Уроки 31-33 Разговорная речь (11 класс,А.И. Власенков) Урок 34 Диктант.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Работа с текстами разговорного стиля. Повторение ранее изученного. Творческая работа. Диктант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разговорная речь. Диктант.37 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 31--33

Тема: Разговорная речь

Задачи урока: сформировать у уч-ся понятие о разговорной речи и умение пользоваться ею в нужной обстановке;  упражнение в различении элементов языка, характерных для разговорной речи, в отличие от элементов других слоёв языковой системы, речевого потока.

Ход

I. Проверка дом. задания.

1) Сообщение об официально-деловом стиле речи (видах и жанрах).

2) Сообщение о структуре деловых бумаг.

3) Упр. 227 и 229 (взаимопроверка), упр. 383 (I).

II. Разговорная речь. Сообщение учителя по теме урока.

      Есть две разновидности литературного языка: разговорная речь и книжная речь. Разговорная речь употребляется при общении с родственниками, друзьями, близкими знакомыми в условиях непринуждённого общения в устной форме, и поэтому она на столь строго, как книжная форма речи, связана с литературной нормой и в произношении

[ наэ'рна] - наверно, утрачивается звук [в];  [зʼесʼ] или [дʼесʼ]-здесь, и в образовании форм слова, в частности звательных форм (Пап! Мам! Петь! Нин!)  и в синтаксисе ( любой автобус садитесь; Положи, где шкаф; Отрежь мне; Дом как дом; Хорош друг!)

      Жанры речевого общения: беседа, разговор, рассказ, просьба, предложение, спор, совет, записка.

Ексика разговорной речи отличается большей выразительностью: удружить, улепётывать, бузить, вытворять, тормошить, надуть, приналечь, филонить, задавала, оборвыш, болтушка, мобила, корявый, шаляй-валяй, латать.

      Слова разговорной речи образуются иногда необычным способом, носят характер индивидуального употребления: засебячить (квартиру), присоюзиться (присоединиться), граммулька, граммулечка, киношный, киношно звучит, по-киношному, очаровашки. Широко используется метафоризация общеупотребительных слов: гусь (о ненадёжном, плутоватом человеке), кубышка (о полном малорослом человеке). Разговорными являются многие фразеологизмы: ещё конь не валялся (ничего не сделано), водить за нос, душа в душу.

III.1) Выполнение упр. 243, 246, 251 (I, II).

 Пользуйтесь  толковым словарём и цифрами для обозначения функционально-стилистической характеристики слов: 1- общеупотребительные, 2- разговорные, 3- просторечные, 4- жаргонные (жаргонизмы), принятое в «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова (СПб., 2000). Например: Балдеть3, дурнота1, дурнушка2- некрасивая, мобила4, мобильник2, мобильный1 телефон, очуметь3,очугунеть2,очутиться1,очухаться3,ошарашить2,обшарпанный3,старческий1, старушонка3,старушечий1, фотка2,фотография1, фото2, хаять3, шляпа1-головной убор, шляпа2 - вялый, неэнергичный, ненаходчивый человек.

2) Упр. 244, 247 - комплексный разбор текста: речеведческий, синтаксический - разбор реплики Барона, морфологический  - всех служебных частей речи.

3) Упр. 152.

4) Перепишите слова, группируя их в зависимости от места ударения в слове: АгЕнт, алфавИт,боЯзнь, диспансЕр, дремОта, жАворонок, истерИя, квартАл, магазИн, намЕрение, недоИмка, партЕр, петлЯ, плАнер, созЫв, танцОвщица, тЯжба, фенОмен, цемЕнт, экспЕртный.

5) От данных существительных образуйте полные  прилагательные, запишите их и обозначьте ударный слог: Август, биржа, девица, знак, кедр, кремень, лазер, мизер, мозаика, мускулы, пасквиль, пихта, планер, подросток, поиск, привилегия, слива, Украина, характер, шёлк, эксперт.

6) Построение текста. 

Напишите сочинение на тему «Разговор с самим собой», используя (по вашему выбору) один из вариантов языковых средств: публицистического стиля, языка художественной литературы, разговорной речи.

7) Вопросы учащимся по теме урока:

- Почему разговорная речь не является функциональным стилем? (Она многофункциональна, обслуживает разные сферы общения - и повседневную, бытовую, и научную, и сферу производства, и сферу общественных отношений. Она не закреплена за каким-то одним видом деятельности человека. Кроме того, конкретные, специфические признаки разговорной речи настолько разнообразны, что на поддаются точному, строгому описанию. Нередко они носят индивидуальный характер, выходя за рамки каких-либо лингвистических обобщений. Нормы и правила разговорной речи не фиксируются. Основная её форма - устная. Функциональные же стили существуют и в устной, и в письменной форме, имеют достаточно определённые нормы и правила на всех уровнях языковой системы - фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом).

- Какой другой разновидности русского литературного языка противопоставлена разговорная речь, разговорный язык?  По каким признакам? ( Книжному языку, книжной речи, где нормы и правила строго фиксированы. Книжная речь - по преимуществу письменная, разговорная - устная.

- Каковы разновидности книжной речи? (Это функциональные стили и язык художественной литературы.) книжная речь может функционировать и в устной форме - доклад, лекция, радио- и телепередачи.

 IV. Домашнее задание для трёх уроков:

1) Рассказ о разговорной речи, её признаках, стр. 183-184,189. Упр.245 (слово «рыло» в данном контексте общеупотребительное, в переносном же значении - грубое). Упр. 249 (для взаимопроверки).

2) Упр. 253 (для оценки).  Выполнить все задания по индивидуальным планам повышения грамотности.

3)  Упр. 178, 250.

Урок № 34

Тема: Диктант

Задача урока: проверить состояние письменной грамотности уч-ся, их знаний по некоторым вопросам грамматики с целью организации дальнейшей целенаправленной работы учащихся по устранению конкретных ошибок.

ХОД

Диктант с грамматическим заданием, вариант 2-ой, стр.125: Книга для учителя. Русский язык  10-11 кл., А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Части речи" 7 класс

Открытый урок проведён в рамках районного семинара завучей....

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...