Урок по теме "Разграничение частиц не и ни"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Беликова Людмила Ивановна

Урок по теме "Разграничение частиц не и ни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_ne_i_ni.doc42.5 КБ
Office presentation icon razgranichenie_ne_i_ni.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: « Различение  частиц не и ни »

Цели урока:

-закреплять умение выбирать нужную частицу в соответствии с ее значением и ролью в предложении;

- развивать творческие способности учащихся;

- формировать художественное мировоззрение учащихся

                                            Ход урока

  1. Сообщение учителя о целях и задачах урока
  2. Устный опрос

-Рассказать о правописании частиц не и ни

      3. Давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха.

Слайд 2 Портрет Н. К. Рериха

Имя великого русского художника Н. К. Рериха занимает почетное место в истории отечественной и мировой культуры 20 столетия. Его творчество столь многогранно, а достижения столь велики, что не могут не вызывать удивления и  восхищения. « Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях»,- так сказал о художнике сибирский ученый Окладников.

Н. К. Рерих известен всему миру прежде всего как художник, но в мировую культуру он внес большой вклад еще и как писатель, археолог, путешественник, философ, общественный деятель.

Рерих оставил большое художественное наследие. Его кисти принадлежат более 7000 полотен, многие из которых находятся в лучших музеях мира, остались его книги, очерки, статьи, дневники.

В 1923  Николай Константинович Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию. Уникальные археологические, ботанические, геологические, этнографические коллекции были собраны во время этой экспедиции, более 500 картин и этюдов, посвященных Гималаям, были созданы художником.

Гималаи – высочайшая горная система Земли. Длина – 2400 км., ширина – 350 км. Самая высокая гора Джомолунгма (Эверест) -8848 м.

. Ему довелось побывать на многих вершинах, но особое отношение сложилось именно к Гималаям, к этому «Великому Храму Природы». Когда Николая Константиновича спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» - он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух».

Слайд №3, 4, 5, 6, 7

Перед нами картины Н. К. Рериха из серии «Гималаи»
Николай Константинович в полном смысле слова живет горным миром. Он наблюдает его во все часы дня и ночи и изображает его на своих полотнах. Ранним утром пишет он восход, когда снега загораются ослепительным светом в предрассветной мгле.

Запечатлевает он и яркую феерию заката, когда бесконечные горные гряды, подобно волнам моря, становятся лиловыми в лучах заходящего солнца. Перед зрителем проходит вся гамма настроений горного мира

Краски на картинах Рериха богаты удивительными оттенками, они ярки, разнообразны, необычны. Неслучайно первый космонавт мира Юрий Гагарин, глядя из космоса на нашу землю, записал в бортовом журнале: "Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха".

  Вспомним одно из преданий «О происхождении Гор». «Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». И Создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением».

Работа с текстом.

Слайд № 8 Прочтем текст

Кто (н_) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?

        Кто (н_) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным. (Н_) раз замечено, что горы, изображенные на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н_) разу (н_) проводилось никаких исследований. (Н_) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н_) запретить, (н_) спрятать искусство (н_) удастся никому.

Вставим пропущенные буквы, объясним написание частиц не и ни

Вопросы по тексту:

- Докажите, что перед вами текст.

- Определите тему  текста, придумайте заголовок.

-Вставьте пропущенные буквы.

4.Укажите строки, в которых пропущена частица НИ

Вариант 1

  • 1.(Н_)один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
  • 2.(Н_) одного мгновения не хочется терять.
  • 3.Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
  • 4.Что (н_) говори, горы всегда прекрасны.
  • 5. Сколько (н_) смотри на это чудо, оно никогда не надоест.
  • 6. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
  • 7 И (н_) разу восхождение не было легким.
  • 8. Вокруг (н_) души.
  • 9. Равнодушно относиться к горам не могут (н_) начинающие, (н_) опытные альпинисты.

Вариант 2

  • 1. В предрассветной тишине не слышно (н_) звука.
  • 2.Ощутить себя частичкой мироздания дано (н_) каждому.
  • 3.(Н_) славы, (н_)денег не требуют отважные путешественники.
  • 4. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.
  • 5. Но (н_ ) один из них не смог превзойти своим мастерством Н. Рериха.
  • 6. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
  • 7.На подготовку к восхождению уходит (н_) один день.
  • 8. Тот, кто побывал в горах, (ни) разу не пожалеет о проведенном времени.
  • 9. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.
  1. Составьте текст. Легко ли описать картину, на которой изображены горы? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников, и поэтов.

     Когда я  вижу горы, то (н_) могу__________________.

  • (Н_) одно столетие________________. (Н_) ветер, (н_) солнце не властны_________________________.
  • Даже человек, сколько бы (н_)пытался ______________________, не способен ___________
  • _____________. Горы – это непостижимая тайна, и (н_) один из нас не __________________.

  6. Работа по развитию речи. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

     А) Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.

(Подсказка: нарушения словообразования)

Ключ

Нельзя не восхититься торжеством красоты

Б) Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)

Ключ

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.

В) Рассматривая картины Николая Константиновича Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

( Подсказка: ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом)

Ключ
Рассматривая картины Николая Константиновича Рериха, мы мечтаем оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

7. Подведение итогов занятия. Сегодня мы не только потренировались в разграничении не и ни. Мы словно побывали в картинной галерее и познакомились с картинами Н. Рериха, на которых изображены горы. Ни один человек не забудет это чудо природы. Он не раз будет вспоминать о нем. И сколько бы ни смотрел человек на горы, они все равно для него  останутся загадкой.  «Горы зовут тех, чья душа им по росту" (В.Л. Белиловский)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики "Элементарные частицы" 11 кл.

Данная презентация является лишь дополнением к основному материалу, изучаемому на уроке. В презентации также содержатся сведения об адронном коллайдере....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обобщающе-повторительный урок по теме "Частицы"""

В данной презентации представлены слайды для каждого этапа урока....

Проект урока «Лично-предикативные частицы. Нюурай зүйр үгэнүүд»

Хэшээлэй темэ: Лично-предикативные частицы. Нюурай зүйр үгэнүүд.Хэшээлэй түхэл: хэшээл - наадан,комбинированнаЦели урока:1.    Познакомить с лично-предикативными частицами и с их синтак...

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок мужества "Мы, частица твоя, опаленный войной, Ленинград!"

Мероприятие «Мы, частица твоя, опаленный войной, Ленинград» - это урок мужества, посвященный детям блокадного Ленинграда. В разработке использован исторический материал, видеохроники блокадного Ленинг...

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку по теме "Частица"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе Разумовской по теме "Частица"...