Внеклассная работа
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Здесь вы можете найти материалы для внеклассной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                    «Слабое звено»

Цели: развитие интереса к изучению русского языка и литературы и изучению других предметов ; воспитание здорового соперничества; формирование желания побеждать, умения проигрывать.

                                                          Ход игры:

          В игре принимают участие 9 игроков – учащихся  9-11классов. Правила игры те же, что и в популярной телепередаче. После каждого тура участники игры объясняют свой выбор «слабого звена». В качестве денег, вкладываемых участниками в «банк», используются очки, набираемые в ходе игры. За правильный ответ игрок получает  1 очко.  В итоге игры выявляется, кроме основного победителя, участник, положивший в «банк» наибольшее количество очков. В I  туре даётся 8 минут, в итоге выбивает из игры 1 участник ;  II тур- 6 минут,   III- 5 минут,  IV тур- 4 минуты,   Vтур- 3 минуты,  VI  тур- 2 минуты,  VII  тур- 1 минута,   VIII тур- 1 минута.

                                                       Вопросы к игре.

1.Кто самый лучший знаток и рассказчик сказок?  (Бабушка)

2. Что в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (Ведро)

3. Назовите грозное оружие  Соловья Разбойника. (Свист)

4. Какой зверь катал девочку Машеньку на спине в  коробе? (Медведь)

5. Назовите  популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством? ( «Колобок»)

6. Назовите жаркое место рождения  Колобка. (Печь)

7. Из  какого оружия стреляли царевичи в сказке «Царевна-лягушка»? (Из лука)

8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)

9. Назовите волшебницу , исполнявшую  желания сказочного Емели. (Щука)

10.Где появился  помидор? ( В  Италии)

11. Родина  кукурузы? ( Южная Америка)

12. Сколько  лет живёт дуб? ( 1000 лет)

13. Родина  картофеля? ( Америка)

14. Сколько лет живёт кит?  ( 50 лет)

15. Какой город носят на голове?  ( Панама)

16.  Какой полуостров  сам говорит о своей величине?  (Ямал)

17. Кто может  пить  ногой? ( Лягушка)

18. Морская щука. (Акула)

19. Какая буква всегда находится под ударением?   (Ё)

20. В каком слове ПОЛ- пишется слитно: ПОЛ (арбуза) или ПОЛ(села)?       ( полсела)

21.В каком слове  нет приставки: подошва или подорожник?   ( Подошва)

22. В каком  слове пишется два НН: кожаНый или тумаННый?  ( Туманный)

23. Продолжи пословицу: « Слово не воробей- вылетит- … .  ( не поймаешь)

24.  Чем  похожи слова СЕМЬЯ, СТОЛИЦА, СТОЛ?  ( Начинаются с числительного)

25.  Как  можно склонять ГОЛОВУ, не опуская её вниз? ( По падежам)

26.  Чем кончается  всё? ( С буквой Ё)

27.  Укажите слово женского рода: путь или мишень?   ( Мишень)

28. Где сухого камня не найдёшь?  ( В воде)

29. Ячейка  общества.  (Семья)

30. Разноцветные   грибы.  (Сыроежки)

31. Ползучий друг Маугли.   (Каа)

32. Высший спортивный показатель?   (Рекорд)

33. Столетие .  (Век)

34. Конь стальной, хвост  льняной?  (Игла)

35. Что любят деньги?    (Счёт)

36.  Животный мир.   (Фауна)

37. Шар из снега?  (Ком)

38.  Замерзшая  вода?  (Лёд)

39. Плавающая  глыба?  (Айсберг)

40. След  дождя на земле?   (Лужа)

41.  Атмосферный  осадок зимой?  ( Снег)

42. Течёт из глаз?   (Слеза)

43. Блестки  на листочках утром?  (Роса)

44. Твёрдая вода?   (Лёд)

45. Без неё « ни туды, ни сюды»?   (Вода)

46.Последний поэт деревни?   (Есенин)

47. «Чтение- вот лучшее учение».  Кто автор этих слов? ( А.С.Пушкин)

48. Кто является автором произведения «Стихи о прекрасной Даме»?  (А.Блок)

49.  Кого считал А.М.Горький своим « литературным  крестником»?   ( В.Г.Короленко)

50. На каком  языке читал Чингис-Хан?  ( Неграмотный)

51. Сколько лет учился А.С.Пушкин в Царскосельском лицее?   ( Шесть)

52.Назовите имя девушки –колдуньи из рассказа Александра Ивановича Куприна?  (Олеся)

53.Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Буря мглою небо кроет»? ( Няне Арине Родионовне)

54. Какое  время года мешали любить Пушкину пыль, комары да мухи?  (Лето)

55. Какое произведение  Пушкина называют «энциклопедией русской жизни»?

                                                                                                    ( Роман в стихах « Евгений Онегин» )

56. Какой герой Пушкина   пришёл в дом своего врага под именем француза    Дефоржа?      

                                                                                                                              (Дубровский)  

57. Как зовут персонажа романа «Капитанская дочка», выступающего в роли рассказчика?  

