Урок мужества "Мы, частица твоя, опаленный войной, Ленинград!"
методическая разработка (6 класс) по теме

Шамионова Светлана Владимировна

Мероприятие «Мы, частица твоя, опаленный войной, Ленинград» - это урок мужества, посвященный детям блокадного Ленинграда. В разработке использован исторический материал, видеохроники блокадного Ленинграда, видеосъемка рассказа ветерана Великой отечественной войны о блокадном Ленинграде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.rar16.64 КБ

Предварительный просмотр:

ХМАО-Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Урок мужества

«Мы, частица твоя, опаленный войной, Ленинград!»

Составила: учитель физики

МБОУ «Ватинская ОСШ»

Шамионова С.В.

2013 г

Урок мужества

«Мы, частица твоя, опаленный войной Ленинград!»

Вид мероприятия: познавательное.

Форма проведения:  беседа.

Краткое описание: мероприятие «Мы, частица твоя, опаленный войной, Ленинград» - это урок мужества, посвященный детям блокадного Ленинграда. В разработке использован исторический материал, видеохроники блокадного Ленинграда, видеосъемка рассказа ветерана Великой отечественной войны о блокадном Ленинграде.

Педагогические возможности: данное воспитательное мероприятие способствует

-  формированию общечеловеческих ценностных отношений к окружающему миру;

- формированию  социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством  национальной гордости, гражданского долга, любви к Отечеству, своему народу.

Рекомендации: данное воспитательное мероприятие рассчитано на детей 10-12 лет. Проводится  с группой детей (классный коллектив). Это мероприятие можно использовать  для реализации патриотического направления воспитания. Возможная подготовка: подбор детской литературы по данной теме, оформление кабинета (драпировка сцены, живые цветы, рисунки детей, фотографии военных лет).

Рекомендуемая литература:

1. Венок славы. Антология художественных  произведений о Великой Отечественной войне. В 12 – ти  т. Т. 3. Подвиг Ленинграда/ Сост. П. Карелин. – М.: Современник, 1987.

2. Поляновский Э.Л.  Столько лет спустя. – М.: Политиздат, 1985.

3. Мультимедиа диск по истории России «От Берлина до Рейхстага».

4. Стихи о Великой отечественной войне.


И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

А. Твардовский

1. Вступительная беседа.

 - Добрый день, дорогие ребята! Мне приятно, что сегодня мы с вами будем общаться.

-  Что такое счастье?

- Счастье – это когда у тебя все хорошо, когда папа и мама рядом, когда никто дома не болеет, когда на улице светит солнышко.

- Хорошо ребята. Сколько ответов сразу. А каким должен быть  земной шар?

- Зеленым, добрым, теплым. Чтобы всем всего хватало, чтобы дети всей планеты были счастливы.

- Как вы думаете, ребята, а каким должен быть мир детства?

- Ярким, добрым, веселым, в нем должно быть много игрушек.

- Какие вы молодцы.

- А теперь задумайтесь на минутку  и ответьте,  что для вас самое страшное на земле?

- Война.

- А что для вас война? Как вы понимаете это слово?

- А какими словами  мы можем описать страдания людей?

- Горе, слезы, беда.

- Да, эти слова действительно символизируют людские страдания. Война – это горе, война – это слезы, война – это трагедия, о которой нельзя забывать.

Война – жесточе нету слова

Война – печальней нету слова

Война – святее нету слова

В тоске и слове этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

2. Рассказ о блокадном  Ленинграде.

Многовековая история человечества знает немало примеров, когда города и даже целые государства, создававшиеся веками, завоевывались и уничтожались, обращались в прах за несколько недель и даже дней. Но у нас есть памятники, которые символизируют непобедимость. Их не коснулась рука художника, архитектора или скульптора, эти памятники – от слова «память» - создала война. Сталинградский «дом Павлова», одесские катакомбы,  изрешеченный осколками и пулями  вагон, который стоит на окраине Новороссийска и дальше которого  фашисты не прошли. И целый  город-памятник: Ленинград.

8 сентября 1941 года  - первый воздушный налет. В этот фашисты обрушили 6327 бомб. В этот день,  они разрушили Бадаевские склады, в которых хранились основные запасы продовольствия.

К бомбежкам и обстрелам ленинградцы привыкли -  прятались больше по привычке. Наступили  испытания еще более страшные. Зима пришла рано и выдалась суровой. Кончился бензин, встал транспорт. Замерз водопровод, за водой брели на Неву. На осажденный, блокированный Ленинград обрушился голод – пытка, ни с чем  не сравнимая.

Они знали, что победят, были уверены, что победят, они не знали только – какой ценой достанется эта победа. Одна треть умерших и погибших – это еще не высшая мера пережитого. В те годы в Ленинграде для того,  чтобы выжить, требовалось больше мужества, чем умереть. Люди работали по 16 – 20 часов в сутки, каждый считал, что он – последний и заменить  его некому. Те, кто уже не мог стоять у станка, привязывались ремнями к опорам, архивы сохранили фотодокументы: люди висят на ремнях и работают. От этих людей не зависела их собственная жизнь. От  них зависело только одно: выстоять!

