Главные вкладки

    Подготовка к написанию сочинения на лингвисчтическую тему (9класс)
    учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

    Хлынцова Галина Александровна

    В данном материале рассматриваются все этапы, необходимые для написания сочинения на лингвистическую тему. Каждый ученик испытывает затруднения, выполняя задание С2. Чтобы помочь детям, советую воспользоваться модульной разработкой и планированием урока. Предлагаю образец одного из сочинений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовка  к сочинению на лингвистическую тему.        

    (часть 3 С2) на основе высказывания К.Г. Паустовского «Нет ничего такого в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»

    Модульное обучение.

    ОЭ

    Деятельность

    учащихся

    Руководство по усвоению материала

    Контроль

    ОЭ-1

    Определение целей и задач урока.

    Формулировка темы. Планирование действий по достижению целей. Интегрирующая цель. Работа со словарем.

    Выяснение задания.

    Цель - уточнить значение слов лингвистика, лингвистический, лингвистическое понятие. Обязательное условие выполнения данной работы – следование инструкции

    Работа в группах.

    Необходимо привести примеры лингвистических понятий ( знаки препинания, синонимы, антонимы, фразеологизмы, частицы, глаголы, суффиксы и др.).

    ОЭ-3

    Актуализация знаний. Работа с лингвистическим материалом. Чтение и анализ высказываний на лингвистическую тему.

    Цели – выяснить суть содержания сочинения на лингвистическую тему, умение раскрывать смысл высказывания.

    1.Как формулируется задание С 2?

    2.Что должно быть в основе сочинения? Внимательно почитайте высказывание, которое будет в основе сочинения. Осмыслите его. Определите основную мысль высказывания. О каких свойствах и языковых явлениях идет речь?

    3.Написание вступления к сочинению:

    -сформулировать  позицию автора,

    -выразить свое отношение к ней.

    Работа в парах.

    1.Составление рассказа на основе лингвистических высказываний.

    2.Выбор ключевых слов.

    3.Написание вступления (индивидуально после обсуждения в группах)

    4.Формулировка позиции автора высказывания.

    5.Умение выразить свое отношение к данной проблеме

    Самопроверка (правильные ответы на слайде).

    Примерные ответы:

    -о богатстве и выразительности,

    -о средствах выражения мыслей,

    О роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений,

    -о взаимосвязи лексики и грамматики,

    -о роли синтаксиса в общении,

    -о гибкости пунктуационной системы и т.д.

    ОЭ-2

    Составление плана сочинения.

    Цель – выяснить особенности композиции сочинения – рассуждения, вспомнить особенности жанра (рассуждения), повторить сведения о роли вводных слов и знаках препинания при них.

    Необходимо помнить об абзацном членении сочинения на лингвистическую тему.

    Составление плана (общего).

    1.Вступление (2 – 3 предложения)

    2.Основная часть (приведение 2 – 3 аргументов из прочитанного текста).

    3.Вывод.

    4.Самопроверка (смотри слайд).

    Оценивание.

    Все пункты -2 балла, 1 отсутствует -1 балл, 2 отсутствуют – 0 баллов.

    ОЭ-4

    Работа с текстом. Выбор аргументов.

    Цель – осознанно и вдумчиво читать текст, уметь находить аргументы и правильно их цитировать, повторить способы передачи чужой речи и знаки препинания при ее оформлении

    1.Прчитайте высказывание.

    2.Прочитайте текст еще раз.

    3.Какие примеры являются аргументами к этому высказыванию?

    4.Какие способы цитирования мы можем использовать?

    5.Вспомните правила введения аргументов.

    Работа индивидуальная и в группах.

    1.Представители от групп знакомят класс  с примерами – аргументами, показывая, каким способом введения цитирования можно воспользоваться.

    2.Каждый ученик записывает в тетрадь аргументы, расставляя знаки препинания.

    3.Обязательное условие: примерно должно быть 7 - 9 предложений.

    4.Взаимопроверка.

    Количество баллов.