                                                                                                                               (Пётр Гринёв)    

58.Какой титул имел главный герой  пушкинской «Песни о вещем Олеге»?    (Князь)  

59.  Сколько детей было у Пушкина и его жены – Натальи Николаевны Гончаровой?  (Четверо)

60. Самый тёплый океан? (Индийский)

 61.   Самое тёплое море?   ( Красное)

62. Материк , покрытый ледяным панцирем?  (Антарктида)    

63.Самое холодное море?     (Баренцево)

64.  Самое солёное море?    ( Мёртвое)  

65. Самая мутная река в мире?   ( Хуанхе)    

66. Самый маленький океан?   (Северный ледовитый)  

67. Самое глубокое озеро ?   (Байкал)  

68.  Самый большой океан?  ( Тихий)  

69. Изменяющая часть слова?   (Окончание)

70. Какого рода слово   «кафе»?  ( Средний род)

71. Особая форма глагола, обозначающая добавочное действие?   (Деепричастие)

  72.   Что изучает морфология?  (Части речи)

73.  К какому  склонению  относятся  слова мать, дочь,  степь?   ( К третьему склонению)

74.  Неизменяемая часть речи?   (Наречие)

75. Кашне - это шарф или платок?  (Шарф)

76. Какого рода слово «кашель»:  женского или мужского?   ( Мужского)

77. Раздел языкознания, изучающий правильное произношение?   ( Орфоэпия)

78. Одноглазые великаны-людоеды?   (Циклопы)

79. Ему посвящены Олимпийские игры в древности.   (Зевсу)

80. Участник олимпийских игр, силач.   (Атлет)

81. Место  обитания богов.  (Олимп)

82. Бог поэзии и музыки.  (Аполлон)

83. С какого возраста обучались военному делу мальчики-спартанцы?   ( с 7 лет)

84. Материал, из которого были сделаны доспехи древних греков?   (Бронза)

85. Богиня женской красоты.  (Афродита)

86. Богиня войны и мудрости.  ( Афина)

87. Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в весёлый весенний день – 1 апреля?   ( Николай Васильевич Гоголь)

88. Кому Н.В.  Гоголь читал первые главы своего произведения «Мёртвые души»?    (Пушкину)

89. Эпиграфом  к  какому произведению относится пословица: « На зеркало  неча пенять , коли рожа крива»?    ( «Ревизор» Гоголя)

90.Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?  ( Автор считает СМЕХ)

91. Название  какого  растения стало фамилией  попечителя богоугодного  заведения из комедии «Ревизор» ?  (Земляника)

92. Как называется самая известная  поэма Гоголя?   («Мёртвые души»)

93. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Гоголь?   (Три)

94. На какой овощ были похожи головы  гоголевских  Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича?

                                                                                                                  ( На редьку)

95. Из-за чего поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович?  ( Из-за ружья)

96.  Он приходит во время  еды?  ( Аппетит)

97.   «Летающая»  посуда?   (Тарелка)

98. Летательный аппарат старика Хоттабыча?  ( Ковёр-самолёт)

99.Опасная профессия для Стёпы?   ( Миллиционер)

100. Выдающая часть лица.  ( Нос)

101. Родина Санта –Клауса? ( Лапландия)

102. Пчелиное общежитие.  ( Улей)

103. Сорок- сорок пять минут  школьных минут.  ( Урок)

104. Месяц весенних первоцветов.   (Апрель)

105.  В каком крымском городе  находится дом-музей Антона Павловича Чехова?   ( В Ялте)

106. А.П.Чехов называл литературу своей любовницей», что он называл «законной женой»?    (Медицину)

107. Какое животное стало причиной скандала в рассказе А.П.Чехова « Хамелеон»?   (Собака)

108. Что в известной пьесе Чехова приобрёл купец Лопахин?  (Вишнёвый сад)

109. Какая повесть есть у Чехова: « Скучная история» или «Скучная биология»?

                                                                                                                                  ( «Скучная история»)

110. Какой рассказ написал Чехов: « Умный и глупый» или  « Тонкий и Толстый»?

                                                                                                                                  ( «Тонкий и Толстый»)

111. Главный  «лежебока» в русской литературе?   (Обломов)

112. Чьи слова: «Литература – учебник жизни»: Горького или Чернышевского? ( Чернышевского)

113.Где издана нелегальная газета «Колокол»: В Лондоне или в Женеве?    ( В Лондоне)

114.Латинская буква, обозначающая неизвестное.  (  Икс)

115. Сколько зубов было у Бабы Яги?  ( Один)

116. Сколько сестёр  были у Золушки?   ( Две)

117. Сколько братьев было у  Нуф-Нуфа?   (Два: Ниф-Ниф, Наф-Наф)

118.  Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка?   (4: корыто, изба, дворянка, царица)

119.Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро?   ( 100)

120. Сколько обычно сыновей у царей из русских сказок?  (Три)

121. Как заканчивается известная пословица: « Ясно как…» – дважды два или трижды три?  

                                                                                                                              ( Дважды два)

122. Профессиональный японский рыцарь.  (Самурай)

123. Одна  из мировых религий, возникшая в Индии?   (Буддизм)

124. Бог мусульман.  (Аллах)

125. Священная книга мусульман.  (Коран)

126. Животное, прозванное «кораблём пустыни»?   ( Верблюд)

127. Наследный индийский князь.  (Раджа)

128. Страна молодого капитализма.  (США)

129. Остров- колония Испании.  (Куба)

130. Как звали  корову кота  Матроскина?   (Мурка)

131.Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?  (Соколко)

132.Назовите девушку, которая на балу потеряла туфельку?   (Золушка)

133. Кто написал сказку «Приключения Незнайки»?    (Носов)

 134. Как звали князя из «Сказки о царе Салтане»?   ( Гвидон)

137. Кто первый нашёл  теремок?  (Мышка- норушка)

138.Как звали самую маленькую девочку?    (Дюймовочка)

139. Чем кормила лиса журавля?    (Кашей)

140. Девочка, спасшая своего друга из царства Снежной Королевы? ( Герда)

                                                      Вопросы  супер- игры:

  1. Перед кем  исповедуется Мцыри?  ( Перед  монахом, который вырастил и воспитал его.)
  2. Кто подарил свой портрет,  написав, на нём «Победителю ученику от побеждённого  учителя»? (Василий Андреевич Жуковский)
  3. Кому Пушкин посвятил строки:

…исполнились мои желания:

Творец тебя мне ниспослал,

Тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец?          (Жене- Наталье Гончаровой)

  1. Кому было предсказано , что он умрёт от своего коня?  ( Князю Олегу)
  2. Кто автор повести «Бедная Лиза»?   ( Н. М.  Карамзин)
  3. Какой   крыловской  басней восхищался Кутузов, принимая на свой счёт отдельные её места?  ( «Волк на псарне» - Ты сер, а я, приятель сед, И вашу волчью я давно натуру знаю, А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой» .)
  4. Был ли прототип Мцыри?  ( Да, чеченец П. Захаров)
  5. На какой странице была заложена закладкой книга, которую Манилов « постоянно читал уже два года»?   ( На 14-й странице)
  6.  Какое первое печатное произведение Л.Н.Толстого  появилось под  псевдонимом «Л.Н.» в «Современнике»?  ( Повесть «Детство»)
  7. Какое прозвище было у маленького Чехова Антона Павловича в детстве?   ( «Бомба»- за большую голову)

                           II.    Слово победителю.

                           III .Награждения участников игры «Слабое звено»

                                                      Спасибо за внимание!

              Муниципальное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык

                  Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»                

     

    «Слабое звено»

            Интеллектуальная игра

                     

                                                                                                          Хомушку Марта Сааяевна

                                                                                                 учитель русского языка и литературы,

                                                                                                     классный руководитель 10 класса

                                                          с. Аксы-Барлык- 2011-2012



Предварительный просмотр:

                                                Викторина  «Счастливый  случай».

                    Цель: расширение кругозора учащихся, развитие умения пользоваться справочной литературой, развитие интеллекта.

  1. Представление команд.

   ( 4 игрока в каждой)

  1.  1-й гейм «Дальше, дальше…»

 Условия: в течение одной минуты каждая команда должна ответить на вопросы: чем больше правильных ответов – тем лучше.

                                Вопросы:

  1. Самый,  вероятно, известный персонаж В.Набокова. ( Лолита)
  2. Индийский  метод управления   самим собой. ( Йога)
  3.  Геометрическое тело и головной убор. (Цилиндр)
  4. Девятый на  картине Айвазовского.  (Вал)
  5. Вместилище  семи  пядей.  (Лоб)
  6. Античный  герой, ставший  сегодня полуфабрикатом для каши. ( Геркулес)
  7. Ползучий   друг  Маугли.  (Каа)
  8. Сезон  подсчёта цыплят. (Осень)
  9. Мера длины, которую  невозможно  укусить. ( Локоть)
  10. Куда  не ходят  с  ненадёжным   человеком. ( В разведку)
  11. У кого глаза  велики.  (Страх)
  12. Одно танцевальное движение.  (Па)
  13. Память о съеденной конфетке. (Фантик)
  14. «Кефир»   из-за границы. (Йогурт)
  15. То, чем не удалось  позавтракать  вороне. ( Сыр)
  16. Чужой  музыкальный   инструмент, под который многие пляшут. ( Дудка)
  17. Работник  сцены, но не артист, сидит в будке, но не собака.  (Суфлёр)
  18. Род  войск  – «бог войны». (Артиллерия)
  19. Новогодняя кокетка растительного происхождения . (Ёлка)
  20. Латинская  буква,  обозначающая неизвестное. (Икс)
  21.  Перерыв  в  работе, вредящий здоровью.  (Перекур)
  22. Верхняя  одежда, под которой  иногда  оказывается  селёдка. (Шуба)
  23. Вдова  того, кто  думал и  в  суп  попал. (Индюшка)
  24. Без  пяти минут  цветок. (Бутон)
  25. Лучший  друг  Маленького Принца.  (Лис)
  26. Насекомое  с  образцовой  талией. ( Оса)
  27. Наука  о человеке. (Антропология)
  28. «Крылатый»  областной  центр. (  Орёл)
  29. Часть ореха, она  же снаряд.  (ядро)
  30. Имя   мужа  Наташи Ростовой. ( Пьер)
  31. Чёрный конь, прыгающий  в  огонь.  (Кочерга)
  32. Сорт  яблок, воспетый Иваном  Буниным.  (Антоновские)
  33.  Расстояние   от «до» до «до».  (Октава)
  34. Он   же волшебник. ( Маг  и чародей)
  35. Ячейка   общества. (Семья)
  36. Лошадь – недомерок. (Пони)
  37. Спецодежда  для  рыцаря. (Латы и доспехи)
  38. «Опиум  для народа». (Религия)
  39. Сценаристы  «Санты –Барбары». ( Добсоны)
  40. Главный «лежебока»  в русской литературе.  (обломов)

Было задано 1-ой команде – столько вопросов…

                         2-ой команде – столько вопросов…

Счёт: …

  1.  2-й гейм  « Заморочки  из бочки».

   Условия: команды достают  из бочонка фишки  с номером  вопроса. На обсуждение – 20 секунд.

  1. «Счастливый случай» - приз команде, вытянувшей данную фишку.
  2. В царские времена существовал указ о наказании за взятку. Но хитрые  чиновники придумали способ, как избавиться от дел, за которые они получили взятку, за одну ночь. С помощью каких животных и каким  способом это удалось сделать?

Ответ: если на ночь поставить на бумаге огарок сальной свечи, то мыши сгрызут  свечу  вместе с бумагами.

  1. Известно, что  Лев  Толстой любил  рисовать  и  однажды  сделал  иллюстрации  к одному  из  романов  Жюля  Верна. Какой это был роман: «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта» или «Путешествие  вокруг света за 80 дней»?

