Обучение составлению текста поздравления.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

1.Познакомить учащихся с особенностями построения текста поздравления;

2.Закрепить понятие композиции поздравления;

3.Развивать навыки составления текста поздравления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon merkulova.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Черемшанская кадетская школа - интернат»

муниципального района

 Республики Татарстан

Урок на тему: « Обучение составлению текста поздравления»

Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Меркулова Елена Леонидовна

Введение

Важнейшей задачей обучения русскому языку в современных условиях является не только обучение учащихся лингвистически грамотной устной и письменной речи, но и развитие у них высокой речевой культуры.

Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, используя при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и умело использует все возможности интонации.

Большинство учащихся обладают низким уровнем речевой культуры. Они не имеют логично и грамотно выражать свои мысли и чувства. Задача учителя – развить, обогатить и совершенствовать речь учащихся. На современном этапе развития образования по русскому языку предусматривает изучение такой темы как « эпидейктическая речь », в которой изложены правила построения поздравительных текстов.

Учащиеся часто находятся в ситуации, когда им надо кого-то интересно поздравить, но не знают, как это сделать.

Я считаю, что данный проект урока по развитию речи поможет в решении этой проблемы.  Цель урока:  научить учащихся правильно составлять текст поздравления.

Урок развития речи: «Обучение составлению  текста поздравления»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями построения текста поздравления;
  2. Закрепить понятие композиции поздравления;
  3. Развивать навыки составления текста поздравления.

Оборудование:

  1. Словари
  2. Слайд
  3. Тексты ( образцы)

Предварительная работа: индивидуальная работа со словарями.

  Ход урока

Учитель – тема сегодняшнего урока – поздравление. Мы будем учиться писать поздравление человеку, который спас кого-то на пожаре. А знаете ли вы, что такое поздравление?

Ученики- это открытки, телеграммы, СМСки.

Учитель- Значение слова « поздравление» вы должны были посмотреть по толковому словарю.

Ученица – Поздравление – это приветствие по случаю чего- нибудь приятного, радостного. Поздравления с праздником, с днем рождения.

Ученик – Слово « поздравление» произошло от слова « поздравить». Оно заимствовано из славянского языка, буквально означает « пожелать кому –то быть здоровым».

Учитель – Первые поздравления в форме похвальных речей были составлены в Древней Греции для нужд граждан: свадьбы, рождение детей, хвала воинам. Произносились они на торжественных праздниках. Некоторые даже посвящались мышам, комарам, попугаям.

Поздравления могут быть в стихах и прозе, серьезные и смешные ( но всегда очень доброжелательные) и на все случаи жизни: государственные и профессиональные, семейные и религиозные праздники, чествования победителей. А приходилось ли вам кого- то поздравлять?

Ученик – Маму, папу, бабушку, родных, друзей, учителей.

Учитель – Какие затруднения вы испытывали? Как вы думаете почему?

Ученик – Не знали что написать, какие слова подобрать. Текст получался очень коротким.

Учитель – Таких трудностей у вас больше не будет, так как сегодня мы будем учиться писать поздравления по правилам эпидейктической речи.

Эпидейктическая речь- речь на случай, речь торжественная, которая произносится в особых речевых ситуациях, на юбилеях, вечерах, съездах, праздниках. Это похвала лицу или всему коллективу. Чтобы правильно составить поздравительную речь необходимо знать, из каких частей она состоит.

Ребята, перед вами лежит текст. Давайте его прочитаем.

Текст 1

Дорогие учителя! День учителя – замечательный праздник, не похожий на другие! У каждого из нас было свое 1 сентября, каждый помнит своих учителей. Самое главное признание для любого педагога – это любовь и уважение учеников. Когда они вырастают честными и порядочными людьми, а их труд на благо страны приносит свои плоды, - это и ваша победа.

Наши педагоги на различных конкурсах доказали, что обладают высоким профессиональным мастерством. А их ученики занимают призовые места на всероссийских и международных олимпиадах, составляя славу и гордость страны.

И сегодня мы выражаем благодарность за нелегкий и благородный труд нашему учительству. От души желаем вам, дорогие учителя, огромного терпения, увлеченных и чутких учеников. Здоровья вам, оптимизма, творческих и жизненных успехов, мирного неба над головой. Самое главное- низкий вам поклон за подвижническое служение нашему будущему – молодежи!

Первая часть поздравления – вступление, давайте его найдем в данном тексте.

Ученик – Вступление начинается с обращения « дорогие учителя».

Учитель – Далее нам нужно найти основную часть, которая содержит похвалу, это само поздравление. А в заключении – благодарность и пожелание.

Ученики находят в тексте эти части.

Композиция поздравления

Вступление ( обращение, цель(повод))

                                                

Основная часть ( похвала, преувеличение, сравнение с выдающимися личностями или обычными людьми)

                                                

Заключение. Благодарность и пожелание

Далее для формирования у учеников навыков составления поздравлений по правилам эпидейктической речи предлагаются тексты, в которых пропущено либо вступление, либо основная часть, либо заключение.

Текст 2

Уважаемая Наталья Алексеевна! Сильная половина издательства « БАЛАСС» благоговейно склоняется перед вашей красотой, умом и талантом и поздравляет Вас с весенним женским праздником! Своим обаянием Вы украшаете этот мир!

