1 апреля на уроке русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

занимательный материал для уроков русского языка 1 апреля. 6 класс- по теме "Местоимение", 7 класс - "Междометие", 10 класс - диктант "Ожидание Пасхи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_aprelya_uroki.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Междометие. 7 класс

1.И смех и шум, и смех и шум!
А я стою – и ни бум-бум. А вы – бум-бум? (А.Галич)

Задание 1.Спрятанное слово.

Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.

1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание 
«Остановись! Довольно! Хватит!».
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

Ответы на кроссворд:http://rus.1september.ru/2003/11/1.gif

1. Гм.
2. Эге.
3. Вжик.
4. Дудки.
5. Грох (хлоп).
6. Шмыг.
7. Бе.
8. Стоп.
9. Бис.
10. Брень.

 

Задание 2. Проиллюстрируйте каждую фразу рассказа движениями и звуками.

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети показывают, как спят рабочие.) Где-то пропел петух. (Дети воспроизводят крик петуха.) Часы пробили 6 ударов. (Бум-бум-бум. 6 раз.) Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. (У-у-у-у.) Загудели моторы. (Дзу-у, дзу-у.) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Вжик-вжик.) Слышен гудок паровоза. (У-у-у.) Паровоз медленно приближается к складу. (Пых-пых-пых.) На заводе слышен опять гудок. (У-у-у.) Пора обедать.

6 класс. Местоимение.


1. Разминка. Отгадайте загадки:
Когда руки бывают местоимениями? 
(Когда вы-мы-ты.)
Какие местоимения попадаются на дороге? 
(Личные: я – мы.)

2. Отгадайте шарады.

а) Мой первый слог найдешь тогда, 
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй;
А в целом – столик школьный твой.

(Парта)

б) Слог первый всякий угадает:
На нем ведь скатерть расстилают.
К нему прибавим мягкий знак,
А дальше будем делать так:
Тот слог, что роднит молоко и корову, 
Допишем в конце – и готово!

(Столько)

3.Послушайте стихотворение, ответьте, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.

Он, она, оно

Мое стихотворение
Про местоимение.
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет 
оно
Розовой жар-птицей.
А стемнеет – 
он придет,
Тоненький,
Смущенный, –
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет 
она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
Кто же 
он, оно, она?
Месяц, солнце и луна!

(Е.Кай)

4. Прослушайте рассказ «Умные спорщики» (из книги В.Волошиной «Русский язык», с. 387–388).
Выпишите все 
местоимения, распределив их по разрядам в таблице.

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
– Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

5.Придумайте пантомиму, чтобы проиллюстрировать фразеологизмы с местоимением – например, такие:мы сами с усами; рвать на себе волосы.
Готовые листочки с фразеологизмами. Показать так,        чтобы отгадали.

не видать как своих ушей;
намотай себе на ус;
заруби себе на носу;
надеть хомут себе на шею.

6. Разберите местоимение по составу.

Кому-либо, самому, некоторые, ни у кого; чем-нибудь, всякого, никакие, кое с кем.

7. Замените описательный оборот одним словом, подчеркните местоименный корень. (Письменно.)

Например: спокойствие, умение не терять присутствие духа – самообладание;
критика недостатков собственной работы – самокритика;
обслуживание себя собственными силами – самообслуживание;
преувеличенно высокое мнение о себе самом – самомнение;
работа, совершаемая своими силами (ответить прилагательным), – самостоятельная;
помощь, оказанная вовремя, – своевременная;
дело, общее для всего народа, – всенародное.

8.Вспомните пословицы с местоимениями. (Или игра «Доскажи пословицу».)

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

 На всякого мудреца довольно простоты.

 Кто много читает, тот много знает.

 Не все то золото, что блестит.

От иной похвалы хоть в землю уйти.

Диктант (10класс)

Ожидание Пасхи

Приближалась Пасха. Стояли чудные мартовские дни. Белый снег, переливающийся миллионами бликов от яркого солнца, был ослепителен, а южный ветерок «дырявил» его, отчего тот становился как швейцарский сыр и, оседая, быстро сходил. Всюду бежали ручейки, звонкие, говорливые. Дороги, все в грязных проталинах, уже почернели, и теперь по ним важно расхаживали недавно прилетевшие грачи. Резвились жаворонки, высоко взлетая к небесам и снова падая на землю будто камнем. Весело распевала на опушке леса свою немудреную песенку овсянка. Со дня на день надо было ждать и громкоголосых зябликов, так оживляющих наши леса в летнее время, а за ними должны были прилететь и длиннохвостые трясогузки.

Словом, природа быстро оживлялась и, казалось, тоже предчувствовала приближение праздника.

Но больше всех Святую Пасху ждала Аля, девочка восьми лет. Аля помнила, как мама обещала взять ее к заутрене тогда, когда она станет большая и пойдет в школу. Об этом девочка не раз думала в течение года. И теперь ее, ученицу 1-го класса, должны взять на пасхальную ночь в церковь. Полная радостной надежды, Аля спешила домой. Бежавшие всюду ручейки поминутно загораживали ей дорогу, но, погруженная в свои думы, девочка не замечала ничего.

(По рассказу А.Свиристелова «Первая Пасха»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...

Конспект открытого урока русского языка в 6 б классе 21 апреля 2021 г. Тема: «Неопределённые местоимения»

                          Конспект открытого  урока русского языка в 6 б классе 21 апреля 2021 г. Тема: «Неопред...