к сочинениям — описаниям природы целесообразно сочетать анализ образца с экскурсией в природу; именно экскурсия обеспечивает содержательность ученических сочинений, их самостоятельность, оригинальность темы, замысла, изобразительных средств.

2. Эксперимент показал, что если экскурсия проводится после анализа образцов, то, создавая описания, дети больше используют свои собственные наблюдения и впечатления. Такая последовательность использования приемов дает возможность предупредить копирование образцов.

     Обратимся к некоторым конкретным материалам, которые использовались в работе.

На специальном уроке подготовки к сочинению — художественному описанию зимнего леса (парка) мы напомнили детям, что существует научное и художественное описание природы, после чего прочитали два текста:

Снегопад — это явление природы; выпадение из облаков атмосферных осадков в виде снежных кристаллов-снежинок, т. е. выпадение снега.

Падает снег... Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь в замедленном полете с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежинок. Сливается он в несмолкающий шепот, тихий и немного грустный. (И. Полуянов).

Пятиклассники определили, в каком из этих текстов дано художественное описание, обратили внимание на его язык, нашли различные приемы изображения природы: сравнение шуршания снега с шепотом, одухотворяющее снег; звукопись, создающую впечатление слышимого тихого шуршания - шепота (шелестит... шуршит... шепчет... шорох... шепот); определения, точно характеризующие полет снежинок (замедленный полет), шепот в лесу и даже восприятие его человеком (несмолкающий шепот, тихий и немного грустный); лексическую синонимию (шелестит, шуршит), позволяющую избежать однообразия речи.

     Ученики вспомнили особенности художественного описания природы (его образность, яркую правдивость, передачу настроения автора).

— Для того чтобы создать интересный, живой пейзаж, — говорит учитель, — надо посмотреть вокруг глазами художника, надо стать внимательным к мелочам, научиться видеть, как много удивительного и прекрасного в мире природы. Умению видеть природу и описывать можно и нужно учиться у художников слова.

     Далее последовал анализ текста- образца:

Красив лес в снегу!

Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана.

Пень выглядывает из-под тучной чалмы.

Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, — прямо в глаза строят немые снежные рожи.

Все необычно в заснеженном лесу. (По В. Тендрякову).

Затем пятиклассники ответили на вопросы:

- Понравилось ли вам это описание? Какова его основная мысль? (Заснеженный лес красив.)

- В каких предложениях основная мысль передана обобщенно? (В первом предложении и в последнем: Красив лес в снегу!.. Все необычно в заснеженном лесу.)

- Какую роль играют эти предложения в композициит? (Первое предложение выполняет роль вступления. Последнее предложение — это заключение. В них выражается основная мысль — лес в снегу красив и необычен.)

- Какие факты использует автор для раскрытия основной мысли? (Автор описывает кустик, кучу хвороста, пень, еловые лапы — все это заснежено, необычно и очень красиво. Вот кустик, например. Осенью он был голым, ветки его торчали в разные стороны, и тогда он казался жалким. А теперь он покрыт снегом. Как будто взрыв вырвался из- под земли. Зимой этот кустик не жалкий, а сильный. Хворост тоже производит непривычное впечатление. Раньше валялась на земле куча гнивших веток, на нее и смотреть-то было неприятно. А когда эту кучу хвороста припорошило снегом, она стала похожей на огромное кружево с красивыми узорами. Ветки переплетаются, а где снега нет — там дырочки. И правда, как кружево. Такое большое кружево мог сплести только великан. А на пне огромная шапка снега, и он как будто смотрит из-под нее. Шапка блестит на солнце, снежинки переливаются разными цветами — не налюбуешься. Очень смешно сказано про еловые лапы. Писателю показалось, что они строят рожицы. На первый взгляд еловые ветви очень похожи одна на другую, а на самом деле они все разные, про них правильно написано: «Каждая имеет свою физиономию».)

- Как доказать, что это образное описание природы? (Заснеженный кустик сравнивается со взрывом, куча хвороста, покрытая снегом, — с кружевом. Здесь есть эпитеты, например: жалкий кустик, крошечную полянку. Слова кустик, полянка с уменьшительно-ласкательными  суффиксами. Пень и еловые лапы описаны как живые — это интересно, образно.)

- Правильно ли сказать об этом тексте, что он является смысловым единством? докажите свое мнение, использован схему (учитель дает готовую схему):

1

2

3

4

5

6

Ученик отвечает:

— Это схема нашего текста. В нем шесть предложений. Первое — это вступление. Вступление, основную часть и заключение надо писать с красной строки. Во вступлении говорится:

«Красив лес в снегу!» А красота леса описывается во втором, третьем, четвертом и пятом предложениях (кустик, куча хвороста, пень, еловые лапы — это всё, слово всё в шестом предложении объединяет эти четыре предложения. Они составляют основную часть описания). Вступление и основная часть связаны между собой по смыслу. В основной части описывается все, что красиво в лесу, а красиво потому, что заснежено, необычно. Об этом сказано в заключении в шестом предложении. Вот и получается, что и основная часть связана с заключением и заключение с основной частью. Вступление согласовано с заключением, все части текста связаны между собой по смыслу, вместе выражают основную мысль. Значит, этот текст является смысловым единством. Это правильно.

