Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Борзёнкова Наталья Анатольевна

Программа по русскому языку 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ruskiy_7_klass.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернская средняя общеобразовательная школа №2»

Тульская область Чернский район посёлок Воропаевский

Согласовано                                                                                            Утверждено приказом

_____________________                                                                       №

Заместитель директора по УВР                      Директор школы    

_Фёдорова О.В.____________________                                            ___________________        

_ Андрианова  О.И.

     

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

7 класс

                                                                                            Составил:

                                                                                          учитель русского языка

                                                                         и литературы                                                                          

                                                                             Борзёнкова Н.А.

2013-2014 уч.год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку к учебнику 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И,Рыбченкова.- М., дрофа, 2002). Программа соответствует уровню стандарта образования.


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является  не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.                      

        Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и  культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

         Цели обучения:

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание  интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности  к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

          Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Баранов М.Т.,

Ладыженская Т.А.,

Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

1.Никитина Е.И. Уроки развития речи, К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 5-7 класс. М. «Дрофа», 2002.

2.Таблицы по русскому языку для5-9 класса. М. «Просвещение», 2009

1.Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. Просвещение, 2011.

2. Горшаков»Уроки русского языка в 7 классе»

3. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учеб. для

  7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

   Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

Количество часов в 7 классе

В год - 170 часов, из них на развитие речи - 28 часов

В неделю - 5 часов

Плановых контрольных работ

диктант

6

изложение

2 (4ч)

сочинение

2 (4ч)

Учебно- тематический план

Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Развитие

речи

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение пройденного в 5-6 классах

12

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие

26

2(3ч)

6

Деепричастие

10

1

2

Наречие

28

3(4ч)

6

Категория состояния

4

1 (2ч)

2

Служебные части речи Предлог

1

11

2

Союз

16

1

2

Частица

18

1 (2ч)

4

Междометие. Звукоподражательные слова

4

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

12

1

2

Итого                                                                                     142                          10(11)                     28      

Содержание программы учебного курса.

 Русский язык как развивающееся явление (1ч)

 Повторение пройденного в 5-6 классах (12ч + 2ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (25ч + 6ч)

1.        Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия Причастный оборот: выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких страдательных причастиях.

  1. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях
    (принесенный, принесен, принесена, принесено   принесены)   правильно употреблять
    причастия    с    суффиксом    -ся.    согласовывать    причастия    с    определяемыми
    существительными. Строить предложения с причастным оборотом
  2. Описание внешности человека: структура текста. Языковые особенности ( в том
    числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с
    описанием внешности человека выборочное изложение с описанием внешности.
    Выборочное изложение текста с описанием внешности   Описание внешности
    знакомого по личным впечатлениям по фотографии

Виды публичных общественно-политических выступлений Их структура

Деепричастие (10ч + 2 ч)

1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми ( ознакомление). Деепричастие совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями. 

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3. Рассказ по картине.

Наречие (28ч + 6ч)

1.  Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении Степени сравнения   наречий   и   их  образование.   Текстообразующая   роль   наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о -е; не- и ни- в наречиях Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между словами в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2.  Умение правильно ставить ударение в наречиях

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы

3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4ч+2ч)        

1. Категория состояния как часть речи Ее отличие от наречий Синтаксическая роль слов категории состояния.

2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи. (1ч)

Предлог (11ч + 2ч)

1. Предлог как служебная часть речи   Синтаксическая  роль  предлогов  в предложении. Непроизводные и производные предлоги  Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, в продолжение, ввиду, вследствие и др.).дефис в предлогах из-за, из-под.

2.Умение правильно употреблять предлоги в и на   с и из   Умение    правильно употреблять существительные с предлогами по. благодаря, согласно, вопреки

Умение пользоваться в речи предлогами - синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16ч +2ч)

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые   и   составные   союзы.   Союзы   сочинительные   и   подчинительные;

сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2.  Умение пользоваться в речи союзами- синонимами

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности

Частица (18ч + 4ч)

  1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами

3. Рассказ по данному сюжету

Междометие. Звукоподражательные слова.(4ч)

  1. Междометие как часть речи Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий Запятая и восклицательный знак при междометиях.

3. Умение выразительно читать предложения с междометиями 

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (12ч + 2ч).

Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка в 7 классе.

1.  Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.    К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

 -составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда, писать рассказы на предложенные сюжеты: сочинения- рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

        

Список литературы

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.:

   Просвещение, 2003.

2. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по

   русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,

   2002.

3. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учеб. для

   7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

   Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-

   М.: Русский язык, 2003.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

   Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

   Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2002       .

6. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

   Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

   /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

8. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс/М.: изд. Экзамен,

   2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...