Стихи к урокам русского языка
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Каплина Марина Владимировна

Каждый учитель знает. насколько эффективно использование занимательных стихотворений и правил-стихотворений на уроках. Данный материал, надеюсь, поможет в развитии не только  навыков и умений, но и творчества учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_v_stikhakh.doc180 КБ
Microsoft Office document icon stikhi_k_urokam_o_russkom_yazyke.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты немедленно её

Ставь под ударение.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

ВоробЬи, семЬя, жилЬё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

ТридцатЬ, двадцатЬ, десятЬ, пятЬ.

Вместо «шесть» получим шест,

Вместо «есть» напишем ест,

Станут пенками «пеньки»,

Уголками – «угольки»,

«Банька» в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Было «сели»,

Стало «съели»,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак!

Твёрдый знак нам нужен тоже –

Без него писать не сможем:

Съезд, сЪедобный, обЪясненье,

И подЪезд, и обЪявленье.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Зимним днём, зимним днём

На прогулку мы идём.

Ради шутки, ради смеха

Спросим мы лесное эхо:

«Ты на дереве какОМ?»

Отвечает эхо: «ОМ!»

«Ты под кустиком какИМ?»

Отвечает эхо: «ИМ!»

«Расскажи ты это всем!»

Отвечает эхо: «Ем!»

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ спеши!

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши!

У полных прилагательных отчаянье:

Куда-то убежало окончание,

Умчалось, разрешенья не спросив,

И стал вдруг смелый смел   ,

Красивый стал

красив  !

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –е- спрягать нельзя!

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на    –ить,

Исключая брить, стелить,

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

По цели всегда различай предложение:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос в вопросительном (дашь нам ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.

Ты запомни, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Школьник! При разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание:

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права

(В нём слово главное всегда с зависимым шагает!):

Вопрос от главного идёт

И никогда – наоборот!

Одно предложенье простое с другим

Стать предложеньем решили одним.

Простых может три быть, четыре и пять –

Важно их все запятой отделять!

Признак предмета или явления

Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Чей? и какой? – ответы просты

(Лишь не хватает волнистой черты!).

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Сразу отыщешь все ДОПОЛНЕНИЯ!

Вот вопросы: где? куда? как? откуда? и когда?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО в ответ

Никогда не скажет «нет»!

Всё подробно вам расскажет:

Образ действия покажет,

Время, место назовёт

И причину приведёт!

Вам скажет каждый джентльмен:

-Две буквы Н любой порою

Пиши в словах, где –онн- и –енн-,

И только ветреный с одною.

Ему в ответ абориген:

- На Н кончается основа,

К ней прибавляешь суффикс –н- -

С двумя НН получаешь слово!

А в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-

Пишите Н одно, друзья!

Лишь оловянный, деревянный

И стеклянный пишутся с двумя.

Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас:

Родимый край – Отечество – Отчизна!

Как много в них священного для нас!

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный!

Все антонимы всегда

Противоположны!

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы, они похожи:

Груз подаёт подъёмный кран,

И воду льёт в квартире кран.

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю:

Хоть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто

разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой- официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный!

Имена, фамилии,

Клички, города

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!



Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Великий могучий русский язык :)

Великий могучий русский
Язык показал я французу,
А он показал – французский,
А я дал месье по пузу.

Мы в бой с ним вступили близкий,
Катались, вопили, рычали…
Но тут показал нам английский
Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали
И два языка показали.

Он сразу полез с нами в драку,
И в боксе он был неслабым:
Мы с ним показали поляку,
Китайцу и двум араб.

С трудом нас подняли прохожие…
И поняли мы, дураки:
Какие у нас похожие
Великие языки!
(А. Усачёв)

 

Как я переносил слова :)

(Рассказ первоклассника)

 

Мы изучаем перенос.

Вот как слова я перенёс.

"Едва" я перенёс: "Е-два",

Как получил за это "два".

"Укол" я перенёс: "У-кол"

И получил за это "кол".

"Опять" я перенёс: "о-пять".

Теперь, наверно, будет "пять".

