Урок элективного курса "Коварные знаки препинания"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме

Морозова Мария Евгеньевна

В занимательной форме рассказывается о роли знаков завершения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_elektivnogo_kursa.rar218.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Паликская средняя общеобразовательная школа № 2.»

Урок элективного курса по русскому языку.

                      Тема:

                      Цели:

Образовательная: Обеспечить в ходе занятия закрепления понятия о        знаках препинания в конце предложения.

Развивающая: развивать навык культуры речи; навык самостоятельной работы.

Воспитательная: дать представление о связи изучаемого материала с жизнью.

Ход занятия.

1. Орг.момент.

2. Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте. Какое у вас настроение? (Полные ответы.)

- Ваши ответы прозвучали с различной интонацией. А как выразить ваше настроение в письменной речи?(С помощью знаков препинания. )

3.Актуализация знаний.

- Какую роль играют знаки препинания в письменной речи?(Помогают выразить различные смыслы слов и чувства.)

4. Знакомство с новым материалом.

Слово учителя.

- Сегодня на занятии мы поговорим о знаках препинания, которые многие считают лёгкими, над ними особенно не задумываются. Это знаки препинания в конце предложения. Мы выясним, действительно ли они «лёгкие»?

У знаков препинания есть  «географическое положение.

Одно из излюбленных мест —  конец предложения. Здесь поселились четыре знака: вопросительный, восклицательный, точка и многоточие.

СЛАЙД.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?.. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга?

    Этот пушкинский текст, использованный в качестве диктанта, зачастую не осиливают даже выпускники школы, хотя знакомство со знаками конца предложения происходит... в первом классе.

СЛАЙД.

   Видя пропущенный вопросительный или восклицательный знак, часто удивляешься: «И как меня угораздило ошибиться в таком легком случае?» Однако болезнь, симптомом которой является «нечувствительность» к знакам конца предложения, гораздо серьезнее. Люди, страдающие этой болезнью, как правило, и в собственной письменной речи не пользуются вопросительными и восклицательными знаками: написанные ими тексты интонационно бедны, монотонны. Обычно такой человек не умеет и выразительно читать вслух, однообразно «бормочет» стихи, выученные наизусть, или «отбарабанивает» их как скороговорку. Против такого чтения протестовал еще А. С. Грибоедов, автор фразы, которая стала крылатой: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой».

       Откуда берется «нечувствительность» к вопросительным и восклицательным предложениям?

   Прежде всего от недостаточного проникновения в смысл письменной речи, носителем которого являются и знаки. Вспомните переписку Виктора Гюго с издателем.(Выслушать учащихся.) Этой переписки не было бы, если бы писатель и издатель не умели «читать» знаки препинания, понимать заключенный в них смысл.

       Вопросительный и восклицательный знаки помогают выражать и чувства. «Нечувствительность» к этим знакам связана с отсутствием эмоционального отклика, «отзывчивости» на радость, горе, гнев, выраженные автором. Вспомним первую строфу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

  — Скажи-ка, дядя, ведь не даром

   Москва, спаленная пожаром,

            Французу отдана?

   Ведь были ж схватки боевые,

   Да, говорят, еще какие!

 Недаром помнит вся Россия

             Про день Бородина!

   Если кто-то из вас, записывая эти строки по памяти, не ставит вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений (а это случается достаточно часто), значит, пишущий не вдумался в вопрос, заключенный в стихотворных строчках, не отозвался на выраженные в них чувства.

   Следствием «нечувствительности» к смысловой и эмоциональной стороне текста является «нечувствительность» к интонации. Вместе с тем интонация присутствует в любой форме речи: и в устной, и в письменной. Ее нужно только научиться «слышать», осознавать. И тогда текст будет «звучать» в вашем сознании. Об этом писал известный  психолог Н. И. Жинкин: «Когда мы читаем повести, романы или драматические произведения, мы внутренне слышим голоса действующих лиц и автора. В той мере, в какой эти произведения отображают жизнь, они проникнуты живой интонацией».

