Сценарий литературного вечера, посвященного Бунину
материал по русскому языку (10 класс) по теме

Скворчевская Ирина Ивановна

Сценарий музыкально-литературного вечера, посвященного Бунину

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher_po_buninu.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

                            Литературный вечер,

                  посвящённый памяти И.АБунина

Сценарий

                                                          Ищу я в этом мире сочетанья

                                                                     Прекрасного и вечного.

                                                                               И.А.Бунин

 Оборудование: портрет Бунина, годы жизни ( 1870-1953),

                                книжная выставка

                                чтение стихотворений сопровождается

                                записями музыки  С.В.Рахманинова

На фоне музыки С.В.Рахманинова ( « Вокализ» ) звучит стихотворение  «Родине »

Чтец 1.

Они глумятся над тобою

Они, о Родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей-

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни вёрст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Ведущий 1.

                  Это стихотворение было написано более ста лет назад, но, не правда ли, звучит очень современно, словно появилось оно в наши дни?! Автор его, Иван Алесеевич Бунин, писатель счастливой и трагической судьбы.  Счастливой потому, что он был наделён высочайшим художественным даром.  И трагической, - потому чтение 33 лет он жил на чужбине,

оторванный от Родины, от России, от всего, что было так  дорого его сердцу, что он так страстно любил, и что писало его творчество.

   Родился Бунин в Воронеже, в мелкопоместной  дворянской семье, в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота  многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нём неизменное чувство гордости: к роду Буниных принадлежали Василий Андреевич Жуковский  и дворянская поэтесса Анна  Бунина.

  Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стёклами в бескрайние дали.  Хлеба подходили к самому крыльцу.

Здесь, среди неброской в своём очаровании русской природы, среди богатейшего языка, который дал миру величайших художников: Толстого, Тургенева,Тютчева,Фета, формировался будущий писатель. Здесь он научился  видеть и слышать мир.

Ведущий. Дано ему было от природы, правда, очень и очень много.В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» читаем : «… Зрение у меня было такое, что я видел семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…», « было такое обоняние, что отличал запах росистого лопуха от сырой траы». Он был столь одарён артистически, что Станиславский  уговаривал его войти в труппу художественного театра  и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности  ходили легенды: три минуты  понадобилось ему, по свидетельству  Горького, чтобы не только  запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.

Ведущий 2. Талант его, огромный, бесспорный, был однако оценён современниками не сразу, но с годами всё больше и больше. Его заметили Толстой, Чехов. Горький сказал: «… выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

 В  литературу Бунин пришёл как поэт. В девятнадцать лет он покинул родовое гнездо и , по словам матери, « с одним  крестом на груди» ушёл в мир. Он переменил множество профессий – корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки…»

    Первый сборник стихов вышел в Орле в 1891 году. Бунина причислили к эпигонам дворянской поэзии. Сам он отрицал это. Впрочем, давайте послушаем его стихи!

 ( звучит   «музыкальный момент» С.В.Рахманинова на фоне утихающей музыки идет чтение)

     Чтец 2.

Туманный серп, неясный полумрак,

Свинцово-тусклый блеск железной крыши,

Шум мельницы, далёкий лай собак,

Таинственный зигзаг летучей мыши.

А в старом палисаднике темно,

Свежо и сладко пахнет можжевельник,

И сонно, сонно светится сквозь ельник

Серпа зеленоватое пятно.

                                                                 «Апрель»

   Чтец 3.

Мы рядом шли, нона меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека,

И как цветы глаза  синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

Но был ещё блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом.

  Ведущий  3.

        Да, именно « любовь и радость бытия» были главными в его поэзии. Но Бунин  не просто писал, он философствовал.

   ( Звучит стихотворение « Вечер» )

    Чтец 4.

О счастье мы всегда лишь вспроминаем.

А счастье всюду.Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Ведущий  1.

Любовь и смерть – две великие тайны. Они идут рядом в творчестве Бунина.

