Этапы урока | Виды упражнений, деятельность учащихся | Формы работы | Вид УУД. Конкретные виды деятельности |
Организационный этап. | Проверка готовности к уроку, настрой на учебную деятельность. Запись в тетради даты и вида работы. | фронтальная | Регулятивные Волевая саморегуляция. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Формулируют учебную задачу: 1) вспомнить классификацию корней с чередующимися гласными; 2) определить, от чего зависит выбор чередующейся гласной; 3) отработать выполнения алгоритма определения корней с чередованием; 4) отработать орфографические навыки правописания корней с чередованием. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные (общеучебные, логические) Формулировка познавательной цели |
Актуализация знаний.
| Отвечают на вопросы: 1.Дать определение «Корни с чередованием» 2. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? 3.Перечислите корни, зависящие от суффикса А В чём происходит зависимость от суффикса А? 4.Перечислите корни, зависящие от согласного звука Как происходит зависимость? 5Перечислите корни, зависящие от ударения. Расскажите правило 6.Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями | фронтальная | Познавательные Обобщение и систематизация теоретических знаний Коммуникативные Выявление проблемы, принятие решения |
Обобщение и систематизация знаний
| Составляют таблицу «Корни с чередованием гласных». Корни, зависящие от суффикса А | Корни, зависящие от согласного | Корни, зависящие от ударения | Корни, зависящие от смысла | Бир-бер Пир-пер Дир-дер Тир-тер Мир-мер Блист-блест Стил-стел Чит-чет Жиг-жег Им Ин Кас-кос Лаг-лож ИСКЛ! Сочетание, сочетать | Раст-ращ-рос Скак-скоч ИСКЛ! Росток, Ростислав, Ростокино, ростовщик, Ростов отрасль; скачок, скачу | Гор, клон, твор НО Зар, плав ИСКЛ! Выгарки, пригарь, зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь | Мак – макать, опускать в жидкость, МОК – мокрый, пропитанный жидкостью, РАВН – равный одинаковый РОВН – ровный, гладкий ИСКЛ! равнина |
| парная | Познавательные, коммуникативные Систематизация знаний, преобразование информации |
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
| 1. Выполняют тестовое задание А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня". 1) наберут 2) вышивать 3) ровняют 4) закрепить 2. Формулируют алгоритм определения корней с чередованием. | индивидуальная |
|
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы
| Работают со слайдом презентации 
| фронтальная | Регулятивные Контроль своей деятельности по ходу и через результат выполнения заданий
|
Применение знаний и умений в новой ситуации
| Выполняют задания: 1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить. предлагать непромокаемый выбирать заперли намочил заскочить блестит сложение растение сотворение расстилается вычитать подровнять наклонился касание выросли умирать обмакнуть сдерёт скакать протирать заря выращенный сплавлять выжег сравнять 2. Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать. - отдеру, блистательный, растение
- заскочил, намочил, выровненный
- коснуться, зажигать, загорается
- перила, озарение, наклонился
выплавлять, вытирать, вытворять | индивидуальная | Познавательные Поиск и выделение информации |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
| Проверка выполнения заданий по слайду презентации | фронтальная | Регулятивные Контроль своей деятельности по ходу и через результат выполнения заданий
|
Рефлексия (подведение итогов занятия)
| Выполнение сам. работы по карточкам. (см.приложение) Формулировка задания для себя: «Я полностью усвоил алгоритм и вспомнил правила». «Мне надо…» | индивидуальная | Регулятивные Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению) |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
| Слушают рекомендации учителя по закреплению материала, выполнению тренировочных упражнений, получают индивидуальные рекомендации. | фронтальная | Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата
|