СЛАЙД.

   Итак, внимание и восприимчивость к смыслу, чувствам и выражающей их интонации — вот что необходимо для правильной постановки знаков препинания в конце предложения.

   Проверьте себя: есть ли у вас эта восприимчивость? Напишите по памяти то, что вы лучше помните: начало «Письма Татьяны к Онегину».

СЛАЙД.

   Если все нужные знаки на месте, значит, дела не так уж плохи. Но не очень гордитесь. Вы работали в льготных условиях, когда ваше внимание уже было обращено на нужные знаки.

   Теперь мы перейдем к подробному разговору о вопросительных и восклицательных предложениях.

 «Что такое  вопросительный знак? — пошутил     однажды

советский поэт Михаил Светлов. — Это состарившийся восклицательный!»

Мы понимаем глубокий смысл, заключенный в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке как о сгорбленном старике.   Вопросительный знак вечно молод и полон силы, хотя и существует столько же, сколько существует человечество.

  Люди постоянно задают друг другу и сами себе множество вопросов. Это неудивительно: вопросы — двигатель человеческого познания. Человеку присуща глубочайшая потребность открывать, узнавать и объяснять непонятные для него свойства и явления окружающего мира.

Больше всего задают вопросов маленькие дети, для которых все окружающее их ново и загадочно. Не случайно писатель Борис Житков назвал их «почемучками». Остро и пытливо спрашивают подростки. Всю жизнь ставят вопросы и ищут ответы на них ученые. Постоянно спрашивают о чем-то друг друга люди в повседневном общении, в быту. Все это множество вопросов можно разделить по смыслу на четыре группы.

СЛАЙД.

   Первая группа это вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать.

Кто при звездах и при луне

Так поздно едет на коне?

                   (А. С. Пушкин.)

Чей конь примчался запаленный

 И пал на камни у ворот?

                      (М. Ю. Лермонтов.)

 Вторая группа — это вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ.

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

                    (И. А. Крылов.)

Или мы хуже других уродились?

 Или не дружно цвели-колосились?

                              (Н. А. Некрасов.)

Третья группа вопросов (альтернативные) требует ответа на выбор: спрашивающий называет два предмета (или больше), а отвечающий должен выбрать что-то одно.

 Видят — маленькая точка

 Показалась вдалеке:

 То ли чурка, то ли бочка

 Проплывает по реке?

           (А. Т. Твардовский.)

Четвертая группа — это вопросы, на которые не ожидают ответа. Человек задает их, как бы размышляя с самим собой (вспомните знаменитое «Быть или не быть?» главного героя трагедии В. Шекспира «Гамлет») или же привлекая особенное внимание к тому, о чем идет речь. Такие вопросы называются риторическими.

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

    И рабство, падшее по манию царя,

    И над отечеством свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная заря?   (А. С. Пушкин.)

О Волга, колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

              (Н. А. Некрасов.)

   Самые разнообразные вопросы могут встретиться вместе, «под одной крышей», в одном и том же художественном тексте.

   Попробуйте определить, какие вопросы использовал А. С. Пушкин в стихотворении «Цветок»: (Тексты отпечатаны)

 Цветок засохший, безуханный,

 Забытый в книге вижу я.

 И вот уже мечтою странной

 Душа наполнилась моя:

 Где цвел? когда?  какой весною?

 И долго ль цвел? и сорван кем —

 Чужой, знакомой ли рукою?

 И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

 И жив ли тот, и та жива ли?

 И нынче где их уголок?

 Или уже они увяли,

 Как сей неведомый цветок?

   Когда вы научитесь легко относить вопрос к той или другой смысловой группе, вам будет легко выделять вопросы по смыслу в любом тексте.

   Нередко вопросительные предложения включают специальные вопросительные слова, которые сигнализируют о вопросе: кто, что, неужели, разве, ли и т. д.

