Наша любимая фонетика. Разные согласные.
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме

Черняева Галина Петровна

    Много лет работая учителем - логопедом, я давно убедилась в том, что тема «Фонетика» является труднозапоминаемой и неинтересной для большей части учеников начальной школы. Позже путаница и неразбериха с гласными-согласными плавно перетекает в среднюю школу, старшую и… благополучно остаётся со многими взрослыми. Ничего не меняется и тогда, когда вчерашние школьники становятся родителями и приводят в школу своих детей:

- Парные согласные? А это, простите, что?

    И это всё потому, что когда-то давно им не объяснили фонетику интересно и «вкусно»! 9JPzrypTvCw%20%281%29_enl Я попробую это сделать!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznye_soglasnye.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Разные согласные 

: Гласных букв 10. А согласных букв  сколько? Больше или меньше?

: Больше!

 : Правильно – больше! Только вот сколько? И как их все припомнить?

Я научу вас быстро это сделать – за 1 минуту! Кто помнит начало алфавита?

: Я помню! А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З…

: Отлично! Нам пока больше и не надо.  А - удаляем, это гласная.

Я записываю:          Б  В  Г  Д  (Е, Ё- удаляем, это гласные)  Ж  З. Всё -  6 звонких парных есть. Парные глухие:      П  Ф К   Т                        Ш  С. Есть все парные согласные.

Теперь, чтобы вспомнить непарные звонкие, посмотрим на «волшебное» предложение в « старинном свитке» (два доморощенных плаката  размером 30/90 см для удобства хранения и «таинственности» свёрнуты в свиток; при необходимости демонстрируются учащимся):

 «Наша мама любит розовый йогурт» - Н, М, Л, Р, Й.

I:\DCIM\101OLYMP\P1016814.JPG

: Кто хочет повторить?  (Как правило,  хотят повторить все дети. И запоминают все.  Наверное, несокрушимая сила любви к Симпсонам помогает…)

: «Волшебное» предложение №2: «Хохотали цапли, чайки, щеглы»

I:\DCIM\101OLYMP\P1016816.JPG

: Х, Ц, Ч, Щ! Легко запомнить! : А над чем хохотали цапли, чайки, щеглы?

: Наверное, над двоечниками, что до сих пор не различают гласные и согласные буквы и звуки…

: А нам это теперь не грозит! Всё понятно и просто!

: Итак, начинаем с начала алфавита!

                      Б  В  Г  Д  Ж  З, добавляем парные глухие: П  Ф  К  Т  Ш  С.

Получаются 2 ряда парных согласных: Б   В  Г  Д  Ж  З

                                                                         П  Ф  К  Т  Ш  С. А почему парные именно они: Б-П, В-Ф?

 : Потому, что звуки этих букв  одинаково образованы!!!

: Б и П – одинаково произносятся при помощи губ, В и Ф – когда нижняя губа касается верхних зубов.

: Г и К – когда язык касается нёба, Д и Т – когда язык касается верхних зубов.

: Ж и Ш – когда язык, как чашечка, поднимается к нёбу, а З и С – когда по языку воздух скользит и упирается в нижние зубки!

: Всё правильно. Теперь называем звонкие непарные. : Н, М,  Л,  Р,  Й!

:  Называем глухие непарные. : Х,  Ц,  Ч,  Щ! : Правильно! И последнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на английском языке для 5 класса "Наши любимые животные"

Цель урока с использованием Интернет-ресурсов - помочь учащимся подготовить монологическое высказывание по теме "Наши любимые животные"...

Наша любимая Маша

Содержит рисунки Маши из популярного мультфильма "Маша и медведь" (рисовали дети шести лет из студии развития )...

Конкурс постановок сказок "Наши любимые сказки"

Мероприятие для учащихся 1-5 классов "Наши любимые сказки" содержит музыкальное оформление и разнообразные игровые моменты....

Презентация к сценарию "Наши любимые сказки"

Яркая, красочная презентация к сценарию "Наши любимые сказки" - прекрасный помощник при проведении мероприятия....

Наша любимая фонетика

Много лет работая учителем - логопедом, я часто убеждаюсь в том, что тема «Фонетика» является труднозапоминаемой и неинтересной для большей части учеников начальной школы. Поз...

Защита любимой книги "Наши любимые сказки" по произведениям К.И.Чуковского

Участвовали в городском литературном фестивале  "Книга собирает друзей"...

Комплексная программа воспитательной работы для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство»

      Положительный опыт воспитательной работы позволяет рекомендовать классным руководителям 5-9 классов специальных (коррекционных) школ для учащихся с нарушением интеллекта ко...