    - 7 – 9 предложений – 2 балла,

    - без ошибок – 3 балла,

    - 1 -2 ошибки – 2 балла,

    - 3 ошибки – 1 балл.

    ОЭ-5

    Повторение темы «Способы передачи чужой речи»

    Цель – повторение способов передачи чужой речи и знаков препинания при ней.

    Выполнение тестовой работы

    Работа в парах.

    Самопроверка, взаимная проверка.

    Самооценка.

    ОЭ-6

    Обсуждение образцов и вариантов детских работ

    Цель – написание творческой работы, используя клише (присмотримся повнимательнее к словам  в тексте…, обратимся к словам…, докажем эту мысль примерами из текста.., попытаемся раскрыть значение тезиса с помощью примеров, взятых из текста.

    Работа в группах, индивидуально.

    Составление высказывания (один человек от группы).

    ОЭ-7

    Вывод: место и его роль в творческой работе.

    Цель – уметь делать вывод о значимости лингвистического высказывания, выражая свое отношение к поставленной проблеме

    Работа индивидуальная, в парах, в группах.

    Написание сочинения – рассуждения.

    Чтение творческих работ (3 – 4 работы).

    ОЭ-8

    Домашнее задание.

    Цель – дифференцировать задания, выбрать по своим силам, выполнить.

    1.Выбрать 7 высказываний на лингвистическую тему.

    2.Выбрать ключевые слова из 4 из них.

    3.Написать вступление к 3 – 4 сочинениям.

    4.Привестипримеры – аргументы к любым 3 темам.

    5.Написать заключение, т.е. сделать вывод к 3 любым темам.

    Индивидуально и группами выполнить задания.

    ОЭ-9

    Рефлексия.

    Цель – подведение итогов.

    1.Как вы оценили свое участие в работе на уроке?

    2.Научились ли вы тому, чему хотели?

    (1.Я понял все сам.

    2.Я могу объяснить всем.

    3.Мне нужно еще потренироваться.

    4.Я ничего не понял).

    Учащиеся выставляют количество баллов за различные задания.

    Подведение итогов.

    Выставление оценок.

    Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

    Вариант 1.

      Мне нравятся многие высказывания нашего русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Одно из них о богатстве и многообразии русского языка. Любя и очень высоко ценя слово, он высказал очень верную мысль: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, наш язык настолько многогранен, что с помощью слов мы можем передать тончайшие оттенки мыслей, рассказать об окружающем мире. Паустовский утверждал, что можно с помощью слов не только назвать предметы, явления действительности, но и поделиться самым сокровенным. Я согласна с этим утверждением.

      Важным источником, питающим наш язык, является лексикология. Синонимы и антонимы широко используются в тексте, отличаясь и оттенками значения, и стилистической окраской, и предельной точностью выражения мыслей. Главная героиня, переживая «горечь и обиду», находит в себе силы жить дальше. Хотя ей тяжело после поступка , совершенного детьми, она с грустью вспоминает, что ее разговор  «обеспокоил, удивил, обидел». Эти слова (как нельзя лучше) передают тяжелое душевное состояние Анны Федотовны.

      Использованные суффиксы, особенно уменьшительно – ласкательные, - свидетельство богатейших словообразовательных возможностей русского языка.

      Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения сложных мыслей и различных оттенков  чувств.

    Вариант 2.

    (вступление)

       Мое внимание привлекли слова русского писателя. К.Г. Паустовский утверждал, что «нет ничего такого в жизни и в сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Давайте присмотримся к словам, вдумаемся в каждое из них. Самое важное – это возможность, богатство, многообразие лексики, необходимой для выражения мыслей простых и сложных. Докажем эту мысль примерами, взятыми из текста.

    Во-первых,…

    Во-вторых,…

    В-третьих,…

        Следовательно,…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

    Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

    Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения- рассуждения" (9класс)

    Урок - практикум. «Подготовка к  написанию сочинения - рассуждения. Проблема, авторская позиция и собственное мнение, аргументы по проблеме публицистического текста» Цель урока:подготовить у...

    Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

    Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

    Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

    Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

    Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

          Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....