Город жил. Работала оперетта, библиотеки.  Люди мыслили, творили, дети, голодные дети,  посещали школы и учились.

Мы победили не только силой оружия, но и духовностью. Да, мы победили  еще и духовностью. Война  калечила, убивала человека, но не смогла убить в нем  человеческое.

Видеофрагмент выступления ветерана Великой отечественной войны.  

3. Рассказ о детях блокадного Ленинграда.

Судьба познакомила меня с очень интересным человеком. Он ветеран войны, а живет в городе Нижневартовск. Его зовут Эстрин Исаак Матвеевич. У него, как и у всех детей блокадного Ленинграда, была очень тяжелая судьба.

Родился он 28 июня 1931 года в городе Ленинграде. Когда началась война,  ему было 10 лет. Во время блокады в феврале - марте 1942 года он потерял  всех близких родственников (13 человек). Первой умерла мама, а потом бабушка, с которыми он жил. Отец у него умер во время Финской войны в 1940 году. Он остался один и был распределен в детский дом № 31. В августе 1942 года он был эвакуирован в Ярославскую область. В январе 1943 года, после  частичного снятия блокады Ленинграда, его обратно отправили в Ленинград, там не хватало рабочих рук. Но приемная комиссия его не взяла, так как ему не было 14 лет. И тогда он ушел на фронт. Исаак Матвеевич служил в 618 отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе 23 Армии Ленинградского фронта и зачислен воспитанником-разведчиком взвода управления. Так же, как и другие солдаты, нес службу на вышках, определял визуально и приборами наличие вражеской авиации в воздухе, корректируя работу артиллеристов при ведении огня. Он участвовал  при освобождении города Выборга. В январе 1945 года их часть переправили в Кенигсберг (ныне Калининград), где проходили ожесточенные бои, оттуда в апреле 1945 года – направлен в Чехословакию, где в дороге и встретил День Победы!

У Исаака Матвеевича очень много воспоминаний о войне. Нельзя слушать эти рассказы без волнения в душе, без трепета в сердце, без слез на глазах. Война отняла у него все: родных и близких ему людей, детство. Он рано повзрослел.

Наверно, все дети войны по праву могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили тысячи зажигательных бомб, брошенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, ловили шпионов и диверсантов. И они были равными со своими  отцами и матерями в том поединке благородства, когда старшие  старались незаметно  отдать свою долю пищи младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

У Исаака Матвеевича есть военные награды: медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За освобождение Выборга», медаль «За  взятие Кенигсберга», Орден Отечественной войны, медаль «Георгий Жуков».

Сейчас это пожилой и уважаемый человек, и очень трудно себе представить, а тем более понять, как он 13-летним ребенком ушел на фронт. Сейчас Исаак Матвеевич помогает воспитывать внуков, часто встречается  со школьниками, каждый год 27 января ездит в Ленинград на встречу с однополчанами. В этом году Исаак Матвеевич похоронил последнего однополчанина. Очень любит фронтовые песни, часто вспоминает три любимые: «Ленинград», «Мама», «Синий платочек». Об этой песне он рассказывал: «Клавдия Ивановна Шульженко пела в блокадном Ленинграде свой знаменитый «Синий платочек».

Однажды она попросила зрителей не аплодировать. Шульженко пела  на одном из заводов в пролете цеха. Зрители разместились тут же. После первой песни она увидела, что ей аплодируют. Увидела, потому что рукоплесканий  почти не было слышно: у людей не осталось сил аплодировать громко. Певица сделала жест рукой, прося прекратить всякие хлопки. Она понимала, что людям нужно беречь остатки драгоценных сил для работы». Песня  помогала на фронте, она спасала людям жизни.  Она в войну не только обрела силу, но и сама стала источником силы.

Видеофрагмент выступления ветерана ВОВ.

Музыкальное сопровождение.

Исаак Матвеевич, как и многие дети блокадного Ленинграда, рос в детском доме. Я расскажу несколько историй о детях детского дома № 31, в котором провел полгода и Исаак Матвеевич, о детях, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В этом детском доме было 100 детей. Из воспоминаний воспитателей:

«Больно было видеть детей за столом. Суп ели в два приема, вначале бульон, а потом все содержимое супа. Кашу или кисель намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали их в спичечные коробки. Хлеб дети могли  оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались  тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину».

«Вот перед нами чудный мальчик, его имя Эрик. Дети и взрослые любят его за исключительную нежность, которую он  проявляет ко всем. Но Эрик не любит никаких занятий. Молчаливый, он часто подходит к окну или выходит на балкон. Его взоры сейчас же устремляются на противоположный дом, откуда его привезли и где он потерял маму. Однажды во время дневного сна Эрик, закрывшись с головой, тихо заплакал. Воспитатели встревожены – не болен ли ребенок. Но Эрик объясняет: «Я вспомнил, как у нас мама умерла, мне жалко ее, она ушла за хлебом рано утром и целый  день до ночи не возвращалась, а дома было холодно. Мы лежали в кроватке вместе с братом, мы все слушали  - не идет ли мама. Как только хлопнет дверь, так и думаем, что это наша мама. Стало темно, а мама наша все не шла, а когда она вошла, то упала на пол. Я побежал через дом и там достал воды и дал маме воды, а она не пьет. Я ее на кровать притащил, она очень тяжелая, а потом соседки сказали, что она умерла. Я так испугался, но я не плакал, а сейчас не могу, мне ее очень жалко».