  «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это слова из рассказа Тёмные аллеи», который дал название целому циклу, куда вошло 38 рассказов. Впервые сборник вышел  в 1943 году в Нью-Йорке, к воличестве 600 экземпляров, а вошло всего лишь 11 рассказов.

 В полном составе эта книга вышла в 1946 году в Париже. Она  единственная в своём роде в русской литературе. Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов: Руся, Натали, Галя Ганская, героиня «Чистого понедельника»… Вблизи них – мужские характеры беглы, статичны. Часто это лишь фон для женщины.

 Ведущий 2.

 Да, любовь у  Бунина – это тайна. И не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Это могут сделать лишь избранные.Любовь у Бунина – невыносимое счастье, трагедия, рок.

Натура эмоциональная, страстная, Бунин за свою жизнь пережил несколько глубоких потрясений. Можно сказать, что

Четыре музы сопровождали его, вдохновляли, давали огрмную радость. Каждая из них в жизни Бунина представляет особенную эпоху. ЭтоВарварв Пащенко, Анна Цакни, Вера Николаевна Муромцева-Бунина и Галина Кузнецова…

  Лёгкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения.

 ( Звучит музыка С.В.Рахманинова: «Прелюдия» ор.23,№6)

       Таким потрясением, страшным сном для Бунина  была революция 1917 года. Вот как он писал об этом в «  Окаянных днях»:

   Ведущий 3.

 «… в мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы – и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны – величайшая на земле страна… где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось кокое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество»

 Ведущий  Горечью, недоумением, гневом проникнуты страницы дневника, описывающие впечатления от поездки в Петербург: «…Невский  был затоплен серой толпой, солдатнёй в шинелях внакидку, неработающими рабочими,гуляющей прислугой и всякими ярыгами, торговавшими с лотков и папиросами, и красными бантами. И похабными карточками, и всем, чего попросишь. А на тротуарах был сор, шелуха подсолнухов…»

 ( Звучит стихотворение « День памяти Петра» )

  Чтец 1.

«Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия…»

О, если б узы гробовые

Хоть на единый миг земной

Поэт и Царь расторгли ныне!

Где град Петра? И чьей рукой

Его краса, его твердыни

И алтари разорены?

Хлябь, хаос – царство Сатанв,

Губящего слепой стихией.

И вот дохнул он над Россией,

Восстал на Божий строй и лад –

И скрыл пучиной окаянной

Великий и вященный Град,

Петром и Пушкиным созданный.

И всё ж придёт , придёт пора

И воскресенья и деянья,

Прозрения и покаянья.

Россия! Помни же Петра .

Пётр значит Камень. Сын Господний

На Камени созиждит храм

И скажет: « Лишь Петру я дам

Владычество над преисподней».

Ведущий 1.

 Для Бунина с «великой Россией» было покончено уже в феврале 1917 года. Он  отверг временное правительство и его лидеров и решительно не принял большевиков.

 В мае 1918 года он покинул Москву, уехав в Одессу . А в январе 1920-го – навсегда простился с Россией .

Горько  отразилось бездомье в творчестве писателя

Чтец 2. ( Звучит стихотворение « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

Ведущий 2 . Оторванность от Родины заставила его замолчать на время, а потом и надолго загрустить.

  Чтец 3.

Душа навеки лишена

Былых надежд, любви и веры.

Потери нам даны без меры,

Презренье к ближнему – без дна.

Для ненависти, отвращенья

К тому, кто этим ближним был,

Теперь нет даже выраженья:

Нас Бог и этого лишил.

И что мне будущее благо

России, Франции! Пускай

Любая буйная ватага

Трамвай захватывает в рай.

Ведущий 3.

 Эмиграция глубоко и последовательно повлияла на творчество Бунина. Остро  выступает  в его произведениях ощущение бренности всего существа – женской красоты, славы, счастья, могущества. « Всё проходит.Всё вечно!» -этим

Бунин как бы пытается  утолить своё горе. Но  ничто не может заставить его отказаться от мыслей о России. Как бы далеко он ни жил, Россия  была неотторжима от него. Хотя была уже не той, которая начиналась за окном в сад.