  Мы уже говорили о словах-сигналах: они дают возможность в какой-то степени предугадывать и мысль, и интонацию, и знаки препинания.

  Люди, которые научились читать сигналы языка так же внимательно, как охотник читает следы зверей и птиц, при встрече с таким сигналом сразу предугадывают вопросительный характер предложения.

  О словах, которые помогают спрашивать, рассказано в стихотворении

С. Маршака.

Есть у меня шестерка слуг,         Они по знаку моему

Проворных, удалых.                   Являются в нужде.

И все, что вижу я вокруг,        Зовут их: Как и Почему,

Все знаю я от них.                      Кто, Что, Когда и Где.

   На самом деле этих слов не шесть, а гораздо больше. Попробуйте их вспомнить.

   СЛАЙД.(с ответами)

 - Назовите слова, помогающие спросить, в каком месте что-то находится, узнать, в какое место надо пройти или проехать, выяснить, из какого города приехал человек, узнать о времени какого-то события, выяснить причину того или иного явления.

-  Назовите коротенькое слово, помогающее задать вопрос, на который отвечают да или нет.

- Вспомните слова, позволяющие спросить о живом существе, о неодушевленном предмете, о числе предметов, их порядковом номере при счете.

- Назовите слово, при помощи которого можно узнать о качестве проделанной работы.

- Вспомните, какие слова помогают спросить о признаках предметов, их принадлежности кому-нибудь, о том, с какой целью что-то делается.

- А теперь самое трудное: назовите слова, выражающие одновременно вопрос и удивление.(Разве, неужели)

  Иногда вопросительные предложения строятся без вопросительных   слов.   Их  узнают  по смыслу и интонации.

Восклицательный знак.

   Бесконечен мир человеческих  чувств: радость, гнев, страх, печаль... В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем» самых разнообразных чувств служит восклицательный знак.

   Наша речь может выражать много хороших чувств: радость, гордость, торжество, одобрение. Условимся называть предложения, выражающие эти чувства, «радостными».

СЛАЙД.

   К сожалению, в нашей речи иногда выражаются и недобрые чувства. Тогда в восклицательных предложениях звучат неудовлетворение, упреки, угрозы, насмешка, оскорбление. Это «сердитые» предложения. Прочтите примеры из поэзии А. С. Пушкина и определите, какие чувства выражены в них:

1.  Дурачина ты, простофиля!

     Не умел ты взять выкупа с рыбки!

2.  Ах ты, мерзкое стекло!

    Это врешь ты мне назло.

СЛАЙД.

  Восклицательные предложения могут выражать тревогу, страх, предупреждение об опасности, «звать» на помощь.

-  Попробуйте определить, какие чувства выражены в примерах: (Тексты отпечатаны.)

   Эй, берегитесь, Толстяки:

   Пришли последние деньки!

                            (Ю. Олеша.)

   Уходите, бегите, спасайтеся!

   Эй, пожарные, бегите!

    Помогите, помогите!

                        (К. Чуковский.)

   В восклицательных предложениях может выражаться также и горе, печаль, сожаление, жалоба.

-  Вспомните сцену из пушкинской «Сказки о золотом петушке»:

 Царь Дадон видит своих мертвых сыновей, вонзивших мечи друг в друга.

СЛАЙД.

Царь завыл: «Ох, дети, дети!

Горе мне! попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! смерть моя пришла!»

  Если человек видит что-то странное, неожиданное, необычное, то он выражает сильное удивление. В таких случаях он произносит «удивленные» предложения. СЛАЙД. Особенно часто и сильно удивляются дети. Это хорошо выражено в детской поэзии. Вот пример такого предложения:

Ах, посмотрите, стрекоза летит на вертолете!

          Восклицательными могут быть не только предложения, выражающие чувства. Вспомним о предложениях, которые называются побудительными; они выражают приказ, команду, требование или просьбу.

СЛАЙД.