    Далее учитель спрашивает: «Выражена ли смысловая взаимосвязь между предложениями в языке?» Наблюдения над языком текста проводятся в процессе беседы, во время которой учитель показывает видо-временное единство (глаголы напоминает, выглядывает, имеет, строят несовершенного вида, употреблены в настоящем времени;

все описание дано в плане настоящего времени); симметричное построение предложений (прямой порядок слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому); особую роль слов красив и всё (смысл слов красив и всё раскрыт группой из четырех взаимосвязанных предложений).

    Подводя итог, учитель ставит перед пятиклассниками задачу — художественно описать картину природы, которую они увидят сами; описать по-своему и так, чтобы каждый, кто прочитает сочинение, смог бы представить ее себе, открыть в ней что-то новое.

для того чтобы организовать наблюдения учащихся за зимним лесом (парком) и направить их поиски нужных языковых средств для передачи увиденного, мы предложили вопросы и задания, которые потребовали проведения специальных наблюдений .

- 1. Какая стоит погода? (Охарактеризуйте образно погоду, мороз, снег, иней, солнце, дорогу, цвет неба, освещенность. Какими словами можно передать впечатление о шуме ветра, скрипе снега под ногами?)

-2.  Каково ваше общее впечатление от леса (парка), когда вы его видите издали и когда входите в него? (Лес еще далеко, вы пока его плохо видите. Какой из глаголов вы используете для того, чтобы сказать о нем: виднеется, темнеет, вырисовывается или какой-нибудь другой?)

- 3. В лесу (в парке). Проведите наблюдения в соберите материал о том, что поразило вас. Найдите точные и яркие слова, чтобы лес (парк) ожил в вашем воображении. (Проверьте себя, внимательно ли вы наблюдали природу. Ответьте, например, на такие вопросы: Есть ли следы на снегу? Кто их оставил? Не записана ли на снегу какая-либо удивительная история?)

- 4. Каким настроением вы прониклись в лесу (в парке)?

Попытайтесь описать увиденную вами картину зимней природы образно, впечатляюще.

     Проводили наблюдения и составляли рабочие материалы учащиеся уже во время экскурсии.

    Учитель посоветовал каждому ученику выбрать объект для наблюдений и постараться записать свои впечатления, мысли, зафиксировать образы, сравнения, если они возникнут.

И вот шумные ребята вдруг как-то затихли, а потом поодиночке стали подходить к учителю: возникла потребность обменяться впечатлениями, получить ответ на неясный вопрос.

— Вы знаете... мне очень понравилась одна сосенка. Пойдемте, я вам ее покажу. Вот смотрите: она напоминает зонтик. Можно так написать? И еще здесь много интересного. Мне нравится осинка: она как маленькая, робкая девочка. Ветерок подует — и осинка задрожит. Можно о ней сказать, что она стоит сиротливо?

— Вы заметили, что снег не везде одинаковый? Около нас он белый, подальше — голубоватый, а в тени — синий..

— Мне хочется написать, что небольшой кустик, который чуть виден из-под снега, похож на раскрытый белый веер. Может быть, это веер Снежной королевы?

— Вы помните, у Пушкина: «Прозрачный лес один чернеет». Я только сегодня понял это. Когда лес был еще совсем далеко, он чернел, а вошли мы в него — он показался редким, прозрачным, все далеко видно: снега на деревьях не очень много, на некоторых березках совсем нет. Им, наверное, холодно...

     Таким образом, помимо впечатлений о деревьях, снеге, воздухе, звуках зимнего леса (парка), которые дети получили во время коллективной беседы по дороге в лес и в лесу, они самостоятельно накопили собственные наблюдения над отдельными деревьями, птицами.

Вот рабочие записи одного из учеников:

Зимний лес.                                                  

Общее впечатление.                                    

«Все бело кругом. Лес «прозрачный».

Деревья.

Снежные шапки. Елки в снегу — как красавицы    в нарядных платьях из кружев.

Снег.

Свежий. Искрится на солнце. Похрустывает под ногами.

 

Использованная литература:

1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969, с. 13.

2. Система обучения сочинениям в 4—8 классах. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. 2-е. М., 1973, с. 161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

Красота и величие русской природы в картине А.А. Пластова «Летом» Подготовка к сочинению.

Этот урок способствует обучению правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность побранных слов, на соответствие тому, что изображено; обогащению  речи уч...

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения. Подготовка к сочинению" на основе виртуальной экскурсии в музей-усадьбу "Ясная Поляна"

Урок на основе системно-деятельностного подхода предполагает изучение темы с включением виртуальной экскурсии в музей писателя. Используются элементы технологий проблемного обучения....