   Ответ:  «Путешествие  вокруг света за 80 дней».

  1. Дочь Петра I Елизавета была одарённой особой. Уже в возрасте 1 года она умела говорить три слова: мама, тятя и …  Какое третье слово?

  Ответ:  Солдат.

  1. Мини-гейм «Ты -  мне , я – тебе».( Команды задают вопросы друг другу).
  2. У  Лермонтова  в стихотворении  «Бородино» есть строки:

Но тих  был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый.

  Что такое кивер?

Ответ: В кавалерии высокий головной убор с плоским верхом, часто с султаном из кожи и сукна.

  1. Всем известны афоризмы  Козьмы Пруткова: «Зри в корень», «Если хочешь быть счастливым, будь им » или «Лучше скажи мало, но хорошо». А кто создал самого Козьму  Пруткова?

Ответ: А.Н. Толстой, братья Алексей и Владимир Жемчужниковы.

  1. Колокольня нова,

Колокольня бела,

Под маковкой черно;

А душа портяна

Что это?

Ответ: Свеча.

  1. Олимпийские игры проводились с 776 г. до н.э. Но в 394 г. н.э римский император Феодосий 1 специальным указом запретил их проведение. Как вы думаете почему?

Ответ: Он насильственно наслаждал  христианство  и усмотрел в олимпийских  играх языческий обряд.

  1. Скажите быстро : Карл у Клары украл кораллы , а Клара у Карла украла  кларнет.
  1.  3-й гейм «Гонка за лидером».

Условие: из команд быстрее ответит на вопросы.

  1. Кто первым покидает корабль? (Крысы)
  2. Выдающаяся часть лица? (Нос)
  3. Тихое место, где водятся черти. (Омут)
  4. Выглядит как… (огурчик)
  5. В кислоте – краснеет, в щелочи – синеет. (Лакмус или лакмусовая бумажка)
  6. Родина Санта-Клауса. (Лапландия)
  7. Стул для  коронованной особы. (Трон)
  8. Где чукча ждет рассвета? (В  чуме)
  9. Опасная профессия дяди Степы. (Милиционер)
  10. Слепой жених  Дюймовочки.  (Крот)
  11. Пчелиное общежитие. (Улей)
  12. Место временной работы Каштанки. (Цирк)
  13. Летательный аппарат старика  Хоттабыча. (Ковер-самолет)
  14. По  мнению  В.Маяковского , «пароход  и  человек».  (Нетте)
  15. Мушкетер, некогда женатый на Миледи.  (Атос)
  16. Он не нужен, если есть сила.  (Ум)
  17. Самый популярный герой Киплинга . (Маугли)
  18. Что подарила царица кузнецу Вакуле.  (Черевички)
  19. Последний поэт деревни. (Есенин)
  20. И черная, и красная, и «заморская». (Икра)
  21. «Летающая» посуда  . (Тарелка)
  22. Что у петушков сделано из золота? (Гребешок)
  23. Цветок, из  лепестков  которого делают  варенье .  (Роза или одуванчик)
  24. Ночь, улица , фонарь… (Аптека)
  25. Ее нельзя носить решетом.  (Воду)
  26. Жидкое лекарство. (Микстура)
  27. Тот, кто бродит в Лукоморье. (Леший)
  28. 40 школьных минут.  (Урок)
  29. Обратная сторона орла . (Решка)
  30. Двигатель торговли. (Реклама)
  31. Он проходит во время еды.  (Аппетит)
  32. Городской голова.  (Мэр)
  33. Полон  орехов. Съел  - и порядок!(Сникерс)
  34. Знаменитый уральский сказочник .(Бажов)
  35. Лошадиная прическа. (Грива)
  36. Шолоховский герой, выдававший лягушку за устрицу.  (Дед  Щукарь. )
  37. Отец Буратино.  (Папа Карло)
  38. Друг человека из  к/ф «Бриллиантовая рука».  (Управдом)
  39. Кто подковал Блоху? (Левша)

   Итоги игры.  Награждение победителей.    Слово победителям.

  Муниципальное автономное образовательное учреждение

   «Средняя общеобразовательная  школа  с. Аксы-Барлык

        Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

        Викторина

  «Счастливый случай»

                                                                             Классный  руководитель

                                                                                      11 класса

                                                                                    Хомушку М.С.

                                      Аксы-Барлык - 2012



Предварительный просмотр:

Тема: Этикетные средства речи.

Урок-соревнование.

Цель: познакомить учащихся с историей слова «алло», развивать диалогическую речь учащихся, грамотность; научить детей говорить, употребляя выученные слова на уроках, воспитать культуру речи учащихся, расширить словарный запас учащихся.

        Здравствуйте! Садитесь! Сегодня к нам приехали гости из школ  кожууна ! Поздороваемся с учителями, ребята! На этом уроке продолжим изучение темы «Этикетные средства речи». (Класс делим  на три группы. Каждая  группа должна иметь эмблему, название и девиз.) Сегодня соревнуемся между тремя командами, научимся употреблять в диалогах, в телефонных разговорах  речевые правила доброжелательности: формы приветствия, извинения, просьбы, прощания.

                      Давайте повторим.

-Что такое  этикет? ( фр. слова - ярлык, этикетка)- установленный порядок поведения, форм обхождения.

-Речевой этикет?- регулирующие  правила  речевого  поведения.

        I.Вступительное  слово  учителя.

  1. Знания об этикетных средствах русской речи играют  важную роль в формировании коммуникативной компетенции, они помогают  в  формировании правил поведения, играют важную роль в процессе коммуникации.
  2. Словарная работа:

Коммуникация- 2. Сообщение, общение. Речь как средство коммуникации. (общения).

