Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Яркова Вера Ивановна

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Для того чтобы расширить терминологический ресурс учащихся, применяю и такой     нестандартный  эффективный вид лексической работы как терминологические диктанты (литературоведческие, исторические, профессиональные). Проиллюстрирую это на примере. Учащимся предлагается назвать одним словом словосочетания. Например,

Разнообразие видов продукции (ассортимент),

Вспомогательные  детали,  сопровождающие что-то главное  (аксессуары),

С целью расширения словарного запаса учащихся техникума, углубления знаний о профессиональных терминах, развития интереса к языку я применяю и поисковые задания этимологического характера.

    С целью развития интереса к языку, пополнения лексического запаса учащихся средствами фразеологии, воспитания культурного высокоразвитого человека применяю и такой нестандартный вид работы как сравнительный анализ фразеологических единиц двух неродственных языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_interesa_k_izucheniyu_russkogo_yazyka.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования «Энгельсский политехникум»

Из опыта работы

«РАЗВИТИЕ  ИНТЕРЕСА  К  ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОСРЕДСТВОМ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ  ЗАДАНИЙ »

Преподаватель русского языка и литературы

Яркова В.И.


Развитие интереса к  русскому языку посредством  использования нестандартных занимательных  заданий.

1.Актуальность.

Я работаю в Энгельсском политехникуме, где ребята наряду с профессиональным получают и среднее (полное) общее образование. Контингент первокурсников очень неоднородный. Приходят дети из различных учебных заведений города и области. Учащиеся приходят в техникум с различным уровнем сформированности познавательной деятельности, с различным уровнем обученности и обучаемости. У многих обучающихся потерян интерес к книге как источнику знаний, снижен уровень внутренней мотивации к обучению. Это обусловлено такими негативными явлениями современной жизни как падением  ценности образования в обществе, негативным влиянием телевидения, пагубным воздействием компьютерных игр на подростков. У учащихся отсутствуют познавательные интересы к изучению  русского языка, они недостаточно хорошо умеют пользоваться учебником, не знают его структуру. Поэтому развитие познавательного интереса к предмету  для нас очень актуально.

Как сделать урок русского языка интересным? Многообразие поисков решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий, упражнений - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой.

Конечно же:

1.самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

2.необычные условия работы;

3.активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Интерес к русскому языку не возникает стихийно, он развивается при определённых условиях, которые создаются преподавателем. Такими условиями могут быть: чувство удовлетворённости при выполнении заданий или при преодолении затруднений, успех в учении, осознание значения языка в жизни общества.

2.Теоретические предпосылки.

Одна из первых попыток осмыслить проблему занимательности была предпринята В.Ф.Одоевским. «В человеке, - утверждал он, -  заложено стремление к познанию, любопытство. Самый серьёзный труд должен быть для ребёнка занимательным».          

Познавательный интерес, как пишет Г.И.Щукина, -  важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Познавательный интерес – это избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения связано с проблемой занимательности, которой посвящены многие работы по психологии и методике (Ю.К.Бабанский, К.А.Лыгалова, М.А.Данилов, Я.И.Перельман  и др.).

Я.И.Перельман  - основатель жанра научной популяризации в нашей стране - считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвящённого человека, его удивлять, возбуждать в нём процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Умственный труд, считает Я.И.Перельман, неразрывно связан с приобретением прочных знаний. Занимательная наука делает труд интересным, а потому и приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне учения.

Г.И.Щукина рассматривает занимательность  как сильное средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого. Занимательные приёмы должны служить обогащению подлинного устойчивого познавательного интереса, создавать ситуацию, заставляющую мгновенно понять суть заданий, прочно запечатлеть в эмоциональной памяти данный факт, данное событие.

Л.Н.Толстой высоко ценил доступность и занимательность в обучении. В ней он видел неповторимый дух школы, который содействует росту интересов детей, отвечает запросам, их опыту, обеспечивает эмоциональный подъём, увлечённость.

