Работа с текстом при повторении и обобщении изученного материала
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Горшкова Евгения Николаевна

Задания для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом при повторении и обобщении изученного материала.

Комплексный анализ текста – один из эффективных способов подготовки к экзаменам. Сегодня усилия должны быть направлены не только на усвоение учащимися специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо:

- научить ученика решать языковыми средствами те или иные коммуникационные задачи в разных сферах и ситуациях, т.е. сформировать коммуникативную компетенцию;

- привить культуру речи – владение нормами русского литературного языка, его функциональными стилями и правилами речевого общения, словарем и грамматическим строем, т.е. сформировать языковую компетенцию;

- обучить лингвистическому анализу языковых явлений, т.е. сформировать лингвистическую компетенцию.

Все эти задачи позволяет решить комплексный анализ текста.

Трудность возникает при отборе текстов и заданий к ним. Далеко не любой текст обеспечит возможность выполнения заданий, связанных и с речеведческим, и с филологическим, и с лингвистическим анализом, и с повторением основных разделов школьного курса русского языка, и с подготовкой к разным видам итоговой аттестации. Текст должен быть интересен для старшеклассников, вызывать «отклик», желание работать с ним.

При повторении и обобщении в 10 классе темы «Лексика», которая совпадает по времени с работой над романом И.А. Гончарова «Обломов», можно обратиться к фрагменту «Сна Обломова» (глава 9).

(1) Где мы? (2) В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? (3) Что за чудный край! (4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного и угрюмого. (5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6) Море, например? (7) Бог с ним! (8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него хочется плакать. (9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы, будто обреченного на муку чудовища, да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (11) Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой. (12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море. (14) Нет, бог с ним, с морем!.. (15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя… (17) И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей. (18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Задания к тексту.

1. Определить тему и главную мысль текста.

2. Определить стиль текста.

3. Какие средства художественной выразительности использовал автор в предложениях 1 -3, 5-7?

4. В каком предложении (11-16) использован фразеологизм?

5. Из предложения 13 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

6. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью согласование.

7. Среди предложений 8-11 найдите сложные предложения, в состав которых входит безличное предложение. Напишите номера этих предложений.

8. Из предложения 10 выпишите частицы.

9. Из предложений 11-15 выпишите краткие прилагательные.

10. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью примыкание.

11. Среди предложений 15-18 найдите и выпишите сложноподчиненное предложение с определительным придаточным.

12. Среди предложений 15 – 18 найдите предложение, осложненное уточняющим обстоятельством.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение изученного материала по теме Наречие

Цели урока:систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Наречие»;развивать у учащихся логическое мышление;воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка....

Повторение и обобщение изученного материала.Урок-игра

Урок в форме игры для учащихся 6 класса по итогам 3-й четверти к учебнику Н.Я.Виленкина...

Урок в 5 классе "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Лексика"

Цели данного урока: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, различать слова в прямом и переносном значении, однозначные и многозначные слова; совершенствовать умение работать со слов...

Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цели: Познавательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного прои...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе  Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания,...

Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

 На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публич...