Компетенция- 1. Круг вопросов, в которых  кто-нибудь хорошо осведомлен.

Осведомить - сообщить кому-нибудь сведения о ком чему-нибудь о собравшихся о событиях.

                                                  План.

  1. Вступление:

                      А) Вступительное  слово учителя

Б) Словарная работа.

  1.      
  1. Представление команд
  2. Мини-диктант
  3. Дом. задания: составить диалоги по телефону
  1. Сын служит в армии
  2. Дочка -  студентка в большом городе
  3. Друзья.
  4. Викторина «Речевой этикет»
  5. Работа с книгой. Упражнение 144, 146, 156 (п)?
  6. Стихи.
  7. Выразить запрещения.
  1. Итог       - О чем поговорили?

Итак, начинаем соревнование между тремя командами.

I тур. Представление команд.

Уважаемое жюри.

В качестве   жюри-  представлю  учителей  русского языка  кожууна.

        Из школ кожууна.

1.

2.

3.

                       1 команда

Команда «Верные друзья»

Девиз «Мы верные друзья, настоящая семья».

                                  2 команда

«Орлята»

« Сегодня орлята, а завтра орлы, Мы верная смена наших отцов.»

                                  3 команда

«Улыбка»

« В жизни все начинается с улыбки».

(  «  Дружба начинается с улыбки.»)

        II. Мини-диктант. Все пишут, а проверим 1 работу из  каждой команды.

       Ядром речевого этикета является вежливость в различных ее проявлениях: официальная вежливость, дежурная вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность.

                                                                                                             ( А.Балакай).

           Словарная работа

Ядро- основная часть.

Обходительность-вежливость, приветливость.

Учтивость-почтительность, вежливость.

Корректность-вежливость, тактичность, учтивость.

Почтительность-  уважение  глубокое.

Тактичность-умение вести себя вежливо, прилично.

Деликатность-вежливость, мягкость в обращении, чуткость в отношении.

Галантность-любезность, изысканная вежливость.

III . Я  дала вам домашнее задание. Составить  диалоги  по  телефону..

1 группа

Сын служит в армии.

2 группа

Дочка-студентка  учится в большом городе.

3 группа

Друзья.

-С какого слова начали ваши друзья телефонный разговор?

-Алло!

        Давайте познакомимся с историей этого слова.

   Из   этимологического  словаря:

Алло! Это этикетное  слово -непременный атрибут  телефонного разговора -вошло в язык и нашу жизнь вместе  с  телефоном. Многие считают , что она происходит от английского  hello-«привет» и иногда употребляется в  виде  «хелло»  у нас.

    Но история  «телефонного» слова связана с французским  алло  (             )   , которое было  образовано в 70-ые годы XIX века от междометия  allons  -«ну» которое, в свою очередь ,восходит к   французскому  глаголу  alleu (                )    -«идти».

Вот и выходит , что приветственное  алло буквально обозначает  «идём, пошли ».

       IV тур             Викторина  «Речевой этикет».

1. Традиционное обращение к близкому  человеку      (дорогой)

2. Форма вежливого обращения при просьбе , форма вежливого ответа на извинение или на благодарность. (пожалуйста) 

3. Этикетное слово, употребляющееся  для выражения  благодарности    (спасибо)

4. Речевая ситуация , требующаяся  употребления этикетных слов  до свидания, прощайте  и т.д              ( прощание)

5.Просторечные слова, которые употребляется в ситуации прощания. ( Пока!  Салют! Чао!  Всего! )

6. Высказанное кем-либо предложение, мнение, как поступить. ( Совет)

7. Традиционное приветствие при встрече. ( Здравствуйте!)

8. Личное название человека, даваемое ему при рождении и употребляющееся  в качестве обращения. ( Имя!)

9. Личное местоимение, которое употребляется при обращении к одному человеку ( обычно близкому).  ( Ты)

10. Наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени и обычно используемое в качестве обращения в официальной обстановке. ( Фамилия)

11. Наименование лица по отцу, прибавляемое обычно к имени собственному при обращении к взрослому человеку. ( Отчество )

12. Речевая ситуация, заключающаяся в призыве удовлетворить какое-то желание, исполнить что-либо. ( Просьба)

V тур. Даются командам :  Упражнение 146 (I гр ), 156 (II гр ),144 (III гр ).

        Примеры:

Упражнение 146. (I)

-Чочагай, здравствуй! Куда ты идешь?

-Привет! Я иду в больницу.

-Можешь мне составить компанию? Я  иду в кино.

-Извини, пожалуйста, мне  некогда. Я спешу, мне нужно посетить бабушку.

-Прошу  прощения!

-Ну, ладно, ничего. До встречи!

-До свидания!

-Привет, Анчы!

-Здравствуй, Чылгычы!

-Куда ты собрался?

-На прогулку.

-Можешь идти со мной?

-Извини, дружок! Мне пора на секцию.

-Ну,  ладно! Пока!

-Пока!

Упражнение 156 (II)

-Здравствуйте, доктор!

-Добрый день, мальчик! Что вас беспокоит?

-У меня два дня болела голова.

-А  аппетит какой?

- Аппетита нет.

-Не тошнит ли?

-Нет, не тошнит.

-А какой у тебя стул?

-Стул у меня нормальный.

-Сейчас посмотрю, разденься до пояса…

У тебя грипп. Температура высокая. Принимай аспирин 3 раза в день после еды. Завтра тоже придешь.

-Спасибо, доктор.

-Пожалуйста!

-До свидания!

-Скорей выздоравливай!

-Спасибо!

Упражнение 144 (III)

-Какая сегодня плохая погода!