О проблеме занимательности писали М.А. Данилов, И.Ф. Бунанов, С.М. Бондаренко, Л.Д.Эрниязова. Эти авторы  считают занимательность важным   и  «острым средством обучения», средством привития интереса к предмету.

М.А. Данилов считает, что необходим индивидуальный подход к ученику, важно стремиться к тому, чтобы задания давались с учётом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. И то,  и другое ведёт к потере интереса. «Лёгкое обучение,- пишет М.А.Данилов, - быстро притупляет интерес и не содействует развитию познавательных способностей учащихся. При непосильных же трудностях учение детей задерживается или даже приостанавливается, интерес падает».  

Л.Д.Эрниязова  считает, что особую актуальность занимательные задания имеют для слабоуспевающих учащихся.  Ученики, имеющие трудности в обучении, особенно откликаются  на занимательность, на новое и необычное, дающее выход эмоциям. Наибольшее применение, считает М.А.Данилов, занимательность находит при закреплении и повторении учебного материала, при совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Повысить  качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика - таковы задачи школы сегодня. Поэтому так важен процесс развития познавательных интересов учащихся, одним из главных средств которого является занимательность.

3. Сущность опыта.

  Мною разработана и активно используется система нестандартных заданий по русскому языку по темам «Лексика», «Фразеология» и «Фонетика»,  призванных повысить интерес к языку и, как следствие, качественную успеваемость по предмету. Система заданий – это совокупность заданий, которые взаимодействуют друг с другом, построены по принципу преемственности и постепенного усложнения. Нестандартные задания по русскому языку разнообразят учебный материал, делают его ярче, живее. Такие задания должны способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивать смекалку, сообразительность, воспитывать «языковое чутьё», столь необходимое каждому культурному человеку. Я интегрирую содержание учебника с нестандартными заданиями, так как в плане содержания некоторые упражнения устарели и не учитывают реальные интересы подростков. Такие нестандартные задания активизируют мыслительную деятельность обучающихся, развивают интерес к русскому языку, который считается одним из самых трудных и, к сожалению, не является любимым для многих учащихся. 

ЛЕКСИКА.

      На уроках изучения лексики я применяю такие нестандартные виды лексических заданий как работа с кроссвордами, терминологические диктанты, сравнительный анализ лексики двух славянских языков, а также поисковые задания этимологического характера.

      С целью повышения эффективности обучения при повторении раздела «Лексика» я использую такой нестандартный вид лексической работы как работа с кроссвордами. Эту деятельность можно разделить на 3 этапа.

  1. На начальном этапе повторения раздела «Лексика» с целью  пополнения лексического запаса детей, закрепления понятий синонимы, омонимы, антонимы учащиеся разгадывают кроссворды по соответствующим темам программы.
  2. На следующем этапе лексической работы с целью развития интереса к языку и развития творческих способностей, расширения лексического запаса будущих специалистов (поваров, кондитеров, коммерсантов, парикмахеров) учащиеся получают задание составить свой кроссворд по определённой теме. Изюминкой этих кроссвордов является то, что их содержание составляет профессиональная лексика.  С целью закрепления правописания профессиональных терминов, которые большей частью являются трудными иноязычными словами, ребята привлекаются мною и к составлению словариков профессиональной лексики для специальностей «Лаборант-аналитик», «Парикмахер», «Прикладная информатика». В них собраны термины, изучаемые на уроках специальных дисциплин и вызывающие у ребят определённые затруднения в написании. Таким образом, осуществляются межпредметные связи с такими дисциплинами как «Аналитическая химия», «Информатика», «Электротехника», «Материаловедение», «Парикмахерское искусство».
  3. Третий этап этой работы проходит во время проведения предметных недель по специальности, когда учащиеся отгадывают кроссворды и оценивают работу друг друга. Таким образом, реализуется принцип метапредметности и рефлексивности в обучении.