Учитель – Какая часть отсутствует в тексте поздравления?

Ученик – В данном поздравлении нет заключительной части.

Текст 3

Коммерческий банк «ВТБ 24» искренне поздравляет страховую компанию « Россия» с 15- летием. 15 лет истории вашей компании – яркий пример того, сколь много можно сделать, если инициативу и профессионализм помножить на талант.

Добросовестность, ответственное отношение к работе – это инвестиции в стабильное и устойчивое положение компании, а инициативность и активная жизненная позиция – залог того, что ОСАО « Россия» и впредь будет успешно развиваться.

Мы желаем компании и в дальнейшем, не снижая темпов, двигаться от успеха к успеху, с легкостью покорять новые высоты.

Учитель – Что скажете о данном тексте?

Ученик – Этот текст – поздравление, в котором нет прямого обращения.

Текст 4

Уважаемый Петр Алексеевич! Примите поздравления с вашим юбилеем. Достатка Вам, здоровья, счастья, долголетия.

Учитель – Этот текст – обычный, который пишут на открытках. Какие части в нем отсутствуют?

Ученик – Здесь нет основной части.

Учитель – Ребята, мы познакомились с праздничными текстами поздравлений, а теперь послушайте заметку из газеты: « Сережа Мельников в тот день пришел из школы рано. Он уже собирался пойти во двор к своему другу Пашке, покататься на велосипеде, как вдруг услышал крики. Выбежав во двор, он увидел, что горит соседский дом. В окне горящего дома он увидел плачущую дочь соседки. Сережа понял, что девочка одна. Не раздумывая ни секунды, он побежал спасать ребенка. Мальчик с силой рванул дверь и нырнул в огонь. Дым застилал глаза, было трудно дышать, но ему удалось вывести девочку».

Учитель – Знаете ли вы, что человек, совершивший подвиг, тоже достоин поздравления. Нам с вами нужно поздравить Сережу с героическим поступком. Попробуйте сделать это самостоятельно. Запишите в тетрадях опорные слова:

- смелость;

- бесстрашие;

-мужество, мужественный;

- героический поступок;

-брать пример.

Проверка самостоятельной работы: выслушиваются несколько текстов.

Текст учителя.

Дорогой Сережа!

Ты – настоящий герой. Рискуя своей жизнью, спас ребенка. На подобный подвиг порой не способен даже взрослый человек. Только благодаря твоей смелости мать не плачет над телом своего ребенка, только благодаря твоей отваге малышка улыбается и радуется жизни. С таким другом, как ты, можно уверенно идти в разведку. Мы все: учителя, твои товарищи, родители выражаем тебе огромную благодарность и желаем остаться человеком с большой буквы.

Мы надеемся, что твой поступок послужит примером для всех ребят.

Здоровья тебе, успехов!

Итог урока:

  1. Что нового вы узнали на уроке? (правильно составлять поздравление);
  2. Что такое эпидейктическая речь?
  3. Из каких частей должно состоять поздравление?

Домашнее задание:

Подготовить текст поздравления на темы:

  1. « Первому листику (цветку)»
  2. Любимому животному
  3. Победителям соревнований.
  4. Любимому учителю
  5. Другу или подруге
  6. Любимому городу

Список использованной литературы:

  1. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова « Толковый словарь русского языка» - Москва,1998 г.;
  2. Н.М.Шанский, Т.А. Боброва « Школьный этимологический словарь русского языка» - М.1997г.;
  3. Н.А. Ипполитова, О.Ю.Князева, М.Р. Савова « Русский язык и культура речи», М.- 2008г.
  4. Л.М. Линецкая, Е.Ю.Алексеева « Развитие речевой культуры младших подростков на уроках русского языка» - Ростов - на – Дону, Феникс,2007г.
  5. Вельц Р.Я., Дорожкина Т.Н. «Основы риторики».- Уфа -1997 г.
  6. Борисова В.В., Галямова С.В. « Прекрасный наш язык способен ко всему…». – Уфа- 2002 г.
  7. Риторика 8 класс, часть 1, под редакцией Т.А. Ладыжской М.- 1998 г.
  8. Михальская А.К. « Основы риторики: учебник для 10-11 классов».
  9. Газета « Республика Татарстан» № 200 от 4 октября 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАБОТА ДЕТЕКТИВА. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ НЕБОЛЬШИХ СООБЩЕНИЙ ОТ 3го ЛИЦА И ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМ»

Разработка урока предназначена для учащихся 2 класса. Технологическая карта составлена с учетов требований ФГОС с использованием современных образовательных технологий личностно-ориентированного, опер...

Развитие коммуникативных навыков посредством обучения переработке текстов и составлению научного рассуждения

Данное пособие поможет учителю организовать учебное пространство таким образом, чтобы школьники овладели умением свободно рассуждать на научные темы в устной и письменной речи. Это умение поможет им н...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Составление текста-повествования, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Составление текста-повествованияЦели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся по теме «текст-повествование»; совершенствование умения раб...

Составление текстов в жанре корреспонденции

quot;Экологическая журналистика"...

Упорядочивающие слова при составлении текстов

Перечень упорядочивающих слов в тексте с примерами их использования...