-Говорят, у природы нет плохой погоды!

-Да, я согласна. Но все-таки хочется заняться чем-нибудь интересным. Давай посмотрим телевизор или сыграем в шахматы.

-Не  хочется  смотреть телевизионную программу.  А вот у меня имеются шахматы. Давай поиграем в них. Ведь шахматы развивают  ум, смекалку.

-С большим удовольствием.

        Ну, молодцы!

VI тур.  Послушаем стихи о речевом этикете.

1.        Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

        Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                                                                                                  ( В.Солоухин).

2.Друзья мои, внушайте людям веру,

И чаще говорите: «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!

                                                                                               ( В. Боков ).

3.Прекраснейшее слово  дорогой.

Как много чувств оно одно вмещает

И  радостью нам  душу освещает,

Соперничая с радугой - дугой.

                                                                                             ( Л.Татьяничева).

4.Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром!»,

«Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» говорим.

                                                                                          ( А.Яшин).

5.Если к чаю иль к обеду

В дом войдем-

Не либо что ль,

Поклонясь, сказать соседу:

«Чай за сахар!»,

«Хлеб за соль!»

От души желаю счастья

Всем товарищам своим.

                                                                                     ( А.Яшин).

6.Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … А  впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем,

«Спасибо», и «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолен его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

А в лучшем случае «здорово»

Он вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел...  Пока! Всего!»

                                                                               В.Масс. и   М.Червинский.

                                                Спасибо всем! Молодцы!

VII тур. Выразить запрещения.

Выразите запрещения и обоснуйте его причину в следующих ситуациях.

  1. Если ребенок садиться за стол, не помыв руки. ( Нельзя, не помыв руки, садиться за стол. Может  живот  заболеть.)
  2. Если мальчик чавкает во время еды. (Неприлично чавкать во время еды. Это некрасиво)
  3. Если ученик занимается на уроке посторонними делами. (Нельзя  так вести себя. Если  на уроке занимаешься посторонними делами, будет плохо, ничего не сможешь узнать.)
  4. Если на улице очень холодно. (Нельзя  гулять на улице, очень холодно, простудишься).
  5. Если дети  очень громко разговаривают. (Нельзя громко разговаривать. Ведь людям мешаете).
  6. Если больной встает с постели, хотя ему рекомендовано лежать. (Нельзя   вставать  с постели,  снова  заболеешь.   Тебе рекомендовано  лежать. Снова   может   подняться  температура).

                           Большое спасибо командам.

 Слово предоставляю уважаемому жюри. Какие у нас результаты?

                                    Слово жюри.

Наша речь - важнейшая  часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

                                                                                            ( Д.С.Лихачев).

 Поэтому всегда используйте  в речи  вежливые слова.

          Спасибо  учителям –  членам жюри.

VIII. Домашнее задание: Упражнение 161, страница 58. 

 



Предварительный просмотр:

Вечная проблема: отцы и дети.

(Урок внеклассного чтения  по материалам публицистики).

Цель: научить школьников мыслить, рассуждать, расширить словарный запас учащихся; воспитывать себе такие нравственные качества, как вежливость, доброта, трудолюбие, честность, заботливость, любовь друг другу, развивать  устную  и  письменную речь  учащихся.

I Вступительное слово учителя:

  1. Как сказал русский писатель Николай Гаврилович Чернышевский, «Литература-это учебник жизни», поэтому, если вы часто обращаетесь к литературе, книгам, журналам, газетам, тем  самым  вы  воспитываете  себя, делаете из  себя человека.

Литература поднимает самые важные проблемы. Назовите, пожалуйста, главные проблемы (вопросы)  литературы, которые  испокон  веков  решали и  решают  художники, писатели, поэты…

        Учебники называют:

Если не знают, то найти к следующим словам АНТОНИМЫ.

(с.р. антонимы- это  слова  с  противоположным  лексическим  значением).

        Вечные проблемы: Человек и природа, добро и зло, любовь и дружба, жизнь и смерть, правда и ложь, война и мир, честь и совесть, (дети и родители).

Сегодняшний наш урок посвятим одной из вечных проблем «дети и родители», а именно «отцы и дети».

Сегодня  конкретно поговорим  о  ваших  отношениях с  отцами, о том, каким должен быть настоящий мужчина.

II Объявляется тема. Записываем тему урока.

С.Р.    Публицистика - литература по общественно-политическим вопросам современности.

  • Интервью – предназначенная  для  печати (или передачи по радио, телевидению) беседа  с  каким-нибудь  лицом.
  • Грубый - недостаточно культурный, неделикатный.
  • Распад – несогласие.

                                                       Чтение и анализ материалов из газет и книг.

  1. Мой папа часто выпивает.

Когда приходит  домой, ругается с мамой. Я не люблю папу за то, что он берет деньги из  маминого  кармана. Папа  выпивает  все  пакеты молока за один день, а нам ничего не оставляет.

Когда  папа  приходит с  работы  пьяный, то мама всегда говорит, что он устал. По выходным  я  езжу  к  бабушке, чтобы  не  слушать  их  разговоры.

Вопросы: 1. Какой отец  мальчика?  (Часто  выпивает  спиртное, грубый, не  уважает  жену, после выпивки  ругается  с  женой. Жена дает ему деньги. Он  не  уважает  жену,  детей).

              2. Почему мальчик не любит отца? (потому что он берет деньги из маминого кармана).

            3. Зачем мальчик едет к бабушке? (чтобы  не слушать  их  разговоры).

               

        2.Текст.

