Методическая разработка по русскому языку в 5 классе по теме «Приставка».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!

Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.

 В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

                                                                    К.Чуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_5_klass.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку в 5 классе по теме «Приставка».                                                   

Цели:

 Образовательные:

*подвести к пониманию приставки как значимой части слова;

*отработать навык выделения приставок в слове;

*продолжить формирование представления о морфемах.

 Развивающие:

*развитие орфографической зоркости;

*развивать интерес к языку и речевому творчеству.

Воспитательные:

*воспитывать любовь к природе, ее обитателям;

*развивать умение контролировать себя во время работы (осанка).

Оборудование: презентация, карточки с заданиями  для самостоятельной работы, учебник.

                                   

                                 Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к учебе.

Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила вежливости на уроке.

   1.На уроке будь старательным,

       Будь спокойным и внимательным.

    2.Если хочешь отвечать,

        Надо руку поднимать.

         В стране родного языка

          Не все известно нам пока.

          Но путешествовать начнем

          И сами до всего дойдем.

Открыли тетради.

Слайд 1.

Двадцать первое января.

    Классная работа.

2.Словарная работа.

Слайд 2.

(Изображения: конфета, корзина, костюм, пианино, гитара, велосипед).

-Записать слова в столбик.

-Поставить ударение, подчеркнуть непроверяемые гласные.

-Образовать с помощью суффикса однокоренные слова и записать их. Суффиксы выделить.

3. Проверка словарной работы.

4.Фронтальный опрос.

 Слайд 3.

-Какие морфемы вы знаете?

-С помощью каких морфем образуются новые слова?

-Для чего служит окончание?

-В определениях корня и суффикса есть слово «значимый». Как вы понимаете это определение?

-Как вы думаете, приставка это значимая часть слова?

(Да, потому что с помощью приставки образуются новые слова). Правильно.

Давайте докажем это. Итак, над какой морфемой мы сегодня будем работать? (Над приставкой)

5.Сообщение темы урока.

Слайд 4.

               Тема: Приставка.

Слайд 5.

   Приставки придают русской речи столько                        богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

                                                                    К.Чуковский

Обратимся к эпиграфу. О какой морфеме говорит К.Чуковский? Почему ее называют значимой частью слова? Как вы думаете, есть ли приставка у самого слова ПРИСТАВКА ? (Есть, она употребляется в значении «присоединения», приставляется к другой морфеме- корню).

6.Наблюдение над приставками.

Исследовательская работа по учебнику. Стр. 21, упр.416.      

Прочитайте отрывки из сказки. Кто помнит, как называется эта сказка? Найдите и выпишите из упр.416 слово с приставкой В-  .(входят) Как вы думаете, что обозначает эта приставка?(движение внутрь)Найдите  слово с приставкой ВЫ-.(выезжают) Запишите . Какое она имеет значение?(движение откуда- либо, изнутри)

Слайд 6.

Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В- .

Вбежать- выбежать

Внести- вынести

Входить- выходить

Как называются такие слова?

Прочитайте слова 1столбика.  Назовите приставку. Какое значение она придает словам? Прочитайте слова 2 столбика. Какая приставка в этих словах? Чем слова отличаются? (Разные приставки) Да, по составу эти слова отличаются только приставками. Значит, приставка может изменять значение слова на противоположное. Как называются такие слова? (Антонимы).

Обратимся к учебнику. Найдем в упр. 416 слово с приставкой ПРИ - .(Приближался) Что обозначает эта приставка? (Приближение). Запомните, если слово обозначает приближение, пишется приставка ПРИ- .  Приведите 3 примера с этой приставкой и с этим значением. Запишите. Приставку выделите. (Проверить).

Многие приставки имеют 2 и более значений.

Слайд 7.

Отдежурить                  Оттащить

 Отработать                   Отплыть                                      

 Отзвучать                     Отклеить          

 

Давайте прочитаем  слова по столбикам, назовем приставки и их значение.

(1-окончательное выполнение действия, 2- движение в сторону). Итак, какие выводы о приставке мы можем сделать? (Приставка- значимая часть слова. Она образует новые слова.)

-Ребята, где в слове стоит приставка?

-В начале слова.

-А вы знаете, что приставка иногда играет с нами в прятки.

Слайд 8.

          Водопровод

          Газопровод

          Громоотвод

Что вы можете сказать об этих словах? (Сложные существительные, в них 2корня. Но кроме соединительной гласной перед 2 корнем стоит приставка).

Какой вывод сделаем?(Приставка может стоять в сложных словах перед 2 корнем)

Физминутка.

Я называю слова. Если в слове есть приставка, то вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх. Если приставки нет- руки на пояс.

Подбежал, замок, унесла, дорога, запели, выход, лесной.

7. Закрепление.

Самостоятельная работа с текстом. (Текст у каждого на парте)

Наполняется жизнью зимний лес. Вот постучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Задания к тексту:

1. Определите стиль речи.

2. Найдите  глаголы с приставкой, приставку выделите.

3. В выделенном предложении подчеркните грамматическую основу.

Работы сдают на проверку в конце урока.

8. Игра «Найди приставки». Слова с приставками выписать в 1 столбик, без приставок во 2.

Слайд 9.

Ворваться, воевать, вогнать.

Добраться, домашний, доброта.

Предвидеть, предмет.

Заработок, зарево.

Сотрудник, соловей, соединит.

Работа проверяется.

9.Слайд 10. Закончи пословицы.

С кем поведешься, от того и… . (наберешься)

Что посеешь, то и … . (пожнешь)

Из песни слова не … . (выкинешь)

Выше головы не … . (прыгнешь)

Найдите слова с приставками, выделите их.

Пропущенные слова вставляем устно. По щелчку заканчиваем предложение.

Списать, выполнить задание.

10. Итог урока.

-Что такое приставка?

-Что нового вы узнали о приставках?

-Не ошибетесь ли при определении приставки?

11. Слайд 11.Д/з упр.417.

Слайд 12.

МОЛОДЦЫ.

        

                       

  Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....