Для того чтобы расширить терминологический ресурс учащихся, применяю и такой     нестандартный  эффективный вид лексической работы как терминологические диктанты (литературоведческие, исторические, профессиональные). Проиллюстрирую это на примере. Учащимся предлагается назвать одним словом словосочетания. Например,

Разнообразие видов продукции (ассортимент),

Вспомогательные  детали,  сопровождающие что-то главное  (аксессуары),

Недостаток денег в кассе (недостача). Такая работа не только расширяет словарный запас детей, но и создаёт условия для формирования социализации личности учащихся.

Применяю и такой нестандартный вид лексической работы как сравнительный анализ лексики двух славянских языков. Целью таких заданий является развитие «языкового чутья», а, следовательно, повышение грамотности учащихся, привитие любви к языку, воспитание культурного, органично развитого человека. Учитывая сложность таких заданий, их мы  выполняем, как правило, по подгруппам. Вот пример такого задания, условно названного  «Переведи слово». Сначала учитель делает небольшое вступление о родственных языках. Далее даётся группа слов родственного славянского языка (например, польского) и группа русских слов. Задание: найти соответствие русских и польских слов. В ходе выполнения этого упражнения ребята анализируют иноязычные слова, ищут соответствия со словами русского языка, делают вывод о близком родстве двух языков. Таким образом, у подростков развивается «языковое чутьё», так необходимое каждому грамотному человеку.

С целью расширения словарного запаса учащихся техникума, углубления знаний о профессиональных терминах, развития интереса к языку я применяю и поисковые задания этимологического характера. Учащиеся получают индивидуальное домашнее задание  - найти информацию о происхождении того или иного слова, профессионального термина, фразеологического оборота. Так, например, на уроке, посвященном изучению публицистического стиля речи, ребята готовили материал о лексике публицистического стиля. (Из какого языка пришло слово, каково его лексическое значение, есть ли переносное значение). Также исследовательское задание обучающиеся получают при изучении своей профессиональной лексики. Примеры подобных заданий:

  1. Как возникло выражение «перемывать косточки»?
  2. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение.
  3. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? ( По И.М.Подгаецкой).

    Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном уровне): работать с научно - популярной литературой и справочниками, анализировать языковые единицы, формулировать выводы, составлять текст сообщения, реферата, доклада.

ФРАЗЕОЛОГИЯ.

 На уроках повторения фразеологии я применяю такие нестандартные виды заданий как работа с рисунками, на которых изображается ошибочное восприятие фразеологизма, исследование синтаксической роли фразеологизмов, сравнительный анализ фразеологических единиц двух неродственных языков, а также поисковые задания этимологического характера.

На начальном этапе повторения темы  «Фразеология» с целью повышения эффективности обучения, развития интереса детей я широко применяю наглядность – рисунки, на которых изображается ошибочное восприятие фразеологизма, связанное с непониманием смысла словосочетаний. Эти наблюдения развивают умение абстрагироваться от непосредственной системы значения слов, входящих во фразеологический оборот, и выявлять его иносказательный смысл.

    С целью выяснения синтаксической роли фразеологизмов обучающиеся получают задание такого типа: пользуясь словарём фразеологических синонимов, составить небольшой текст из фразеологизмов и выяснить их синтаксическую функцию. Ребята составляют небольшой текст (3-5 предложений), выясняют синтаксическую функцию фразеологических единиц, делают  вывод  о том,  что фразеологический оборот является неделимым словосочетанием. Например: Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей у него не будет!

    С целью развития интереса к языку, пополнения лексического запаса учащихся средствами фразеологии, воспитания культурного высокоразвитого человека применяю и такой нестандартный вид работы как сравнительный анализ фразеологических единиц двух неродственных языков. Задания такого рода использую и на обычных уроках, и во время проведения командных игр.  Чтобы проиллюстрировать эту работу, приведу пример. Дети получают задание, сформулированное так: догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

1. Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

2. Чёрная овца в семье.

3. Не стоит пороха и дроби.     И другие.  

При выполнении этого задания подростки вспоминают известные им  русские пословицы и поговорки, анализируют их смысл, приходят к выводу о синонимичности некоторых русских и английских пословиц. И, таким образом, постигают народную мудрость.