Символом детского горя, символом всей трагедии войны, стал дневник Тани Савичевой из Ленинграда.

Видеофрагмент о  дневнике Тани Савичевой.

Поэт Юрий Воронов, переживший блокаду, написал: «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом - паспорта».

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

4. Минута молчания.

Много солдат,  много мирного населения, детей погибло в годы Великой отечественной войны. Все, что мы сейчас имеем, все, что для нас свято, - создано, сохранено, оплачено кровью целого поколения. И нам в наследство переданы лучшие черты характера – совесть, мужество и честь.

Вечная слава погибшим героям! Прошу почтить память погибших минутой молчания!  Прошу сесть.

С момента окончания войны прошло почти 70 лет. Дети войны, дети блокадного Ленинграда, сегодня старики, почетные ветераны, убеленные сединой. Каждый год война отодвигается все дальше и дальше и ветеранов становится все меньше и меньше. Давайте вглядимся в эти лица, в лица людей, прошедших войну, в лица победителей.

Показ презентации «Мы, частица твоя, опаленная войной, Россия!»

Стихотворение А. Твардовского:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

Сегодня мы вспоминали  героев блокадного Ленинграда. Исаак Матвеевич – это ребенок, который рано повзрослел, это человек, который прошел в детстве через все самое ужасное, что только может быть. Война ни с кем не считалась. Она  приносила много горя, много страданий. Война все отнимала.

5. Заключительная беседа. Музыкальное сопровождение.

Ребята, давайте теперь представим, что вы находитесь в студии. И вас снимают в телевизионной передаче. У вас есть минута, для того чтобы сказать пожелания ветеранам. Чтобы вы сказали?  

Ответы детей:

-Хотим пожелать крепкого здоровья, счастья. Хотим сказать спасибо вам за Победу!

Я вам предлагаю написать письма Исааку Матвеевичу. Если каждый из вас напишет письмо, то это будет великое дело.  В нем вы можете писать о своих впечатлениях, о том, что вы чувствовали, когда слушали рассказ о нем, можете написать пожелания, а можете просто поздравить с наступающим Днем Победы. А я ваши письма передам ему обязательно.

Мы с вами живем в мирное время.  У нас над головой чистое голубое небо, мы с вами можем радоваться каждому дню, каждой минуте, каждой секунде. Мы можем запросто идти по улице никуда не торопясь, любуясь солнцем, небом, весной. И иногда мы даже не осознаем того,  какие же счастливые. Как же нам повезло, что мы сейчас живем на белом свете.

Сейчас в мирное время, вас ничего не тревожит? Везде ли в мире спокойно? Все ли люди живут счастливо, не зная бед, слез, горя?

Даже сейчас идут войны. Например, была война в Афганистане, Чечне, в Ираке. Сейчас много террористических актов, погибает очень много людей. А страдают больше всего дети, потому что они самые беззащитные.

Да ребята, вы правы, даже сейчас идут войны. На земле погибает каждый день очень много детей, взрослых. Много семей льют слезы по невинно убитым дочерям, сыновьям, мужьям, женам.  Как вы думаете, почему войны не кончаются?  

Потому что взрослым людям не хватает власти. Потому что они хотят править всем миром. Потому  что взрослые забыли, какая страшная война была в нашей стране, потому что взрослые не понимают, что без войн жить гораздо лучше.

Наверно одна из причин – это отсутствие доброго сердца, сердца лишенного сострадания, жалости. Ребята, какими должны быть сердца?

Сердце должно быть добрым, большим, в нем должно быть много любви.

Ребята, закройте глаза, возьмитесь за руки. И постарайтесь услышать, как бьется ваше сердце. Я думаю, что ваши сердца – это самые открытые, самые чистые, самые правдивые, самые светлые и таких сердец очень много, если они будут биться в один такт, тогда получится Большая, Добрая Сила, которая будет  царить во всем мире.

У Твардовского есть строки: «И нам уроки мужества даны в бессмертье тех, что стали горсткой пыли». Ребята, сегодня мы провели урок мужества. Я надеюсь,  что  ваши  сердца сейчас бились также трепетно, как мое, что  в вашей душе было волнение, как в моей. У детей блокадного Ленинграда, у детей войны не было детства. Они  не знали, что такое счастье. Давайте беречь все, что у нас есть. Помнить, все что было. Помнить для того, чтобы это никогда не повторилось, помнить для того, чтобы быть счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"

Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной"    Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков....

Открытый урок по литературе "Строки, опаленные войной!"

Открытый урок ,посвящен писателям и поэтам, героям Великой Отечественной войны. В разработке урока показаны авторы и произведения во время ВОВ....

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...