 Чтец 4.

Зарос крапивой и бурьяном

Мой отчий дом. Живи  мечтой,

Надеждами, самообманом!

А дни проходят чередой,

Ведут  свой круг однообразный,

Не отступая ни на миг

От пожелтевших, пыльных книг

Да от вестей о безобразной,

Несчастной, подлой жизни там,

Где по родным, святым  местам,

По ниве тучной и обильной

И по моим былым следам

Чертополох  растёт могильный.

Ведущий 1.

 Память о России возвращалась всё чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе « Жизнь Арсеньева». Размышления Бунина устремлены в завтрпшний день.

     Размышляя о той национальной гордости, какая от века присуща русскому человеку, Бунин вопрошает: « Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?» Настойчиво повторяет Бунин

мысль « о конце » России и опровергает сам себя: любовь к России звучит во всём строе произведения, этой льбовью пронзены его герои.

Ведущий 2.

 В эту пору Бунин воспринимался современниками как живой классик. В 1933 году он первым среди русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. В официальном сообщении говорилось: « Решением Шведской  Академии от 9 сентября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину  за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер». Немалую роль в этом сыграли первые части «Жизни Арсеньева».

 Ведущий 3.

 Но радость по поводу присуждения высокой премии была неполной. Жизнь  в прекрасной, но чужой стране, среди чужого языка, неприятие массовой западной культуры, тоска по России  - вот чем были заполнены будни писателя. Праздников

Было мало. Они остались в далёком прошлом и связаны были с молодостью  и опять с Россией.

Ведущий 1.

  Желание  вернуться в Россию  было острым и сильным. Накануне войны, в 1939 году, Бунин  пишет письмо Сталину  с просьбой о возвращении. Письмо было отправлено Алексеем Николаевичем Толстым  в Кремлёвскую экспедицию.  

Письмо осталось без ответа.

    Пять  долгих лет войны Бунин провёл в Грассе, жадно следя за ходом битвы, которая  развёртывалась на просторах его великой России. В дневнике отражены переживания писателя: « Доживу ли?..»

  Бунин наотрез отказался сотрудничать в профашистских изданих, проклинал Гитлера, называл его открыто параноиком. Мысль о Родине была главной: « Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

  Но на Родину он так и не вернулся.

Чтец 1.

Звучит стихотворение Бунина « Я опять одинок »  

Ведущий 2.

 Свою последнюю дневниковую запись он сделал 2 мая 1953 года: « Это всё-таки поразительно до столбняка! Через  некоторое очень малое время меня не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо, умом, стараюсь усомниться, устрашиться!»

   В два часа ночи  с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин  скончался. На смятой простыне лежал много раз читанный том « Воскресения!»

Ведущий 3.

 Отпевание было торжественным в русской церкви на улице Дарю, при небывало громадном стечении народа. Многие плакали, словно прощались с самым близким человеком. Все газеты – и русские и французские – поместили обширные некрологи.

Ведущий 1.

  Похороны были много позже – на восходе солнца, в очень морозный день 30 января 1954 года.Русское кладбище под Парижем Сен-Женевье-де-Буа было заметено глубокими снегами – лмшь кресты печально возносились к небу.

   На похоронах было одиннадцать человек.

Чтец 2.

  ( Звучит стихотворение « Молчат гробницы, мумии и кости…»

 Ведущий 2.

 Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи времён, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям, о роковом пренебрежении ими.

   Давайте же и мы будем помнить об этом.

( Звучит музыка С.В.Рахманинова: « Прелюдия» ор.32,№12 соль минор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Шекспира.

Необходимо было донести до наших современных детей, увлеченных японским аниме, заполонившими телеэфир Симпсонами и другими сомнительными героями, казалось, такого далекого и несовременного Шекспира. Х...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству О’Генри

В материале содержится информация о жизни О\'Генри и представлен сценарий рассказа "Дары волхвов"...

Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию С. Есенина

Литературная гостиная. Вечер, посвященный 120-летию С. Есенина...