Работа с текстом при изучении и повторении лексики
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Работа с текстом при изучении и повторении лексики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom_pri_izuchenii_i_povtorenii_leksiki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом при изучении и повторении лексики.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы. Антонимы.

1.        Прочитайте отрывок из книги Льва Успенского «По дорогам и тропам
языка». Какие слова в названии книги употреблены в переносном значении
книги? Определите тему, основную мысль текста.

Слово — одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг другу.

Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение. Это значение указывается в толковых словарях».

Да, тут все совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка»...

  1. Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью (с цитированием). Составьте схему этого предложения.
  2. Запишите два первых абзаца. Объясните известные вам орфограммы и пунктограммы.
  3. Перескажите текст, дополнив свой рассказ о слове, о его лексическом значении примерами из толкового словаря. Подумайте о том, как закончить свой рассказ.

2.        Запишите отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Слова». Какова
основная мысль текста?

Люблю обычные слова, как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло, и в этом наше ремесло.

  1. Подберите синонимы к словам понятный, обычный, туманный.
  2. Выучите отрывок наизусть.

3.        Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Николая
Рыленкова. Определите тему, основную мысль текста. Какое слово мы можем
назвать добрым?

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово - что дать напиться. Со словом обидным - нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Но слова правдивого остерегаться -

Не то же ль, что собственной тени бояться?

Я истины эти - знаю измлада,

А думать над ними - всю жизнь мне надо.

  1. Подберите синонимы и антонимы к словам добрый, правдивый, истина.
  2. Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме, объясните орфограммы.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Слово - это поступок».

4.        Прочитайте стихотворение. Объясните смысл названия.
Будьте добры.

Сколько просьб начинается с «будьте добры»!

  • Скажите, который час?
  • Простите, глаза у меня стары...
  • Придите, беда у нас!
  • Будьте добры.

(Л. Татьяничева).

  1. Объясните, пользуясь словарем, значение слов просьба, беда.
  2. Запишите предложение с обращением, объясните пунктограммы.
  3. Составьте диалоги, используя, будьте добры и другие вежливые, добрые слова, на одну из тем: «В музее», «На остановке автобуса», «В библиотеке», «На экскурсии», «В магазине», «У кассы кинотеатра».

5.        Запишите отрывки из стихотворения Новеллы Матвеевой «Было тихо..» В каких значениях употребляются в нем многозначные слова земля, стол?

Было тихо, очень тихо, - ночь на всей земле.

Лишь будильник робко тикал на моем столе...

Было тихо, очень тихо, - тихий час теней...

Лишь будильник робко тикал, мышь скреблась

Сверчок пиликал, козлик мекал, кот мяукал,

Поросенок дерзко хрюкал, бык ревел,

И две собаки дружно вторили во мраке ржанию коней.

  1. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора?
  2. Подберите синонимы к словам тихо, робко, дерзко, дружно.
  1. Докажите, что слово тихий является многозначным. Составьте и запишите несколько словосочетаний (или предложений) с этим словом, употребляющимся в разных значениях. Подберите синонимы и антонимы.
  2. Выпишите из текста глаголы, которые своим звучанием помогают нам представить звуки, издаваемые животными, предметами. Почему в этом стихотворении так много таких слов?

5) Выпишите из текста существительные, входящие в тематическую группу «Животные». Составьте кроссворд на эту тему (включив в нег слова из стихотворения и другие слова на эту тему).

6.Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Какова его основная мысль? На что указывает название текста: на тему или основную мысль?

Слова, слова, слова.

Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным - полно, а безымянных - нету! И все, что может видеть глаз - над нами и под нами, -И все, что в памяти у нас, - означено словами. Они слышны и здесь и там, на улице и дома: Одно - давно привычно нам, другое — незнакомо... Язык — и стар и вечно нов! И это так прекрасно — В огромном море - море слов - купаться ежечасно!