В своей совокупности нестандартные занимательные задания на уроках русского языка должны способствовать развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.

ФОНЕТИКА

Нестандартные задания по русскому языку разнообразят учебный материал, делают его ярче, живее. Такие задания должны способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивать смекалку, сообразительность, воспитывать «языковое чутьё», столь необходимое каждому культурному человеку. Необычность заданий вызывает у ребят удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Таким образом,  работа с нестандартными заданиями на уроках русского языка носит  системный характер, отсюда и положительный результат, который будет описан в п.4.

4. Результативность работы.

Показателями развития познавательного интереса к русскому языку и эффективности проведения уроков с применением нестандартных заданий  является:

  • появление у обучающихся устойчивого интереса к предмету; студенты стали задумываться над смыслом слова, искать его исконное значение. Показателем наличия познавательного интереса в первую очередь являются вопросы обучающегося. Именно эта внутренняя необходимость найти ответ на возникший вопрос свидетельствует о познавательной направленности ученика. (Б.Г.Ананьев)
  • у многих учащихся техникума сформировался навык самостоятельной работы, укрепляющий познавательный интерес,  развились исследовательские  умения. А это является одним из условий формирования ключевых компетенций.
  • применение нестандартных заданий активизировало работу учащихся. Стремление учащихся по собственному желанию принять участие в обсуждении вопросов, дополнить и исправить ответы товарищей, качество ответов  - всё это следует считать признаками наличия у них познавательного интереса. Более чем у 56% ребят возросла активность на уроках и во внеурочное время.
  • Изменился характер процесса деятельности: всё меньше учащихся проявляют безразличие к заданию, большее количество учащихся  - проявляют готовность к действию. Изменился и уровень выполнения познавательной задачи – около 47% ребят выполняют задания самостоятельно, а не путём списывания  с доски. При работе с разноуровневыми карточками всё больше ребят выбирают задания уровня Б.
  • Эмоциональные проявления учащихся также свидетельствуют о наличии у них познавательного интереса. Это речевые реакции  (восклицания типа: «Супер! Я это сделал!»), обмен мнениями с соседом по парте,   адекватность реакций учащихся на происходящее в классе.
  • участие подростков по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы, выполнение ими индивидуальных заданий.  Эти показатели характеризуют устойчивость и силу познавательного интереса.
  • учащиеся показывают более прочные знания по предмету. (Таблица 1.)

По мнению самих учащихся, использование таких заданий намного разнообразило уроки. Ребятам стало легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические правила. А такие мероприятия как «Самый умный студент», «Грамотей» или игру «Занимательная грамматика» ребята ждут с нетерпением.

В рамках темы  «Лексика» увеличился словарный запас детей. Они стали употреблять слова, ориентируясь на нормы литературного языка, стали грамотнее использовать трудную иноязычную лексику. Об этом свидетельствуют  результаты словарных диктантов, за которые увеличилась на12- 14% качественная успеваемость. В рамках темы «Фразеология» пополнился лексический запас учащихся средствами фразеологии. Речь ребят стала ярче, выразительнее. Об этом говорит анализ письменных работ учащихся. Изучая тему «Фонетика»

Данные результаты были получены с помощью различных методов исследования познавательных интересов  (анализ  письменных работ учащихся, тестирование,  социологический опрос, анкетирование).

Анализ результатов показывает, что студенты перестали бояться трудностей, изменился характер их вопросов, повысилась грамотность. Об этом свидетельствует и анализ контрольных и самостоятельных работ.

Успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе на протяжении трёх лет составляет 100 %, а качественная успеваемость возрастает.

Таблица 1.

                                         Качественная успеваемость.

Годы обучения

Литература

Русский язык

2008-2009

42 %

26 %

2009-2010

45 %

30,5 %

2010-2011

51 %

34,4 %

2011-2012

59 %

43 %

   Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, а также  способствует углублению знаний по русскому языку, повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления, обогащению их словарного запаса, развивает смекалку, сообразительность, воспитывает «языковое  чутьё». Нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и  др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения русскому языку.