 

А как ты думаешь, дружок,

Он получить "пятёрку" смог?

 

Неграмотный пират :)

Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.

Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.

Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.

Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему
полОжить,
ПоложИть или поклАсть?

"Вдруг",- он мыслит, - "На беду,
Клад неверно
покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!"

Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить -
Как же правильно, скажи?

(А. Ерошин)

 

Гну :)

Я видел антилопу ГНУ,
И даже много, не одну.

Толпой бежали эти ГНЫ
И напылили, как слоны.

У водопоя много ГНУВ
Стояли, головы нагнув.

А может, это много ГНЕЙ?
Ну как же их назвать верней?!

(Р. Алдонина )

 

Этимология :)


— Что такое «лирика постельная»?
— Ну, конечно, песня колыбельная!
— Что такое «бабник»? — Знать пора б!
Тот малыш, кто лепит снежных баб.

(В. Берестов)

 

Странный ученик :)

Учитель в печали,
Родные в тоске:
Стоит ученик
Со слезою во взоре —
С ошибками пишет
На классной доске,
Зато — без ошибок
На каждом заборе.

(В. Орлов)

 

Предлоги :)


Сидел прохожий
на скамье,
Держал
в руках кулек.
А
над скамьей сидел скворец,
А
под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий
под,
И тот, что
над, в листве,
Глядели на того, кто
на, —
Верней
на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил
над,
Часть кинул
под,
А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать
у.

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден
от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один
по-над,
Другой полез
из-под
И рядом
с третьим побежал
За, перед —
И вперед!

(М. Яснов)

 

Мини-ликбезик :)

Скажет даже сельский мужичОк,
на невежду поглядев с презреньем:
«О» пиши, товарищ, а не «Ё»,
если эта «О» под удареньем!

С саркастичной миною лица
возразить ты можешь очень тонко:
«Чо ты лечишь??? Держишь за глупца?»
предъявив, как аргумент, печЁнку.

Не полезем в ОРФО-словари —
препарируем начинку слова.
Если кратко — просто в КОРЕНЬ зри!
(это я цитирую Пруткова).

Видишь, в КОРЕНЬ вкрался самурай,
занял за шипящей оборону —
родственное слово подбирай
(а иначе — однокоренное).

Долго эту фишку не мусоль:
будешь далеко небезупречен,
написав печЁнку через «О»,
если есть простое слово «печЕнь»!

ЗакрепИм: бечЁвка — бечЕва,
пчЁлка — от пчЕлы, зачЕсть — зачЁты,
пишешь жЁрнов – вспомни жЕрнова.
Чётко всё и гладко, как по нотам!

Хоть за уши, хоть за что ещё,
если «Е» никак ты не притянешь, —
пистолярь спокойно с буквой «О» —
это будет правильно, товарищ!
(Псевдоним автора: Прозайка )

 

Еёшний и Евоный... :)

Еёшний и Евоный
Гуляли по вагонам:
"Ну, чо, када позвОнишь?"
"Када меня догонишь..."
В транвае сорок первом
ЛюдЯм трепали нервы,
Канпотом не напИлись,
А рассуждать пустились...

Язык, простите, русский
Не выдержит нагрузки...

(Е. Панова-Синченко )

 

Мнемоническое правило :)

Запоминалка для взрослых

Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне
надеть одежду,
То ли мне
одеть Надежду.

(Н. Голь)

 

Ударение :)

Я ударенье ставлю, где хочу,
И смысл получается иначе...
Сначала я валютой
заплачУ,
Потом я пожалею и
заплАчу.

(Н. Ярославцев )
 

 

Причастный обормот :)

Был хорошистом я весь год,
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.

Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.

Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?

Лишь разживусь я запятой
(Ведь я их не ворую),
Как он уже бежит от той
И требует вторую.

Из книжки рвётся обормот
И шепчет прямо в ушки:
"Ты посмотри, я вот, я вот,
Поймай-ка запятушки!»

Он издевается и рад,
Что я такой несчастный.
Ох, у него еще и брат,
Но тот – Деепричастный…

(Н. Иванова)

 

Точка с запятой :)

Горестно, в одиночку,
Точка б кончала строчку,
Если б у точки той
Не было запятой.