  1. Как вы понимаете слова «Язык - и стар и вечно нов!»? Подтвердите примерами мысль, выраженную этими словами.
  2. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор выражает свою любовь к слову, восхищение миром слов?
  3. Перечитайте третье четверостишие. К каким словарям мы обращаемся, чтобы узнать значение незнакомых слов? Какие словари вам известны?
  4. Подготовьте  сообщение  на  тему  «Словари  -  наши  друзья  и помощники».
  5. Подберите синонимы к словам старый, новый, вечно, полным-полно, огромный, ежечасно, давно.
  6. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Что достигается благодаря их употреблению?

7.0тгадайте загадки, включенные в книгу поэта Георгия Ладонщикова «Скучать некогда».

Если знаешь зверей, назови их скорей! Эта рыжая плутовка и коварна и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора И мышами поживиться любит шустрая ....

Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он,

Видно, желуди искал. Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан. Очень грозный был ....

Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка за старой смотрят зорко. Еле ноги уволок от собак матерый ....

Горбоносый длинноногий великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось встретить, знай, что это ....

  1. Запишите одну - две загадки, объясните орфограммы и пунктограммы.
  1. Подберите синонимы к словам ловко, зорко, смелый, грозный, шустрый. Какую стилистическую помету имеет в словаре слово шустрый?
  1. Докажите, что слова земля, острый - многозначные.
  1. В каком значении употребляется в одной из загадок многозначное слово матерый? (Обратитесь к словарю.)
  1. Выпишите из загадок сложные слова, разберите их по составу.
  1. Прочитайте словарную статью, посвященную слову лиса, в толковом словаре. Каково переносное значение этого многозначного слова? Какого человека (в разговорной речи) называют лисой!

8. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Вечер на Оке». В каком значении употребляется в нем многозначное слово пейзаж?

В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Сутра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей...

  1. Какие слова употреблены в переносном значении? Что достигается благодаря их использованию в поэтическом тексте?
  2. Докажите, что слова художник, поля, труд являются многозначными.
  3. Подберите синонимы и антонимы к словам радость, подлинный. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд?
  4. Сравните синонимы пейзаж, ландшафт. Чем они отличаются друг от друга? Выпишите пример на употребление слова ландшафт из «Школьного словаря иностранных слов»
  5. Какой синоним к слову работа используется в тексте?
  6. Объясните значение слова очарованье, подобрав к нему синонимы. Какой синоним помогает объяснить правописание безударной гласной в корне слова очарованье? Какое однокоренное слово используется в этом стихотворении?

9. Выпиши в два столбика прямые и переносные значения слов.

Крыло птицы. Крыло мельницы. Нос человека. Нос корабля. Горлышко бутылки. Горлышко ребенка. Язычок у котенка Язычок замка. Хребет животного. Хребет горы. Сердце человека. Центр- сердце города. Свет лампы. Свет науки. Корень зла Корень сосны. Портной вдевает нить в иголку. Потерять нить речи. Вода из горного источника. Сведения из надежного источника. Потерялся ключ от замка. Ключ к заданию.

10. Какое из слов,написанных в скобках, ты впишешь в каждое предложение?

Архитектор представил заказчику отлично разработанный (проект, набросок). Страшна в открытой степи снежная ( буря, гроза). На все вопросы он дает ….. ответ (подвижный, быстрый). Канат был достаточно        (крепок, силен). После долгого размышления он принял …. решение (крепкое, твердое). Кошка подходит к птичке …. (тихо,крадучись).

11. Подбери к каждому слову антонимы.

Радость, слабость, друг, сытость, здоровье, ложь, бедность доброта, сладость, старость, конец, ум.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» (с использованием технологии морфемного чтения и письма)

Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка. 1.Особенность русской орфографии.Главной особенностью русской орфографи...

Обобщение педагогического опыта по теме «Изучение лексики и грамматики английского языка путем работы с текстами зарубежных песен на занятиях»

Не одно поколение преподавателей и учителей внедряют в свою творческую работу песни на иностранном языке. Но что же может дать песня на английском языке в изучении языка? Достаточно, чтобы выучить опр...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

5 класс Повторение изученного по теме "Лексика"

Даная презентация помогает повторить не только лексический материал, но и орфографию и пунктуацию....