Открытый урок по русскому языку "Личные местоимения"
учебно-методический материал (русский язык, 8 класс) по теме

Данный урок содержит:

повторение о глаголе, объяснение и закрепление нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_urok.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГС (К) ОУ «Инсарская специальная (коррекционная)                              общеобразовательная школа – интернат 8 вида»

       
    Личные  местоимения

   ( урок русского языка в 8 классе)

   

                             Провела  Никифорова С.И.

                                       2013 год                                  

Цель:

- закрепить знания учащихся по теме имя прилагательное;

- формировать знания учащихся о личных местоимениях, о роли

   местоимений в речи;

- развивать умение находить местоимения в тексте и заменять имена        

   существительные местоимениями;

 - развивать внимание, мышление, речь учащихся;

 - воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Оборудование: индивидуальные карточки с личными местоимениями я, ты,

                               он, она, оно, мы, вы, они;

                               презентация.

                                Ход урока

1.Организационный момент.

    Вы пришли сюда учиться

    Не лениться, а трудиться.

    Слушайте внимательно

    Работайте старательно.

2. Повторение пройденного материала.

 -  Какую часть речи изучали на уроках?

-   Что такое имя прилагательное?

-    Что обозначает?

-     На какие вопросы отвечает?

-    Приведите примеры.

Прочитайте стихотворение.  Слайд 1

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лед,

Ночное небо звездное

И шумный Новый год!

                                      (О. Высотская)

- Найдите в стихотворении имена прилагательные.

3.Определение темы урока.

- Чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадку. Слайд 2

   Я и Мы, Ты и Вы,

   Он, Она, Оно, Они –

   Все слова отличные,

   Важные и личные.

   Это, без сомнения,

   Все ….( местоимения.)

4.Сообщение темы и цели урока.

  - Итак, тема нашего урока «Личные местоимения».

5. Работа по теме урока.

  -  Прочитайте предложения. Слайд 3

    Меня зовут Сергеем. Я живу в Москве. У меня много хороших друзей. Все вместе мы занимаемся в секции самбо. Вера, ты пойдешь на каток? Света хорошо вышивает. Она подарила подруге вышивку. Ребята нашего класса очень дружные. Они всегда и во всем помогают друг другу.

- Как называются выделенные слова?

- Назовите слова, на которые указывают местоимения?

- Вместо какой части речи они употребляются?

Вывод. Слайд 4

     Личные местоимения – это слова, которые указывают на лица, предметы, но не называют их.

6. Упражнения на закрепление.

   Работа с учебником. Упр.150, стр.110.

   Прочитай загадки.  Найди в них личные местоимения. Вместо каких существительных они стоят?

7.Физкультминутка. Слайд 5

    Мы, друзья, не знаем скуки,

    Дружно вверх поднимем руки.

    Вниз опустим, а затем

    Вдох глубокий сделать всем.

    А теперь и ты, и я,

    Приседайте,  друзья.

    Руки за спину – она,

    Распрямиться вмиг должна.

    Дружно в сторону наклон,

    Сбросить лень поможет он.

    Вправо, влево наклонитесь.

    И, конечно, не ленитесь.

    Что же в классе есть оно?

     Посмотрите на окно.

     Смотрим прямо. А теперь,

     Посмотрите все на дверь.

     Вы похлопайте тихонько,

      И попрыгайте легонько.

      Глубоко сейчас вдохнуть,

    Выдох без сомнения.

    Помогли нам отдохнуть,

    Все местоимения.

-Какие местоимения помогли вам отдохнуть?

8.Прочитайте предложения. Слайд 6

    Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.

- О какой птице вы сейчас прочитали?

- Все ли вам в этом тексте понравилось?

-  Каким  словом  можно заменить слово дятел?

       Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает.

- Зачем нужны местоимения в речи?

- Вывод. Местоимения  помогают избежать повторов, делают речь разнообразной, яркой.

9. Игра «Услышь меня».

     Учитель читает текст, а учащиеся поднимают карточки с теми местоимениями, которые услышат в тексте.

    Я хорошо помню наш дом. Он стоял у реки. Весной спадала вода, и двор был усеян ракушками. Однажды мы нашли сумку. Она была набита письмами. Письма взяла себе тетя Даша. Они не совсем размокли, и каждый вечер тетя Даша говорила: «Вы сидите тихо, а ты, Саня, читай». Я читал по одному письму.

10.Самостоятельная работа.

    Работа с карточками.

    Спиши. Подчеркни личные местоимения.

    Внезапно подул сильный ветер. Он гнал пыль по дороге, сгибал деревья. Наступило ненастье. Обычно оно продолжается несколько дней. Вера закончила школу. Она поступит работать на швейную фабрику. Таня, ты пойдешь  в магазин? Коля и Юра встали рано утром. Они отправились на рыбалку. Завтра мы будем варить уху.

11.Задание на дом.

       1. Выучить правило.

       2. Упр. 152, стр.111

12.Итог урока.

     1. О чем вы узнали на уроке?

       Назовите личные местоимения?

       Вместо какой части речи они употребляются?

     2.Выставление оценок.