  1. Практическая значимость.

Практическая значимость отразилась в наработке оригинальных конкурсов, игр, заданий, упражнений. Мною разработаны:

  • игра «Занимательная грамматика», «Грамотей», «Конкурс знатоков», «За семью печатями»,  «Самый умный студент», «Последний герой».
  • Дидактические игры по темам «Лексика»,  «Фразеология», «Фонетика».
  • Наработан раздаточный материал по темам, созданы различные по формам презентации.
  • созданы видеоуроки по истории некоторых фразеологизмов в русском языке.

Использование нестандартных занимательных заданий по русскому языку, безусловно, будет интересно учителям – словесникам.

Практическая значимость моей работы в том, что предложенная система может быть использована как на уроке, факультативе, так и во время внеурочных занятий.

Опытом применения нестандартных занимательных заданий я делилась на методическом объединении преподавателей общеобразовательных дисциплин. Коллеги положительно оценили мою работу по применению активных методов обучения и рекомендовали продолжать  деятельность в этом направлении.

Особо были отмечены межпредметные связи при составлении и выборе заданий, интегрированность заданий по русскому языку со смежными дисциплинами: историей языка, литературой, специальными дисциплинами по избранной обучающимися специальности (кулинарией, электротехникой, информатикой, программированием, товароведением и др.) Так же коллеги отметили направленность многих заданий на развитие творческих способностей учащихся, вовлечение их в исследовательскую деятельность.

Я ежегодно участвую в предметной неделе общеобразовательных дисциплин, в ходе которой проводятся мероприятия занимательного характера, например, « Самый умный студент», игра «Занимательная грамматика», «Грамотей», «Конкурс знатоков», «Последний герой»,  конкурс стенных газет, конкурс буклетов, рекламных роликов, и др.

Мероприятия носят соревновательный характер, что, безусловно, усиливает накал борьбы между командами, стремление правильно выполнить задание. Во время такой работы у учащихся активизируются мыслительные функции (анализ, синтез, логическое мышление). В процессе работы сохраняется творческая обстановка. Надо отметить, что студенты техникума с нетерпением ждут такие мероприятия, с удовольствием в них участвуют, показывают неплохие результаты.

Нестандартные  занимательные задания – «важное и достаточно острое средство обучения»  (Г.И.Щукина). Разнообразная работа на уроках русского языка даёт возможность привить учащимся любовь к своему родному языку и постичь его тайны, что так необходимо каждому культурному человеку.

Уметь подмечать у ученика малейшее проявление интереса к учению, создавать все  условия для того, чтобы последовательно формировать познавательный интерес, будить мысль, ставить проблемный вопрос, удивлять учеников неизведанным, включать их в активную самостоятельную деятельность, укрепляющую познавательный интерес, - таковы задачи современной школы, учителя.


Список использованной литературы

1.      Л.А. Шкатова. «Подумай и ответь». М. «Просвещение» 2009г.

2.      Г.Г. Граник С.М.Бондаренко «Секреты пунктуации»  М. «Просвещение» 2007г

3.      А.Т. АрсирийГ.М.Дмитриева «Материалы по занимательной грамматике русского языка» Учпедгиз. М. 2008г

4.      Л.Т.Григорян « Язык мой – друг мой». М. «Просвещение» 2008г.

5.      В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.З.Розенталь «Занимательно о русском языке» Ленинград. «Просвещение» 1990г.

6.  Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая  Секреты орфографии. М.:Просвещение   2008г.

7.  Л.Д.Эрниязова   Занимательность на уроках русского языка. РЯШ. М.:    Просвещение   №6 2009 , РЯШ №6 2005г.

 8.  Л.В. Петрашевская   Игра на уроке русского языка М.: Мирос-Маик

            «Наука -  Интерпериодика» 2009г.

 9.  В.Ф.Шаталов Учить всех, учить каждого.  Педагогический поиск. 1989г

 10.    Г.И.Щукина  Педагогические проблемы формирования познавательных интересов   учащихся   М.: Педагогика, 2008.- 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....