 Например:

1) Молчи! устал я слушать. (И. А. Крылов.)

 2) Смилуйся, государыня рыбка! (А. С. Пушкин.)

  Эти предложения мы можем для себя называть предложения-командиры» и предложения-«попрошайки».

В следующих примерах вы без труда сможете их различить:

 1. Вставай!

                 Иди!

                      Гудок зовет, и мы приходим на завод.

 2. Приходи,

               заступник

                          и расплатчик!

                                      (В. Маяковский.)

   Восклицательные предложения употребляются в тех случаях, когда

люди обращаются друг к другу, зовут друг друга, стараются привлечь к себе внимание, приветствуют кого-нибудь, здороваются, прощаются, высказывают добрые пожелания.

СЛАЙД.

- Определите, что выражено в следующих примерах: (Тексты отпечатаны)

 I. Здравствуй, племя Младое, незнакомое!

2.  Прощай же, море! Не забуду

    Твоей торжественной красы.

3.  Друзья мои, прекрасен наш союз!

4.  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

     Что ж ты тих, как день ненастный?

                                             (А. С. Пушкин)

   Иногда  в предложениях  встречаются   «восклицательные» слова. Такие слова — сигнал к постановке восклицательного знака. Вот они: ах, ой. ай, эй, ау, ох, эх, ага, ура, уф, ого, увы, ай-ай-ай.

СЛАЙД.

   Давайте разберемся, когда они употребляются.

 - Какое из этих слов выражает сильную радость, торжество, какие слова помогают выразить удивление, испуг, огорчение, сожаление, жалобу на боль или усталость.

   «Восклицательными» иногда могут быть слова, с которыми мы уже сталкивались как с вопросительными: какой, как, что. Эти слова, как актеры, способны играть разные роли: в вопросительных предложениях они помогают спрашивать, а в восклицательных показывают, что содержание предложения окрашено сильным чувством.

СЛАЙД.

Например, в предложении  Как мы вас ждали! чувство ожидания, желания встречи звучит гораздо сильнее, чем в предложении Мы вас ждали. В следующих примерах вы легко заметите это усиление чувства благодаря использованию слов как, что и какой:

   Как я рад, как я рад,

   Что поеду в Ленинград!

                    (К. Чуковский.)

    Голубушка, как хороша!

    Ну, что за шейка, что за глазки!

                                 (И. А. Крылов.)

  Итак,  мы  встретились  с  интересным языковым явлением; одни и те же слова могут играть разные роли и служить сигналами разных знаков в конце предложения. Поэтому, начав писать предложение со слова как или какое, не настраивайтесь автоматически на постановку вопросительного знака в конце, а вдумайтесь в смысл и проникните в настроение, выраженное во всем предложении целиком.

    Поставим точку.

  «Точку поставить легче всего», — наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее часто даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти.

- Попробуйте расставить точки в стихотворном тексте из книги

А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»:

(Раздать тексты.)

...Кисель там варят из резины

 там шины делают из глины

 кирпич там жгут из молока

 творог готовят из песка

 стекло там плавят из бетона

 плотины строят из картона

 обложки там из чугуна

 там варят сталь из полотна

 кроят рубахи из пластмассы

 посуду делают из мяса

 котлеты стряпают из сажи

 там ваксу делают из пряжи

 прядут там нитки из сукна

 костюмы шьют из толокна

 кисель там варят.

-  Удалось ли вам поставить точки так, чтобы текст стал понятным?

-  Проверьте себя (СЛАЙД.)

5. Итог.

- Если вам удалось расставить точки так, что текст стал понятным, значит мы можем спокойно закончить наше занятие и поставить точку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»...

Технологическая карта урока по теме: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Предложенная методическая разработка - технологическая карта урока в 5 класс в соответветствии с новым образовательным стандартом ОО....

Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....

Статья. Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Цель урока: 1. Совершенствовать навыки нахождения д.о., выделения его знаками препинания; построения предложений, осложн...