           За последние два-три года наших отношений с папой  что-то разладилось. Я даже не знаю, из-за  чего  это произошло. Никогда  я  не обращаюсь  к  нему, когда  у меня что-то не ладится в отношениях с  друзьями или со старшими. Мне кажется, он не может понять меня. Очень часто я слышу от него, что еще не  доросла  судить  о чем-то. Я очень хочу, чтобы он  понимал меня, видел во  мне  человека.

  • 1.Какое отношение между отцом и девочкой? (Между  ними  разлад-несогласие. Она скрывает  свои  отношения  с  людьми, с  друзьями.)
  • 2.Каким человеком она хотела видеть отца? (Понимающим, заботливым, внимательным, чтоб папа видел в ней человека, чтобы всегда мог или хотя бы попытаться понять ее).

3.Текст.              

                                        Притча об отце и сыне.

        У  доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок - вобьет один гвоздь, совершит другой - еще гвоздь, третий, четвертый - и каждый  раз по гвоздю. Не успел оглянуться - как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: «Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?»  Стыдно стало сыну, он и отвечает: «Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить». Так и повелось. Свершит сын доброе дело - отец один гвоздь вынимает, свершит другое - второй гвоздь долой, за ним - третий, четвертый, пятый. Быстро пролетело время. И на доске не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: «Ну   вот  видишь,  отец, я  свое слово  сдержал: люди  видят от  меня  только хорошие дела, и доска оставалась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь умереть спокойно». На что отец с грустью ответил: «Это так, сынок. Гвоздей- то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее - она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовским оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок».

                           Словарная работа

 Притча- В старинной литературе: иносказательный рассказ  с нравоучением.

Непутевый- Легкомысленный, беспутный, разгульный.

Почитать-чтить- относиться к кому –чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.

Вбивать- вбить- ударяя по какому-нибудь предмету, заставить его войти внутрь.

                Анализ.

-  Каков отец мальчика? ( Добрый, уважаемый человек).

- А сын? ( Непутевый сын: людей обижал, старых не понимал, плохие поступки совершал).

- Почему опечалился отец? ( Как совершит сын плохой поступок - вобьет один гвоздь…)

- Что случилось с доской? ( Вся  доска  гвоздями  утыкана  стала).

- В чем поклялся сын  отцу? Сдержал  ли сын  свое  слово?

 -Спокойно ли было на душе отца? ( Нет,  потому  что  раны  на  сердце  отцовском оставляют  рубцы   навсегда. Ничто  в  нашей жизни не  проходит  бесследно).

- К чему призывает автор? В чем нас он убеждает? ( Нельзя  совершать дурные поступки, потому что родители  беспокоятся  о детях. Надо  уважать  своих  родителей,  взрослых, чтить  их). От нашего поведения зависит здоровье, жизнь родителей.

        Отец  показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по- мужски  относиться  к жизни, решать проблемы, общаться с людьми. Отец формирует  такие нравственные качества, как ответственность, чувства долга, доброту, уважение к взрослым, любовь.

-Чем вы должны радовать своих родителей? ( Хорошей учебой, трудолюбием, добротой, хорошей дисциплиной…)

                 Словарная работа

Доска -плоский с двух сторон кусок дерева небольшой толщины.

Рубцы – рубец- глубокий след на теле от зажившей раны.

        III. Представьте себе, что к нам приехал   журналист  из  газеты  «Молодежь Тувы»

Представляю вам будущего журналиста нашего класса Октябрь Аяжы Алдын-Мергеновича.

                Интервью

  1. За что ты любишь своего отца?

                              1.Мы с отцом дома  беседуем о многом: что происходит в мире, о его работе,         моей учебе, планируем, какую работу должны сделать за неделю.

                             2.Мне нравится папин характер: он всегда веселый, всегда шутит, смеется, но не          нравится мне то, что он вспыльчив.

3.Он не ругается. Он интересный человек.

4….за честность, справедливость, за трудолюбие. Он никогда не поднимет руки даже на мышь. Но я хотела бы, чтобы он никогда не прикасался к  спиртными напиткам.

5. Он прекрасно готовит…

  1. Чему научил тебя твой отец?

1.Научил меня любить животных, водить мотоцикл (машину) и разбираться в его моторе.

2. … относиться ко всем доверчиво и доброжелательно.

3. … плотничать, полоть огород, делать фотографии.

4. Научил меня играть в шашки, в шахматы, рассказывает, как надо понимать музыку.

5. Учит меня слушать взрослых, почитать их, уважать старших, быть терпеливым, внимательным.

6. Научил меня справедливости, правильно оценивать свои поступки, всегда сознаваться в  плохих.

  1. Каким должен быть настоящий отец?
  1. Всегда был спокойным, способным в любых ситуациях трезво рассуждать, был заботливым, внимательным, чтобы всегда мог или хотя бы попытался понять своих детей.
  2. Занимался спортом, больше играл с нами.
  3. Учил бы нас водить мотоцикл, машину, конструировать.
  4. Любил меня, уважал маму…
  5. Мог материально обеспечить семью, вести хозяйство.
  6. …был современным, читал книги, журналы.
  7. …сильным  и красивым, мудрым и ласковым, строгим и трудолюбивым.
  8. … добрым, справедливым, чтобы помогал маме, не валялся на диване и не смотрел бы телевизор, когда надо помочь маме и нам.
  9. Чтобы в любых ситуациях мог  трезво рассуждать, был бы заботливым, понимал бы нас.
  10. Не бил бы меня, маму; не пил бы; не кричал бы дома.
  1. Спасибо вам за ответы, за интервью.

Какими качествами должен обладать мужчина, чтобы отвечать  своему назначению быть отцом?