(Ал Еф )

 

Знаки препинания :)

Как-то где-то Точка,
Завершая строчку,
Гордо заявила:
"Я большая сила -
В некотором смысле
Формирую мысли!"

"Эта Точка, кто такая?" -
Запищала Запятая:
Чьё важнее мнение
При перечислении?"

Восклицательные знаки
Возмутились: "Враки! Враки!"

"Суета - всё", - как философ,
Подытожил Знак вопроса.

"Верно," - Точка с запятой
Подтвердила: "Спор пустой.
Хватит препинаться,
Следует признаться:
В дебрях пунктуации
Нам не разобраться, и
Как же можно детям
Заниматься этим?!"

(Ал Еф )

 

Валентинка учительнице русского языка :)

... Я тебя одену в ПАДЕЖИ,
на плечах — НАРЕЧИЯ — шиншиллою.
Станешь ты в ЭПИТЕТАХ кружить,
называться ЛАСТОЧКОЮ МИЛОЮ.

На тебе теперь одна ЛЮБОВЬ,
из одежд. (КАК ЭТО ВОСХИТИТЕЛЬНО!)
Я тебе нарвал сегодня вновь,
вместо яблок, СПЕЛЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
(Автор: И. Ильх )

 

О пользе словарей :)

Сижу, размышляя о бренности жизни,
Листая объемный толковый словарь.
Как вдруг – не иначе, чтоб сделать сюрприз мне –
Вползает огромная серая тварь.

Бесшумно ступают все шесть ее ножек
И гордо взметнулись в пространство усы.
Я знаю: никто мне сейчас не поможет,
Поскольку двенадцать пробили часы.

Квартира в молчании, спят домочадцы,
И мир, словно замер в трагический миг.
И серую тварь (да простят граммар-наци*)
С размаху луплю я ценнейшей из книг.

Увесистый том подавил противленье.
Победа за нами – разогнана тьма.
Восславься словесников чудо-творенье,
Лингвистики светоч и кладезь ума!

(Не Амина )

 

Тосты :)

 

Не вырвали ни плаха и ни дыба
Язык России – нашу богородицу.
Кириллу за кириллицу спасибо,
Мефодию спасибо за мефодицу!

 

***

Вышло чтоб лицо из рыла
И не жизнь была – мелодия,
Выпьем рюмку за Кирилла,
А вторую – за Мефодия!

(Е. Запяткин)

 

Нюрины дебаты :)

(О засилии иностранных слов в современном русском языке)

Агафье говорила Нюра:
- Чудесна нынче
конъюнктура,
И мой
опинион таков,
Что есть немало женихов.
Но, хоть я этому и рада,
дифференцировать их надо,
Давай, Агафья, мы вдвоем
По ним
дебаты проведем.
Во-первых, исключим из
квоты
Тех, у которых нет работы
Или валюты в банке нет,
А есть с нуждою
паритет.
И тех, кто ростом слишком мал,
Пусть и имеет капитал.
Но
финишируем вступленье -
Начнем само перечисленье:
Варфоломей еще студент,
Он не создаст
истаблишмент,
Ивана я не уважаю,
Ему
импичмент выражаю,
И мне не нравится Семен -
спонтанно нелоялен он,
А
трансформировать Павлина
Весьма опасно в семьянина.
Зато Василий мной любим:
Есть у меня
консенсус с ним!
(Е. Бергер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)Провели урок учитель, библиотекарь. Задачи: образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;развивающая: ра...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

РИФМОВКИ И СТИХИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 Работа со стихотворениями и рифмовками при изучении английского языка совершенствует произносительные навыкию В зависимости от поставленной задачи поэтические произведения можно использов...

Стихи- запоминалки по русскому языку

" Шпаргалки" облегчат запоминание орфограмм и сделают обучение веселее...

Сборник физкультминуток в стихах на уроках русского языка и развития речи для учащихся 5 – 6 классов

     В режиме дня школьников предусмотрена организация и проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий.     Для улучшения адаптации к учебной де...