  • Обеспечивать семью;
  • Любить и уважать жену и детей;
  • Помогать по дому, вести хозяйство;

IV. Результаты анкетирования.

     На прошлом уроке мы провели анкетирование. Участвовали 17 учащихся, 1 не сдал тест, другой все перепутал, а дали ответ 15 учащихся.

                Даны следующие вопросы:

  1. Выпивает ли ваш папа?
  1. Иногда
  2. Всегда
  3. Вообще не пьет.
  1. Посещает ли отец на родительские собрания?
  1. Иногда
  2. Всегда
  3. Не посещает.
  1. Находит ли время для разговора с вами?
  1. Иногда
  2. Всегда
  3. Не находит  ( не разговаривает).
  1. Покупает ли вам учебные принадлежности, одежду?
  1. Иногда
  2. Всегда
  3. Не покупает.
  1. Как относится к вашей маме?
  1. Хорошо
  2. Грубо
  3. Бьет
  4. Уважает
  5. Ссорится.

     Ответы

Вопросы

Иногда

Всегда

Нет

1

14

0

1

2

4

1

10

3

4

11

0

4

7

5

3

5

ХОРОШО

10

БЬЕТ

1

УВАЖАЕТ   (ССОРИТСЯ)

5                        2

Какой вывод можно сделать: 1 папа  вообще не пьет, это  отлично, 14 отцов иногда  выпивают. 1 отец  всегда посещает  на  родительские собрания. Молодец!  11 отцов всегда находят время  для  разговора с  детьми. Это очень хорошо. 5 отцов всегда своим детям покупают учебные принадлежности. 3-не покупают ничего.  Очень  плохо. Наши отцы уважают и хорошо относятся  нашим матерям. Очень редко ссорятся.

Желаю вам взаимопонимания, уважения, любви в   ваших семьях.

Я думаю, что влияние отца делает сына более честным, открытым, добрым, дисциплинированным. Сын растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.

V. Давайте посмотрим, что сказали знаменитые  люди  о роли  отцов. Читаем высказывания великих людей.

  1. Один отец значит больше, чем сто учителей.    ( Д. Герберт ).
  2. Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты.                                         ( И.М. Карамзин).
  3. Отец - это сила, ум, опора  семьи  в  житейских  трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг  детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под  его  наблюдением  и   защитой  детям  хорошо  и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем.                                                                            ( И.Я. Соловьев).

Вывод:- Какова роль отца в семье?

Отец - это опора, глава семьи. Больше всего воспитывают друг  друга  близкие  люди личным примером. Рядом с  честным  человеком  начинаем  ценить  честность, рядом с хитрым  приучаемся  хитрить…  Без  хороших  отцов  нет  хорошего  воспитания.

Будьте  в  будущем  хорошими  родителями!

VI. А теперь вспомните, пожалуйста, пословицы об отце или о родителях на русском, и на тувинском языках.

  1. Хлеб в  закромах - голодать  не придется,

В  юрте отец - бедовать не придется.

  1. Тараалыг  кижи  тодуг,

Адалыг  кижи  чоргаар.

  1. Слово отцово запоминай,

Слово матери уважай.

  1. Ада созун  ажырып  болбас,

Ие  созун  ижип  болбас.

  1. Ребенок к отцу ластится,

Козленок к сосцу тянется.

  1. Адазынга кызы чассыг,

Авазынга анай чассыг.

  1. Дочь при матери умелой станет,

Сын с отцом послушным вырастает.

  1. Иелиг  кыс  шевер,

Адалыг оол томаанныг.

  1. Отец с  тобой –людей  верной   узнаешь,

Есть конь  лихой- простор  степей   познаешь.

  1. Ада турда- чон таныыр,

Аът турда- чер коор.

  1. Нет отца - кто мне даст совет?

Нет коня - нот у меня нет.

  1. Ада  чокта  эш  чок  дег,

Аъды  чокта  бут чок  дег.

  1. Нет отца- еще не сирота

Матери нет- круглый сирота.

  1. Ада чокта-чартык оскус

Ава чокта- будун оскус.

VII.Мини-сочинение- рассуждение.     «За что я люблю своего отца».

VIII. Заканчиваем наш урок маленькими стишками.

1.Монгуш Кенин -Лопсан.   Уроки отца.

         Я рос в тайге, и это вы учтите!

Не знал календаря и букваря.

Отец мне был советчик и учитель-

Он как охотник славился не зря.

-Кто такой Монгуш Кенин-Лопсан? (тувинский писатель, председатель шаманов Тувы, Живое сокровище мира. Он удостоен почетного звания  «Народный писатель РТ», заслуженный работник культуры Тувы и РСФСР, кавалер  ордена Дружбы народов, награжден высшей государственной наградой РТ-Орденом Республики,вучена золотая медаль  ордена «За заслуги  перед Отечеством» II степени ).

-Кем был отец? ( учитель, советник, охотник).

2. Н. Белоусов.

           Своих родителей

        Себе мы лепим сами:

        Как поведем себя,

        Так и они

        Общаться будут с нами.

Спасибо вам за урок. Вы мне хорошо помогли на этом уроке.

-Как вы думаете, почему я взяла тему «Отцы и дети»?

Скоро праздник 23 февраля - день Защитников Отечества;

В школе проходит месячник, посвященный ко Дню Защитников Отечества.

IX. Дома:     М.Горький «В людях» читать V главу повести.

                      Сочинение - рассуждение «За что я люблю своего отца?».

                                                                                                

 

                                                                                                 

             

       ( Урок внеклассного   чтения  

                                по  материалам  публицистики)

                                                                                                            Учитель русского языка и литературы

                                                                                                               МАОУ « СОШ с. Аксы – Барлык»

                                                                                                                               Хомушку М.С.

                                                                             Аксы – Барлык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...